Показать ещё Все новости
Две Бразилии
Игорь Рабинер
Как жила Бразилия в день старта ЧМ-2014
Комментарии
В день открытия ЧМ-2014 Игорь Рабинер попал и на «Арену Коринтианс», и на манифестацию протеста и узнал, что движет участниками.

ЧМ-2014. День 3-й. LIVE!
Турнирная таблица чемпионата мира — 2014 по футболу
Расписание чемпионата мира — 2014 по футболу

Матч открытия ЧМ-2014 на «Арене Коринтианс» начинался в пять часов вечера по местному времени. Не дня, а именно вечера, поскольку к половине шестого уже темнеет – зима, понимаете ли. Выезжала бригада «Чемпионата» из отеля, расположенного чуть более чем в 100 километрах от стадиона, в 9.30 утра. «Что за бред?» – спросите вы. – «Зачем так рано?»

А затем, что за три предыдущих дня, по ходу которых мы имели несчастье ездить из нашей деревенской местности в Сан-Паулу, на своих шкурах ощутили: любая, подчёркиваю, любая поездка в этот город — вне зависимости от времени суток, года, тысячелетия – зубодробительный стресс. Адский коктейль из глухих пробок, сводящей с ума вони из реки Тиате, паутины трасс, в которой, как бесстыжая девушка, принимается нагло врать любой мобильный навигатор. А в Итакере, районе стадиона, GPS (так по крайней мере нам объяснили в тамошнем торговом центре, да и практика эти слова подтверждала) не существует в принципе.

Если так дело обстояло в обычные дни, нетрудно было предположить, какие Содом и Гоморра будут в Сан-Паулу в день матча открытия ЧМ-2014. Оттого и завели двигатель своего «Фиата» спозаранку. Наслышаны были, к примеру, об истории, когда коллега в шесть утра отправился на интервью с Кафу, запланированное на 9.30, но, въехав в город, последний 20-километровый отрезок преодолел на такси более чем за два часа. И, встав затемно и пожертвовав несколькими часами, в результате бедолага остался ни с чем.

Болельщики сборной Бразилии

Болельщики сборной Бразилии

До города (как, впрочем, и обычно) долетели за милую душу. Без единой пробки. Да и в самом Сан-Паулу поначалу всё было тишь да гладь. Этот феномен в конце дня разъяснил мне бразильский бизнесмен-нефтяник Луис, с которым мы познакомились в ресторанчике:

— А сегодня в Сан-Паулу выходной, и это здорово разгрузило дороги! И так – в каждом городе в день матча, который в нём проходит. А уж когда играет Бразилия, закрываются тысячи офисов, не работают ни магазины, ни торговые центры – ничего. Причём даже не только на домашнем, но и на выездных чемпионатах мира.

— Почему так?
— Я тоже свой офис закрываю, правда, только после ланча. Потому что не только сам болельщик, но и прекрасно знаю: если заставить людей работать во время игры нашей сборной, эффективность такой работы будет нулевая. Люди всё равно будут думать только о том, как там «селесао». И искать всяческие пути, чтобы увидеть трансляцию. Поэтому куда правильнее объявить этакий полувыходной,– а затем накинуть работникам часы в другие дни.

— А есть фирмы, которые не закрываются, ввергая в мучения болельщиков?
— Разве что крупные компании, где это просто невозможно. Но мучений нет, поскольку и там выход находят: устанавливают в офисе большой экран. Разве что алкоголя сотрудникам не предлагают, но футбол, дескать, смотрите сколько влезет.

Луис, кстати, подошёл к нам сам – услышав иностранную речь и углядев некоторую растерянность, захотел помочь объясниться с исключительно португалоязычными работниками ресторана. И подобное желание помочь, как мы здесь уже не раз убедились, — в порядке вещей. Это такая же неотъемлемая часть Бразилии, как фавелы, красавец Рио и грязнуля Сан-Паулу, прекрасные шоссе и тотальное незнание английского…

Александр Шмурнов и Игорь Рабинер

Александр Шмурнов и Игорь Рабинер

Но это будет только вечером, а пока под палящим солнцем мы выходим, как думали, на финишную прямую и свободно едем в 10 километрах по улице Руа Мела Фрейра. По бокам появляются эффектные масштабные граффити футбольного содержания – верный признак близости стадиона. Однако в один из моментов видим по правую руку небольшую улочку, запруженную местными омоновцами-«космонавтами» в касках, а в глубине – демонстрантов одной из многочисленных манифестаций против ЧМ-2014.

Можно, конечно, подобру-поздорову ехать дальше, к «Арене Коринтианс», но разве журналисты так поступают? Решение единогласное – выйти и хотя бы ненадолго окунуться в гущу народной жизни. Бросаем «Фиат» у ближайшей заправки и идём, чтобы увидеть то, о чём мы за последний год столько раз слышали и ни разу своими глазами не видели. Разве не интересно, а?

А видим мы, что люди к подобным вещам готовятся куда серьёзнее нас. Представители местных СМИ, также с аккредитациями ЧМ-2014, снуют среди манифестантов в… касках. Похоже, летающие камни, бутылки и прочая дрянь здесь в порядке вещей, и коллеги хотят себя хотя бы относительно обезопасить.

Мне тут же предлагают листовку на португальском. Грех не взять. Позже показываю её говорящим по-португальски коллегам и прошу перевести. Заголовок оказывается таким: «Страна чемпионата мира – государство сексуальной эксплуатации». Из текста мы узнаём: «По случаю чемпионата мира по футболу на правительство оказывается серьёзное давление, чтобы оно пошло на легализацию проституции, как это было в странах-хозяйках двух предыдущих мировых первенств – Германии и Южной Африки.

В 2006 году в Германии 40 тысяч женщин оказались в борделях, которые находились почти под патронатом ФИФА. Она и пролоббировала легализацию публичных домов, как и четыре года спустя в ЮАР. В Бразилии существует законопроект, предполагающий нечто подобное. Примите участие в движении не за легализацию, а за ликвидацию проституции!».

Как рассказывали коллеги, живущие в самом Сан-Паулу, в различных районах города нередко можно встретить пожилых, отличающихся выдающимися формами, но на редкость уродливой внешностью жриц любви, которые вовсе не производят впечатления невинных жертв сексуальной эксплуатации. Если законопроект – не фантазия демонстрантов, а реальность, эти создания, к которым нормальный человек не подойдёт на расстояние выстрела автомата Калашникова, отметят его десятком рюмок кашасы.

Болельщики сборной Бразилии

Болельщики сборной Бразилии

Иду дальше и вижу белым по чёрному, дабы смотрелось как можно более мрачно и угрожающе, написанный большущий транспарант, не нуждающийся в переводе: «Terrorista ea FIFA”. Тут же на крыше приспособленного под трибуну для речей автобуса разоряется какой-то молодой человек. Орёт в микрофон он так, что едва выдерживают барабанные перепонки. Главный лейтмотив таков: «Футболисты сборной должны понимать, что они выходят играть на турнире, который поверг их страну в нищету!»

Народ с тысячами флагов и баннеров настроен довольно злобно, хотя на заблудших туда персонажей вроде нас агрессия не распространяется. Фотографировать на смартфон, да и на более серьёзную технику в этакой, извините за актуальную политическую лексику, «народной республике Сан-Паулу» дозволяют без проблем.

Но обстановка за пять часов до матча явно накалена. Бродит телеоператор с перевязанной головой, жестами объясняющий: «Да, камнем влепили, хоть и случайно». Чуть дальше слышны звуки взрывающихся петард. Нет, чуть потусовались в этой агрессивной толпе – и хватит, надо отсюда выбираться и продолжать путь на стадион. А то, не дай бог… Вечером мы узнаем, что волнения были по всему городу, и в километре (!) от стадиона былт ранен каким-то осколком журналист CNN. Видимо, как и мы, не был должным образом экипирован…

Уже упомянутый бизнесмен Луис поздним вечером того же дня рассказал:

— Протесты вызваны огромными проблемами в области медицинского обеспечения, образования, помноженными на бешеную коррупцию. Большинство протестующих – продвинутые люди с приличным образованием, как бы эпатажно они себя ни вели. Они считают, что громадные деньги, потраченные на строительство стадионов к ЧМ-2014 и прочую подготовку к турниру, лучше было использовать на социальные нужды.

Демонстрация против проведения ЧМ-2014

Демонстрация против проведения ЧМ-2014

— Этих людей очень много? Чемпионат мира может поспособствовать смене власти в Бразилии?
— У нас в стране демократия, и если большинство будет недовольно президентом Дилмой Русеф, буквально в этом ноябре её переизберут. Более того, многие считают, а может, фантазируют, что её судьба во многом зависит от исхода чемпионата мира. Немалая часть населения подвержена эйфории и в случае золота ЧМ-2014 наивно посчитает, что вместе с победой в футболе будут автоматически решены и все остальные проблемы. А вот если сборная провалится…

Понимаете, главный электорат Русеф – это бедняки, в первую очередь из фавел. Её правительство вовсю строит для их жителей социальное жильё, а также платит им за каждого ребёнка, который учится в школе, чтобы родители их оттуда не забирали, что в противном случае было бы сплошь и рядом. Безработным и нищим вообще сейчас помогают очень круто, и у них нет никакого стимула искать работу. Вот только сделано это было за счёт резкого подъёма налогов, что вызвало недовольство более обеспеченных слоёв, среднего класса. Им совершенно не хочется напряжённо работать и кормить миллионы дармоедов, совершенно не намеревающихся менять образ жизни. Чем богаче люди в Бразилии, тем с меньшим доверием они относятся к Русеф. А обитателями фавел она здорово манипулирует. Но и они, будучи без ума от футбола, с отчаяния могут проголосовать на выборах против неё, если сборную постигнет фиаско. Что называется, не обеспечила нам счастье!

…А потом я увижу кадры, на которых президент Бразилии на открытии ЧМ-2014 весь матч дружески общается с Йозефом Блаттером. И сопоставлю их со всеми расследованиями, касающимися мафиозности главной футбольной организации планеты. И узнаю об антипрезидентских баннерах, которые её противники вывесили на игре с Хорватией. И вспомню рассказ Луиса о том, как может сказаться на будущем Русеф нынешнее первенство. После чего вопрос, откуда мог взяться пенальти на Фреде от японского судьи, похоже, несколько прояснится…

Кстати, Луис порадовал объективностью. Я аккуратно, чтобы не задеть болельщицкие чувства, спросил его: «Как вам кажется, был пенальти?» В ответ он улыбнулся: «Конечно, нет».

Игорь Рабинер

Игорь Рабинер

Чем ближе была «Арена Коринтианс», тем явственнее менялась публика. Всё-таки, сколько бы ни было противников у чемпионата мира по футболу в Бразилии, не та эта страна, чтобы их было больше, чем сторонников.

Вначале появились весёлые парни с разрисованными ирокезами, как прежде у Неймара, продающие флаги и зачем-то вувузелы, которые на стадионы ЧМ-2014, как известно, не допускаются (и вправду, фирменного, режущего ухо звука мирового первенства в ЮАР мы не слышим вовсе). Но вокруг стадиона в них дули вовсю. Видимо, их обладатели знали, что на саму арену им путь заказан.

В празднующую начало ЧМ толпу в жёлтом мы погрузились раньше, чем рассчитывали. Потому что трасса, которая, как мы знали по предыдущему посещению аккредитационного центра, должна привести нас к «Арене Коринтианс», в какой-то момент оказалась перекрыта, и наш «Фиат» отправили через тоннель на другую сторону от стадиона через железную дорогу. А там пришлось долго ползти по улочкам, где народ за пять часов до матча считал вполне возможным сходить с тротуара на проезжую часть. Хотя перекрыта она не была.

Мелкие улочки были увешаны жёлтыми и зелёными ленточками и гирляндами. То и дело был слышен звук взрывающихся — только теперь уже по другому поводу — петард. Гуляли целыми семьями – от глубоких стариков до грудничков. И все, абсолютно все, включая самых маленьких, были в жёлтых футболках национальной команды.

Так же будет и на самой игре. Вот только где на стадионе можно купить такую футболку, осталось неясным. Мы обошли по периметру всю арену, но ни одного магазина или ларька с атрибутикой так и не приметили. Организаторы на ровном месте теряли огромные деньги.

Жёлтое море людей шло к «Арене Коринтианс» в предвкушении сказочного футбола уже за четыре часа до матча. Мы-то думали, что приедем ещё в пустоту и спокойствие. Не тут-то было!

Болельщики сборной Бразилии

Болельщики сборной Бразилии

— Не понимаю, как все эти люди достали билеты, — недоумевал много часов спустя бизнесмен Луис. – Я много месяцев пытался это сделать, и деньги у меня есть, — но не было ни шанса. Периодически объявляли, что свободные билеты в такой-то час выбросят на определённом сайте в Интернете, и кто успеет – тот успеет. Мой 15-летний сын, мечтавший попасть на матчи чемпионата как ни о чём другом в своей жизни, сидел на этом сайте ночь напролёт – бесполезно. Для меня нет никаких сомнений, что все те счастливчики, кто попал на матч открытия, достали билеты на «Арену Коринтианс» по блату, через связи с разными людьми из ФИФА, Бразильской конфедерации футбола и прочих организаторов и спонсоров. Друзья, друзья друзей и т.д… Предлагали мне, правда, пакеты на матчи других сборных, не Бразилии. Причём матчи довольно скромные. Зато по 700 долларов США за билет. Я сказал: «Спасибо, не надо». В итоге так никуда и не пойду, буду смотреть чемпионат по телевизору…

…Любопытно, как мы пробрались на стадион. Это произошло абсолютно по-бразильски. Вначале нас, невзирая на аккредитации, едва не заставили встать в общую с болельщиками, невероятных размеров змеевидную очередь на контроль. Другие сотрудники стадиона всё же перенаправили в обход. Но пути оттуда к пресс-центру, казалось, нет.

Однако откуда-то появился толстый весёлый мужичок в спецодежде, этакий работник на все руки. Он нам хитро подмигнул и указал на дырку в заборе, через которую можно было попасть напрямую к пресс-центру. Безо всякой проверки, между прочим! Страшно подумать, что туда можно было пронести. Но нам такой путь оказался, конечно, очень мил.

Атмосфера на «Арене Коринтианс», как и вокруг неё, была очень доброжелательной. Бразильские и хорватские болельщики братались, пили вместе пиво, распевали песни. Радовались жизни люди из разных стран – выплясывали, например, два парня с израильскими флагами. С другой стороны, сказать, что все, пришедшие на стадион бразильцы, в хорошем смысле оторвы, было бы преувеличением. Самбы-ламбады вокруг арены не наблюдалось – люди на арену попали всё же в основном обеспеченные, а это накладывает определённый отпечаток. Во всяком случае пальцами в фотокамеру моего коллеги Александра Сафонова никто не тыкал.

Очагов напряжённости не было вовсе. Максимум, в чём выражалось недовольство, — в свисте стадиона в адрес своих, когда хорваты в начале игры нежданно принялись хозяев «возить».

Демонстрация против проведения ЧМ-2014

Демонстрация против проведения ЧМ-2014

Но Неймар, Оскар и судья Нисимура не позволили испортить праздник шестидесяти с лишним тысячам людей. И вокруг стадиона загрохотала пиротехника – такое впечатление, что стрельба была во всём Сан-Паулу.

Когда мы ехали обратно спустя два часа после матча, многие болельщики, едва покинувшие фан-зону, ещё стояли вдоль большой дороги, запросто ходили туда-сюда на красный свет и радовались жизни. Маленькой 30-дневной жизни, которая пока заменяет им большую. И наплевать им, что это иллюзия, что меньше чем через месяц, а то и раньше, если «селесао» вылетит на ранних стадиях плей-офф, им придётся вернуться в реальность.

Никто не запретит человеку мечтать. Мечтать о том, чтобы их жёлтое в июле слилось с чемпионским золотым. Футбол – он ведь и прекрасен тем, что хоть на 90 минут, но может озарить любую серую жизнь.

Комментарии