Показать ещё Все новости
Играть за «ромб». Как Аллегри меняет «Ювентус»
Антон Михашенок
Комментарии
Массимилиано Аллегри себе не изменил: меньше половины сезона ему потребовалось для того, чтобы начать перекраивать «Юве» на свой манер.

Руководство «Ювентуса» должно было понимать, на что шло, приглашая Массимилиано Аллегри на пост главного тренера вместо Антонио Конте. Аллегри не любит игру в три центральных защитника, Аллегри любит использовать «треквартиста» — это обещало в команде революцию, особенно учитывая, что в «Юве» не было готового футболиста на позицию «треквартиста». Аллегри засучил рукава и уже в предсезонном азиатском турне опробовал игру в четыре защитника. Артуро Видаль наигрывался как «треквартиста» и в последние дни перед началом официального сезона, но в дело вмешался случай. Макс Аллегри приболел и пропустил пару тренировок перед первым матчем, а вернувшись к руководству, решил не рисковать и вместо революции постепенно подготовить команду к переходу на новую схему. Тут ведь был и психологический момент: учитывая, что все знают о любви Аллегри играть в четыре защитника, играть весь сезон в три — значит навлекать на себя дополнительную критику: «Он просто выбирается за счёт наследия Конте!».

В итоге специалист дождался момента, когда 3-5-2 начнёт давать сбои и в Лиге чемпионов, и в Серии А — а поражение от «Дженоа», ничья с «Сассуоло» и (только не смейтесь) невнятная победа над «Эмполи» для «Юве» — действительно сбой — и решился на игру в два центральных защитника. Два нападающих остались неизменными, а полузащита приняла форму ромба: Пирло ниже, Видаль выше, Погба левее, Маркизио правее. Таким образом решена была главная головная боль Конте — как уместить эту четвёрку на поле одновременно. Сами футболисты «старой синьоры» называют такой футбол более европейским, и в идеале, при быстром темпе, это действительно так. Но до идеала «Юве» пока далеко, вопросов и проблем по первым матчам с новой расстановкой хватает.

ПЛЮСЫ

1. Даже сейчас, когда «Ювентус» ещё не до конца адаптировался к схеме с четырьмя защитниками, заметно, что у команды стало больше получаться атаковать через центр. Этот вопрос, на самом деле, был болезненным для «старой синьоры», ведь когда ты встречаешься с командой, сверхагрессивной на флангах, при 3-5-2 возникает проблема активности твоих крайних защитников. Им приходится больше времени проводить в обороне и чаще оставаться в глубине поля, карауля потенциальные контратаки. Здесь нужно чаще атаковать по центру, но вот с этим у «Юве» были неполадки. Например, в игре с «Бенфикой» в Лиге Европы португальцы отрядили Гомеса и Переса заниматься исключительно разрушением в центре, что привело к тому, что «орлы» всего 17% своих атак провели через центральную зону, компенсировав это активностью Сулеймани, Марковича и Перейры, а также решив проблемы у своих ворот. Столкнувшись со стеной в виде Гомеса и Переса, а также располагавшихся чуть сзади Гарая и Луизао, «Юве» тогда за тайм нанёс всего два удара и ни разу не попал в створ. Фланги были отрезаны, центр не заработал. Сейчас атаковать посередине туринской команде проще — заметное расстояние при «ромбе» от Пирло до Видаля создаёт свободные зоны.

2. Аллегри говорит, что при четырёх защитниках его полузащита может быть эластичной, и это на самом деле так. Самым симпатичным выглядит вариант, при котором Видаль ныряет ближе к центральному кругу, на одну линию с Пирло, а выше располагаются Погба и Маркизио (ещё интереснее — Перейра). Во-первых, такая 4-2-2-2 приводит к ускорению игры, чего «Ювентусу» пока не хватает, во-вторых — к мощному давлению на ворота соперников: «невидимка» Маркизио прекрасно умеет в один момент находить свободные зоны, Погба техничен, настырный Тевес готов сыграть в подыгрыше и пробить издали, а Льоренте — завершить все усилия партнёров. Когда «ромб» превращается в такой «квадрат», у соперников «Юве» большие проблемы.

3. Видаль пока лишь ищет себя на позиции «треквартиста», и его много и заслуженно критикуют. Но у чилийца есть одно большое преимущество перед другими игроками на его новой позиции: в «Байере» он частенько играл крайнего защитника и долгое время рассматривался в первую очередь как разрушитель, поэтому отлично знает, как цепляться за мячи и заставлять соперника ошибиться при первом пасе, вступая в моментальный прессинг. Пусть в созидании Видаль пока имеет большой потенциал для роста на нынешней позиции, приятные мелочи в виде нескольких загубленных из-за активности чилийца соперником атак за матч не должны сбрасываться со счетов.

4. Аллегри совершенно точно много времени уделяет на тренировках наигрыванию действий в ситуациях, когда крайний защитник теряет мяч на фланге и возникает угроза контратаки. Здесь нельзя не отметить Тевеса и особенно Льоренте — испанец особенно грамотно и незаметно опускается к ближайшему для соперника с мячом центральному полузащитнику, отрезая его от партнёра, а один из двух центральных полузащитников поднимается к крайнему полузащитнику или нападающему оппонентов. В итоге у соперника с мячом незавидный выбор — или попытаться сделать рискованный пас вперёд, или длиннющий перевод на другой край. Проигрышную ситуацию, при которой свой крайний защитник фактически отыгран, «Ювентус» этой ловушкой превращает в выигрышную раз за разом. Здесь, к слову, один из ключей к ответу на вопрос, почему играет Льоренте, а не Мората: молодому испанцу или не хватает интуиции в таких ситуациях, или он просто фолит.

МИНУСЫ

1. Пока действия в обороне должным образом не настроены, соперники «Ювентуса» в настоящем раю длинных забросов вперёд. Дело в том, что остающийся последним полузащитником Пирло, разумеется, проигрывает большинство верховых единоборств, и если соперник играет в два нападающих, как «Мальмё» или «Торино», один из них оттягивается к Пирло, в эту зону следует заброс, форвард выигрывает верх и сбрасывает мяч партнёру. Таких забросов один только левый защитник «Мальмё» Рикардиньо исполнил за матч с «Ювентусом» с десяток — для команды такого уровня, как «Юве», непозволительно так часто позволять сопернику столь легко проходить середину поля. Если же на заброс на нападающего выбирается один из центральных защитников, другой остаётся со вторым форвардом соперника один в один, но скидка в этом случае может последовать на атакующего полузащитника, врывающегося в зону, оставленную первым центральным защитником. Раньше эту проблему решал третий человек в центре обороны, а теперь приходится Пирло. На первых минутах матча в Мальмё шведы чудом не отличились после подобной несложной атаки — Пирло успел чисто сыграть в подкате почти на линии штрафной. Но нужно понимать, что Андреа — не мальчик и далеко не цепной пёс, чтобы регулярно подчищать у своих ворот. Эта проблема требует решения.

2. Крайние в «ромбе» Погба и Маркизио играют порой слишком узко. Для нападения это хорошо — складывается уже упомянутый «квадрат», в котором тот же Погба чувствует себя очень уверенно — его великолепная игра с «Лацио» тому подтверждение. Однако для обороны такое перенасыщение центра может стать проблемой, оборачивающейся или фолами, или голами. «Торино» в этом плане забил очень показательный мяч «старой синьоре» в дерби: Перес пробежал 80 метров, как угорелый, Погба был отыгран, Эвра нагнать бразильца не смог, Видаль переключиться со своей позиции не успел, и в итоге бразилец просто пронёсся через всё поле, не встретив абсолютно никакого сопротивления. Перес в итоге стал лучшим игроком «Торино», не раз оставляя позади Эвра (ответ на вопрос, почему Аллегри предпочитает Падоина — тот очень старателен и реже опаздывает настолько, что наносит урон команде) и несколько раз переиграв Погба, просто пробрасывая мимо него мяч. В таких ситуациях помочь может переключение на фланг опорника, но здесь мы возвращаемся к ключевому вопросу, стоящему перед Аллегри, — или Пирло, или классический опорный полузащитник. При 3-5-2 такого вопроса не стояло — возникли бы и другие варианты подстраховки.

3. Если взять за истину тот факт, что «Юве» заиграл с новой схемой по-европейски, то наименее европейским игроком в составе при позиционной игре становится, увы, Маркизио. У него зашкаливающий процент точных передач, но в основном это пасы ближнему игроку и чуть назад. Маркизио в некоторых матчах выглядит невидимкой, в некоторых — тенью Пирло, и даже одномоментные вспышки вроде голевого паса на Льоренте в Швеции не помогают — играть нужно все 90 минут, как делает это Погба. Показательный эпизод случился во втором тайме матча с «Мальмё»: Клаудио получил мяч в позиционной атаке от Лихтштайнера, в пяти метрах от него был Пирло, и Тевес, увидев это, моментально начал открываться, ожидая, что последует пас на дирижёра «Ювентуса» и мгновенная передача в касание на свободную зону. Но вместо этого Маркизио зарядил длиннющую диагональ назад на 40 метров, за что получил выговор от Пирло. В дерби с «Торино» такие моменты тоже случались: Маркизио вместо паса вперёд во втором тайме сначала попытался исполнить такую же диагональ назад, но попал в спину стоящего в нескольких метрах от него соперника, а ещё через пару минут всё-таки обрезался при попытке перевести всё ту же диагональ. И почти сразу же был заменён на Перейру.

ВОПРОСЫ

1. Как заполнить пустоту в центре? На девятой минуте матча в Мальмё случился хорошо иллюстрирующий проблемы «Юве» момент: Пирло отошёл на левый фланг обороны разыграть штрафной и… не нашёл ни одного варианта для передачи в центре. В итоге маэстро пришлось выполнять длиннющий перевод на Маркизио (со штрафного на своей половине поля!), который обернулся потерей и опасным ударом Телина. Пустоты в центре при обороне своих ворот должны беспокоить Аллегри ещё больше. Если при 3-5-2 за два матча с «Атлетико» и «Олимпиакосом» в гостях «Юве» дал соперникам создать лишь пару моментов из центральной зоны, то за три матча — с «Торино», «Мальмё» и «Олимпиакосом» дома — оппоненты создали 13 атак, завершившихся опасными эпизодами, именно через центр.

2. Как настроить темп игры? «Невозможно провести все 90 минут, поддерживая высокий темп, постоянно играть в вертикальный футбол и думать о голах. Бывают моменты, когда лучше притормозить», — так считает сам Аллегри. Новая расстановка «Ювентуса» предполагает более быстрый футбол, но пока особой разницы в темпе игры по сравнению с «Ювентусом» Конте нет. Понятно, что игрокам «старой синьоры», долгое время игравшим по одной стабильной схеме, сложно перестроиться на новые рельсы, и темп страдает в первую очередь, однако поперечных передач в тех моментах, где можно сыграть вперёд (возвращаемся к проблеме Маркизио), у команды Макса Аллегри много. Определённый взрыв случается при переходе на упомянутый «квадрат» 4-2-2-2, и эти минуты ускорения игры дарят «Юве» наибольшее число ударов из пределов штрафной (как пример — матч с «Лацио», когда темп был взвинчен примерно с 53-й минуты, что привело к трём ударам из 16-метрового прямоугольника за 15 минут и одному голу). Когда темп низкий, а соперник умело закрывается, как было на протяжении большей части матча с «Торино», «Ювентусу» приходится чаще бить из-за пределов штрафной. Да, в дерби именно удар с дальней дистанции принёс «старой синьоре» победу, но случилось это после грубейшей ошибки Марко Бенасси.

3. Как формировать состав, когда вернутся в строй Барцальи и Касерес? Проблема роскошного выбора при нахождении в строю всех основных игроков защиты тоже будет стоять перед Аллегри: на две позиции в центре обороны будут претендовать пять игроков высокого уровня — Кьеллини, Бонуччи, Касерес, Огбонна и Барцальи. Решить этот вопрос можно вместе с вопросом о пустоте в центре: многие уже не помнят, а Джорджио Кьеллини играл левым полузащитником ещё при Дино Дзоффе в «Фиорентине». Если поставить Кьеллини левым крайним защитником, то при позиционных атакующих действиях, когда Штефан Лихтштайнер (по-прежнему ключевая фигура для «Ювентуса»: в Мальмё через его зону прошла половина атак команды) забирается к чужой лицевой, он будет оставаться сзади, образуя привычную тройку с двумя центральными защитниками и помогая отражать контрвыпады. При обороне же и быстрых атаках «старой синьоры» команда при таком варианте образует 4-4-2, прививаемые тренером. Однако пойдёт ли Макс Аллегри на такой гибрид своей философии и работавшего механизма Конте — большой вопрос.

Комментарии