Турнирная таблица чемпионата мира — 2014 по футболу
Расписание чемпионата мира — 2014 по футболу
Опрос: как вы оцениваете уровень судейства в первых матчах чемпионата мира?
В минуты, когда я приступал к написанию этого текста, начинался матч Мексика – Камерун. ЧМ-2014 ещё не успел войти в то рутинное состояние, когда рядовые встречи нетоповых команд в групповом турнире можешь из-за обилия работы со спокойной душой пропустить. Пока хочется поглощать всё и вся. Волей-неволей приникнув в пресс-центре базы нашей сборной в Иту к экрану, уже спустя несколько минут уяснил: второе блюдо подряд в Бразилии-2014 нам подали отравленным.
Сначала японец Нисимура своим решением назначить при счёте 1:1 пенальти после контакта Ловрена и Фреда испортил великолепный матч открытия Бразилия – Хорватия. Примерно равный, красивый, храбрый футбол, который мы наблюдали, был испоганен пенальти, решившим исход встречи. На сто процентов прав главный тренер хорватов Нико Ковач: таких 11-метровых при желании можно ставить по сто за матч.
Кое-кто утверждает: мол, повод-то был. Может, это и вправду так – но поводов-то таких в каждом матче возникает вагон и маленькая тележка! Те, кто напирает на повод, убеждён, игнорируют важнейшую для футбола вещь. Всегда нужно соотносить степень этого пресловутого повода – и меру натуральности либо, напротив, искусственности, с которой атакующий игрок им воспользовался. И в зависимости от этого принимать решение.
В данном случае второе явно перевешивало. Фред, мягко говоря, не пушинка. Рука, положенная ему на плечо, — явно не повод снопом валиться на газон, да ещё и раскинув руки, аки подбитая птица — крылья. Симуляции в эпизоде было в разы больше, чем гипотетического «повода».
Значимость каждого судейского решения на чемпионате мира точно так же в разы выше, нежели в регулярных матчах национальных первенств. Принимая подобные решения, предопределяющие судьбу матча на глазах у всей планеты, судья не имеет права этого не понимать.
Вопрос, касающийся 11-метровых на чемпионате мира, нужно формулировать так: имел ли рефери шанс и право НЕ назначить пенальти? Если мигом следует ответ: «Да» (а в данном случае даже сторонники версии, что нарушение скорее было, не могут этого не признать) — то пенальти неправеден и, более того, вредоносен. Потому что больно, наотмашь, бьёт по чувству справедливости не 11 игроков команды, а целой страны. Потому что миллионы людей чувствуют, что их нагло и прилюдно ограбили.
А ещё потому, что у ещё большего количества миллионов людей резко меняется отношение к победителю. Почитайте записи в соцсетях – сколько народу перестало сопереживать сборной Бразилии на ЧМ-2014. Согласитесь, после блестящей победы на прошлогоднем Кубке конфедерации в глазах мировых поклонников футбола хозяева турнира были окружены положительной аурой. И человеколюбивое желание, чтобы на глазах у нищих жителей фавел случилась хоть какая-то большая радость в жизни, у многих из нас превалировала.
Чемпионат мира – это живые эмоции, и любая несправедливость или даже намёк на неё вызывает у огромного количества людей бурю чувств. Пусть даже порой они и преувеличены в соответствии с масштабом события – так разве кто-то этого не понимает? Вот и отношение к возможному триумфу пентакампеонов у очень многих людей можно сформулировать словами Ведрана Чорлуки: «Зачем играть? Просто отдайте Бразилии титул!»
И даже если Нисимура просто неверно трактовал эпизод, его будут воспринимать именно так. Потому и говорю, что главным принципом судейства на мировых первенствах должен быть: «Не навреди!»
Даже стремительный пробег по новостям, касающимся оценки эпизода, показал: почти весь футбольный мир оценивает эпизод однозначно. Разными словами, но с одинаковым смыслом оценили решение Нисимуры судьи Игорь Егоров и Урс Майер, великие англичане Алан Ширер и Гари Линекер, бывший игрок сборной России Александр Мостовой и нынешний Алексей Ионов… Хорватских игроков, из которых взбешён был каждый первый, даже не упоминаю. То, что пенальти был, утверждал лишь, само собой, Луис Фелипе Сколари. Ну и Евгений Ловчев. Последний, подозреваю, из-за своего извечного и неистребимого желания не соглашаться с общим мнением и идти против всех.
И вот уже мировая пресса раскапывает, что несколько лет назад Нисимура набедокурил в финальном матче клубного чемпионата мира между «Интером» и «Мазембе» из Конго — и взбешённые конголезские болельщики после матча, не разобравшись в национальности, у себя на родине разгромили несколько… китайских ресторанов.
И вспоминается, что на ЧМ-2010 в четвертьфинале Нисимура удалил бразильца Филипе Мелу при счёте 1:2. И далеко не все сочли это справедливым – хотя это решение было куда более адекватным, чем нынешнее. Кому-то, как водится, закралась в голову мысль – отрабатывает?..
Вот и отношение к возможному триумфу пентакампеонов у очень многих людей можно сформулировать словами Ведрана Чорлуки: «Зачем играть? Просто отдайте Бразилии титул!»
Едва мир переспал ночь с эмоциями от первой игры и начал потихоньку успокаиваться, как в первой же встрече дня второго форменный цирк устроила бригада Ролдана Уилмара из Колумбии. Точнее, один из его помощников, в первом тайме не засчитавших на основании мнимых офсайдов два (!) гола мексиканца Джованни дос Сантоса. Если бы Мексика матч в Натале в итоге не выиграла и уж тем более проиграла (а моменты у «Неукротимых львов» позже были, и не один) – скандал разразился бы просто чудовищный. А надо бы, чтобы он разразился и так.
Потому что с мировым футбольным судейством настала пора что-то делать. И это «что-то» – очень серьёзно.
Диким образом незасчитанный гол Фрэнка Лэмпарда в матче 1/8 ЧМ-2010 Германия – Англия, о котором до сих пор в страшных снах вспоминает Фабио Капелло, побудил ФИФА теперь ввести технологию определения гола. Но это лишь полумера, бесплодно пытающаяся, высунув язык, бежать вдогонку за временем. А правила игры должны уверенно идти с ними вровень.
Убеждён на тысячу процентов, что пришла пора вводить видеоповторы, видеосудью – и точка. Не только по определению голов, но и по пенальти, и по офсайдам, и по любым эпизодам, влияющим на результат. То, что это удлинит игру, — плевать. Справедливость и паузы – как две эти вещи вообще можно положить на одну чашу весов?!
Все разговоры ФИФА и в том числе господина Блаттера о том, что прелесть футбола в том числе и в судейских ошибках, поскольку это игра живых людей, — беспардонная демагогия. Все эти разговоры — не более чем оправдание коррупции, подведение теоретической почвы для потворства не просто ошибкам, а предвзятости. В которой весь мир заподозрил Нисимуру, а вместе с ним всю ФИФА.
В американском футболе работают неглупые люди – не случайно при дикой спортивности американской нации и феноменальной конкуренции видов спорта именно НФЛ является самой могучей и процветающей лигой США. Так вот, не зря там уже много лет каждое решение судьи объявляется и объясняется им самим (!) в микрофон на весь стадион. И ни у кого не возникает мыслей о подкупе. Недаром и НХЛ недавно пошла по тому же пути, когда возникают спорные ситуации.
О масштабном использовании видео уже и не говорю. Игнорируя его, ФИФА возвращает футбол во времена первобытно-общинного строя. Нет, даже отправляет великую игру в парк Юрского периода.
Кто-то, поступая так, явно хочет половить рыбку в мутной воде. Кто?
Разговаривал я недавно с великим английским журналистом Брайаном Глэнвиллом, работавшим на 13 (!) чемпионатах мира, начиная со Швеции-58, где дебютировали Пеле и сборная СССР. И спросил, отчего нынче в футболе люди сплошь и рядом мухлюют и симулируют, а поступок вроде того, что совершил на ЧМ-62 Игорь Нетто, сегодня невозможен в принципе?
Глэнвилл ответил:
— Рыба гниёт с головы, разве не так? В смысле честности и чистоты игра находится в ужасающем состоянии. Всё изменилось с тех пор, как Жоао Авеланж выкинул из кресла президента ФИФА сэра Стэнли Роуза. Он сделал это на деньги, украденные из Бразильской конфедерации футбола: они были использованы на то, чтобы купить африканские голоса. Сейчас Авеланжа наконец-то признали виновным по известному делу о получении взяток от маркетинговой компании ISL (ей принадлежали права на телетрансляции матчей ЧМ-2002 и 2006. — Прим. «Чемпионата»), в чём уже много лет никто и не сомневался. И, что важно, после этого он перестал быть почётным президентом ФИФА.
(Это произошло в апреле 2013 года, пусть официально «по состоянию здоровья и личным причинам». — Прим. «Чемпионата».) Если уж дошло дело до этого, то факт воровства
«Убеждён на тысячу процентов, что пришла пора вводить видеоповторы, видеосудью – и точка. Не только по определению голов, но и по пенальти, и по офсайдам, и по любым эпизодам, влияющим на результат. То, что это удлинит игру, — плевать. Справедливость и паузы – как две эти вещи вообще можно положить на одну чашу весов?!»
денег в огромных размерах неоспорим. И в ФИФА сейчас у руля Блаттер, точно такой же. Гниль пошла сверху вниз и распространилась на весь футбол.
Если ФИФА годами выступает против видеосудей – это не просто ретроградство. Это поощрение коррупции в футболе. А очень возможно, и её крышевание.
…Но не всё так безнадёжно. На сегодняшней пресс-конференции я решил проверить полузащитника сборной России Виктора Файзулина, так сказать, на моральные качества. И спросил, как бы он воспринял, если бы через четыре года нашу национальную команду на чемпионате мира судили бы так, как Бразилию в матче с Хорватией и решающем его эпизоде.
«Я всегда за справедливость», — ответил Файзулин, и в дальнейших комментариях эта его реакция не нуждалась.
А теперь я бы хотел, чтобы каждый из вас ответил на этот вопрос для себя сам. Его можно сформулировать и иначе: оправдывает ли цель средства? Но всё же будем более конкретны. Хотели бы вы, чтобы Россию так же судили на ЧМ-2018, как Бразилию в эпизоде с Фредом и Ловреном?
Я бы не хотел. Потому что чувство стыда не имеет национальности. И потому что есть такое слово – «совесть».
А вы, дорогой читатель, голосуйте на «Чемпионате».