— Алишер Анатольевич, расскажите, пожалуйста, что побудило вас выдвинуть свою кандидатуру на пост президента РФС. Какие вопросы, касающиеся российского футбола, являются для вас приоритетными?
— Мной движет желание изменить систему управления РФС, несогласие с существующей системой, которая только стагнирует, а не развивает игру. Это и желание реализовать комплексную программу, в разработке которой я принимал участие в последние годы и с которой вышел на предстоящие выборы президента РФС. 2,5 года назад я выходил практически с такой же программой, но последними руководителями РФС она не была реализована.
Под эгидой РФС есть 17 сборных. В этом отношении есть положительный опыт таких стран, как Франция и Италия, где есть национальные футбольные центры. У нас есть всё, чтобы создать такой центр в Звенигороде. Думаю, после выборов президента мы вернёмся к этому вопросу, и это будет один из ключевых вопросов развития футбола.
За этот предвыборный период я опубликовал программу и побывал в практически всех регионах, где представлены члены РФС. Побывал в Красноярске, в Екатеринбурге, в Ростове, в Санкт-Петербурге. Мне удалось за сравнительно небольшой срок провести активную предвыборную кампанию.
— Каковы основные положения вашей программы?
— Они связаны с комплексной реализацией тех задач, которые стоят на сегодняшний день перед РФС. Это создание эффективной системы подготовки резерва и специалистов в сфере футбола, подготовки сборных команд, создание научно-методической базы и строительство национального центра футбола, а также 60 центров на межрегиональном уровне. Задачи, цели и виды деятельности разработаны нашими ведущими специалистами, работавшими ещё в комитете РФС по развитию футбола. Эта программа могла быть реализована ещё пять лет назад, но в силу объективных и субъективных причин не была реализована. Это модель развития футбола в развитых футбольных странах, адаптированная к российским реалиям.
— Вы упомянули ведущих специалистов, которые разрабатывали систему. А где же были раньше эти эксперты до 2006 года?
— Наверное, это один из недостатков работы прежних руководителей, которые уделяли недостаточно внимания развитию футбола. Были и объективные обстоятельства во времена правления Вячеслава Колоскова: не было таких финансовых возможностей у государства и РФС, чтобы решить все насущные вопросы. В то время не было возможности комплексно решать вопросы по всей стране, но теперь она есть. Если в 90-е годы была задача заниматься подготовкой сборных команд, но не было возможности комплексно решать вопросы по всей стране, то теперь такая возможность появилась. Была достаточно эффективно реализована программа «Подарим детям стадион», где мы постелили 400 полей по всей стране, хотя позднее анализ показал, что был и ряд недостатков. На этих полях работают тренеры, которые не имеют специального образования и научно-методической основы. Это обстоятельство лимитирует развитие программы.
— Как решить вопрос с детьми, которые не играют на полях? Зачастую получается так, что площадки арендуют взрослые любительские команды, а дети вынуждены продолжать месить огороды.
— У РФС, к сожалению, не было своей собственной базы, своей системы, в рамках которой он имел бы свой центр, а региональные федерации – свои системы. Совершив поездку по регионам, я понял, что местные федерации живут по остаточному принципу. У них есть в аренде офисы, но нет материально-технической основы, чтобы отвечать за подготовку резервов. Если эта программа будет реализована в течение пяти лет, то можно будет сказать, что у РФС будет своя материально-техническая база.
— Но где взять деньги для реализации этой программы?
— Аналогичные вопросы задавали мне члены РФС в регионах. Утверждена федеральная целевая программа по развитию футбола, и это огромная помощь в развитии футбола. Но, к сожалению, она заключается лишь в создании искусственных полей. Я неоднократно критиковал министра спорта за то, что он не привлёк к реализации программы специалистов и не удовлетворил технические требования. Из 19 миллиардов, выделенных до 2016 года, осталось фактически порядка 4 миллиардов из этой программы, и следовательно программа неэффективна. Есть министерство спорта, которое реализует программу, а есть РФС, который к этому не имеет никакого отношения. Поля стелятся в ДЮСШ непрофильного минобразования, в рамках которых никак не повлиять на подготовку тренеров. Надо провести тщательный анализ и дать расширенную справку по эффективности использования искусственных полей за последние 6 лет, обосновать неэффективность этой программы. В настоящих условиях мы не можем говорить о задаче победы на чемпионат мира, речь пойдёт об антикризисной программе. Надо либо менять существующую программу в качественных параметрах, либо утверждать новую.
— Правительство не планирует возвращать долг Российского футбольного союза банку. Расскажите, каким образом вы в случае вашего избрания президентом РФС планируете рассчитаться с долгами.
— Сегодня государство развивает футбол в двух направлениях. Первое – это федеральная целевая программа, где 650 миллионов долларов выделено на период с 2008 по 2016 год. Но есть и второе направление финансирования – содержание профессиональных клубов. За 10 лет бюджеты клубов выросли в 3-4 раза, и 1 миллиард евро тратится на содержание клубов. Из них 75% тратится государственными компаниями и из бюджета РФ. Из-за этого миллиарда у нас, к сожалению, зависимость от государственных средств только увеличилась. Мы не создали эффективную систему подготовки талантливых футболистов при огромном вливании государственных средств.
Имидж и репутация РФС в глазах общественности за последние годы были подорваны такими руководителями, как Фурсенко. Следствие этого – заведомо пессимистическое отношение к будущему руководству организации. Но как изменить этот имидж? Прежде всего благодаря полной открытости и гласности.
Бюджетные вливания негативно влияют на параметры профессиональных соревнований. Посещаемость упала до уровня 11 000 зрителей, телерейтинги упали до самой низкой точки в 3,5%. Болельщик не стал самостоятельной экономической единицей. Мы должны идти по закону рынка, но понимать, что доходы от трансляций составляют не более 5% от бюджетов клубов. Болельщик не в состоянии оплачивать футбол собственными деньгами. Получается, что болельщик тратится на профессиональных футбол дважды – в качестве налогоплательщика, а также покупая ресивер и выплачивая абонентскую плату.
— Как же, по вашему мнению, вернуть болельщиков на трибуны?
— У нас отсутствует зрелищность, качество игры на стадионах при таком лимите легионеров, когда молодые игроки не имеют игровой практики в Премьер-Лиге. На опорных зонах нет ни одного игрока 1990-х годов рождения. Мы можем говорить о лимите «6+5», «7+4». Но решает вопрос подготовка резерва, виды деятельности для создания этой базы.
— Что делать в условиях, при которых академии при клубах воспитывают выпускников, которые не могут пробиться в основные команды? С другой стороны, функционирует же академия Коноплёва, которая является одной из немногих эффективных футбольных школ, продающих игроков в клубы РФПЛ.
— Я на прошлых выборах президента РФС говорил, что нынешняя система неэффективна. Надо поставить вопрос о переводе существующих 1500 спортивных школ, находящихся в ведении непрофильного Минобразования, в профильный Минспорта. Могу сказать, что есть позитивные сдвиги. Например, президент Путин недавно на совещании в Сыктывкаре заявил о поддержке перевода спортивных школ в ведение Минспорта. Хотя этот самый механизм перевода уже вопрос завтрашнего дня. Что касается ДЮСШ, находящихся в ведении клубов, то реально из 120 клубов свои школы имеют около 30 клубов. Остальные клубы фактически находятся на формальных договорах с отдельными ДЮСШ. Считаю, что необходимо ужесточить требования к клубам по финансированию своих школ. Будучи в Красноярске с визитом, я выяснил у президента «Енисея» Владимира Евтушенко, что бюджет клуба составляет 300 млн долларов. На школу из них тратится 13 млн. Но это ещё хороший показатель. Плохо, когда выделяют 2-3% и ДЮСШ находятся на остаточном финансировании. Надо регламентировать их определённым процентом финансирования от годового бюджета клуба. Может быть, тогда это стимулирует их к развитию собственных кадров.
— Что будете делать со скандалами в судействе, как решать проблемы с агентами, если будете выбраны главой РФС? Как поступите с коррупцией в футболе?
— Коррупция — это злободневный вопрос российского футбола. Мы создавали межведомственные рабочие группы РФС и МВД, комитет по этике, комиссии по договорным матчам, но эффекта так и не увидели. За одним столом нигде в Европе не обсуждались вопросы коррупции в содействии с правоохранительными органами. Органы правопорядка должны действовать самостоятельно. Если возникают вопросы к деятельности отдельных лиц, надо сразу передавать эту информацию правоохранительным органам. Невозможно бороться с коррупцией в наших условиях, так как бюджет клубов составляется из вливаний государственных корпораций и бюджета регионов. Наличные на подкуп судей и договорные матчи дают хозяева клубов. Как применять закон об оперативно-розыскной деятельности? На кого ставить прослушивающие устройства, к кому внедрять агентов? У нас зависимость от государственных средств не позволяет эффективно бороться с этим процессом. Агентскую деятельность тоже надо приводить в порядок. Вы сами знаете, сколько скандалов было у нас за последние два года. Считаю, что агент должен получать максимум 10% за свою деятельность. Сейчас мы видим, что иногда агенты получают по 300-500% за свои услуги.
— Как бороться с бесчинствами полиции на стадионах? Нередко мы слышим сообщения об избиении граждан Российской Федерации сотрудниками органов охраны правопорядка.
— Футбол – это индикатор посещения молодёжи, фанатских группировок. Это не только проблема РФС, но и воспитания молодёжи. На трибунах нередко слышатся расистские, матерные выкрики. Что сделал РФС, чтобы минимизировать негативные проявления? Как, например, боролась с этим Англия? Эту проблему им удалось решить. Создавалась ли рабочая группа? Не думаю. Ещё раз повторю, проявления негатива на стадионах – это не только футбольная проблема, но и вопрос воспитания, отсутствия внятной идеологии в стране. Были конфликты на стадионах во время чемпионатов СССР, но их масштабы соотносились в разы. Болельщики сидели вместе, колоссальной вражды между отдельными группировками не было. Это болезненный вопрос, требующий комплексного и грамотного решения. Созданная организация ВОБ не выполняет свои задачи по отдельным вопросам, у меня огромные претензии к их работе. Все марши, проходившие на последнем Чемпионате Европе вызывают вопрос о том, насколько эффективно работает организация. Если мы не изменим её идеологию по примеру других стран, то вопрос не решим.
— У некоторых читателей нашего портала есть опасения в связи с тем, что при вас наша сборная может базироваться даже не в «Балчуге», не в «Мариотте» и даже не в Кратово, а в «Президент-Отеле». Какие условия были бы приемлемы для сборной, на ваш взгляд?
— Под эгидой РФС есть 17 сборных. В этом отношении есть положительный опыт таких стран, как Франция и Италия, где есть национальные футбольные центры. У нас есть всё, чтобы создать такой центр в Звенигороде. Думаю, после выборов президента мы вернёмся к этому вопросу, и это будет один из ключевых вопросов развития футбола. Ни в каком отеле сборная больше жить не будет. Чтобы построить национальный центр, потребуется два года. Но на данный момент в нашем распоряжении есть база в Кратово, пустующая база «Торпедо» в Мячково, которая может соответствовать уровню подготовки. Но могу сказать, что те 35 млн долларов, которые сейчас тратит на сборную РФС при 70-миллионном бюджете, это недопустимо. Это запредельные цифры. При имеющихся национальных центрах в других странах на подготовку сборных тратится порядка 6-7 миллионов. Надеюсь, что в плане строительства национального центра мы найдём понимание не только со стороны руководства РФС и футбольной общественности, но и со стороны Фабио Капелло.
— Верите ли вы в свой успех на выборах президента РФС?
— В ходе предыдущих выборов был применён противозаконный административно-политический ресурс. Я испытал это на своей шкуре, когда ездил в регионы. Сейчас присутствует запрос на изменение по отношению к выборам не только от футбольной общественности, но и от политической власти, которая сейчас не вмешивается в выборный процесс РФС. Члены РФС могут выработать объективные критерии к кандидатам и спокойно проголосовать.
Если на прошлых выборах у нас было два кандидата, а позапрошлые выборы были безальтернативными, то сегодня есть 7 кандидатов. Я верю в успех, потому что у меня есть программа. А главный критерий выбора – конкуренция программ. В регионах я нашёл понимание и идеологически близких к себе людей.
— После ухода с Сергея Фурсенко с поста президента РФС осталось много недосказанного. Можете ли вы гарантировать, что в случае вашего прихода к руководству РФС деятельность организации станет прозрачной для общественности?
— Вопрос демократии, открытости и гласности – принципиальный вопрос работы спортивной общественной организации, каковой является РФС. Имидж и репутация РФС в глазах общественности за последние годы были подорваны такими руководителями, как Фурсенко. Следствие этого – заведомо пессимистическое отношение к будущему руководству организации. Но как изменить этот имидж? Прежде всего благодаря полной открытости и гласности. Прежде всего это касается финансовой деятельности РФС. Но есть члены РФС, приезжающие на ежегодные конференции, где даются отчёты по финансово-хозяйственной деятельности. Но общих отчётов недостаточно. Считаю, что члены РФС должны сами требовать с руководства РФС расширенный аудиторский отчёт. Если сегодня есть РФС и есть его бюджет, то все статьи расходов должны публиковаться на сайте: сколько средств уходит на подготовку сборных, сколько получает федерация от реализации коммерческих прав, каковы детали контракта главного тренера. Только благодаря такой открытости и гласности мы сможем восстановить подорванный авторитет РФС.