Показать ещё Все новости
Боковой пресс. Как «Барселона» играет при аутах соперника
Антон Михашенок
Комментарии
Луис Энрике считает, что аут соперника — слишком хорошая возможность вернуть себе владение, чтобы её упускать.

Часто приходится слышать, что ауты становятся столь же опасным стандартным положением, как штрафные и угловые, что после ввода мяча из-за боковой можно забивать. У аутов у чужой штрафной действительно есть преимущества, и главное из них — при ауте не определяется положение «вне игры», и нападающие могут толпой идти во вратарскую. Однако до вратарской ещё нужно добросить — это раз, а во-вторых, мяч после аутов обычно идёт не слишком удобно для удара — по дуге вниз при низкой скорости, в отличие от навесов, которые идут почти параллельно полю и быстро. Для того, чтобы превратить ввод мяча из-за боковой в полноценный голевой момент, нужен такой игрок, как Рори Делап, одно время шокировавший всю английскую Премьер-лигу. Полузащитнику «Сток Сити» мощно забрасывать мяч в штрафную помогало детское увлечение метанием копья — там Делапа научили отпускать снаряд в нужной точке, чтобы своими руками не погашать его скорость и сокращать угол полёта.

Делап — уникальный для футбола человек. В подавляющем большинстве случаев у футболистов (обычно крайних защитников) не получается бросить дальше 33-35 метров, что значительно сужает потенциальный диапазон действий футболиста, вводящего мяч в игру. Для соперника же это отличная возможность сделать перехват. Все находятся в статичном положении, при котором можно разобрать игроков соперника индивидуально и добавить ещё пару футболистов, которые закрывают определённые зоны. Они будут с одной стороны страховать, если у игрока команды, вводящей мяч, получится обыграть опекуна один в один, а с другой — вступать в моментальный прессинг в ту секунду, когда станет понятно, что партнёр не проиграет индивидуальную борьбу. Ауты соперника открывают большой потенциал для команды — любую атаку на любом участке поля можно прервать ещё до её начала.

Командные действия при вводе мяча из-за боковой настраивают главные тактикоманы современного футбола — Марсело Бьельса и его верный последователь Хорхе Сампаоли, а также Юрген Клопп, для которого зажим при ауте — значимая часть всепоглощающей вселенной контрпрессинга. С недавних пор подобным видом прессинга занимается и «Барселона» Луиса Энрике. На её примере и рассмотрим, как можно играть против аутов соперника.

Подготовка

Готовиться к массированному прессингу при ауте команда начинает, как только мяч покидает поле — ближайшие к эпизоду игроки ищут глазами соперников. Здесь важна роль первой секунды: если игрок «Барселоны» сумеет моментально перекрыть самый очевидный вариант, футболист, вбрасывающий мяч, задумается и позволит защитникам сине-гранатовых уже спокойно разобрать своих.

Для вводящего мяч в игру защитника «Атлетика» наиболее очевидным был вариант со вбрасыванием к центральной линии, но его соперника лишил Бускетс

Для вводящего мяч в игру защитника «Атлетика» наиболее очевидным был вариант со вбрасыванием к центральной линии, но его соперника лишил Бускетс

Число активно обороняющихся футболистов

В зависимости от того, где вводится мяч в игру, число активно участвующих в давлении на соперника игроков «Барселоны» меняется от трёх-четырёх до семи-восьми; минимум — у своих ворот, максимум — у чужих. Боязни получить контратаку у «Барсы» нет никакой: вчистую единоборства команда после ввода мяча в игру на чужой половине не проигрывает, а если после нескольких секунд мяч и остаётся у соперника, возможности убежать в быструю атаку у него уже нет.

Семь футболистов«Барселоны» оказываются у чужой штрафной, перекрывая все варианты для спокойного ввода мяча «Вильярреалом» в игру

Семь футболистов«Барселоны» оказываются у чужой штрафной, перекрывая все варианты для спокойного ввода мяча «Вильярреалом» в игру

Две линии

Самым распространённым оборонительным вариантом «Барселоны» при ауте соперника является построение в две параллельных между собой и диагональных относительно поля линии.

Когда соперники понимают, что все игроки разобраны и нет очевидного варианта для ввода мяча в игру, они пытаются обыгрывать футболистов «Барсы» один в один. Главная задумка построения сине-гранатовых в две линии — не дать оппонентам обыграть себя к центру поля, что чревато контратакой. Если футболиста первой к мячу линии обыгрывают, его моментально страхует игрок второй линии, а вбросить мяч за спины футболистам второй линии соперники «Барселоны» не могут — здесь мы возвращаемся к важной особенности аутов: на 70 метров мяч не швырнёшь. В итоге команда из столицы Каталонии вынуждает соперников бросать ауты почти параллельно боковой линии.

Так вводил мяч в игру в матче с «Барселоной» 1 февраля защитник «Вильярреала» Коста Хауме. Как итог — три только прямых потери

Так вводил мяч в игру в матче с «Барселоной» 1 февраля защитник «Вильярреала» Коста Хауме. Как итог — три только прямых потери

Вбрасывания вдоль боковой линии могут открыть фланг вингерам соперника, если те сумеют освободиться от плотной опеки. Однако даже будь ты столь быстр, как Денис Черышев, всё равно уткнёшься в стену игроков «Барселоны» без вариантов для продолжения атаки.

Дуга

Другой вариант оборонительного построения, используемый обычно в центре поля и при небольшом числе игроков соперника, нуждающихся в опеке, — дуга по радиусу, на который может быть вброшен мяч.

Работает это просто: два-три игрока «Барселоны» разбирают оппонентов, а с каждой из сторон остаются по одному игроку, которые закрывают зоны. На приведённом выше примере защитник «Атлетика» де Маркос вбрасывает мяч на Унаи Лопеса, который не имеет других вариантов, кроме как вернуть мяч партнёру. При этом защитник, опекавший Лопеса, уже в момент передачи устремляется к Маркосу, а Лопеса тут же перекрывает державший до этого зону крайний правый в дуге Хави. Вариантов у Маркоса не остаётся, и «Атлетик» теряет мяч. Два баскских футболиста в центре поля хоть и свободны, но недоступны для ввода мяча в игру без разбега.

Роль страхующего игрока, Суареса и доведение до голевого момента

На чужой половине поля «Барселона» при аутах не стесняется сразу идти в плотный прессинг. Почти всегда у команды остаётся один футболист, не перекрывающий кого-то из соперников лично, и именно он играет решающую роль при прессинге.

На скриншоте видно, что Хавьер Маскерано остался без оппонента (один центральный защитник «Вильярреала» без опеки, но на него мяч вброшен не будет — слишком рискованно). Как только Лусиано Вьетто приводит за собой к своей штрафной ещё и Херарда Пике, Маскерано устремляется помогать партнёрам, и кольцо вокруг двух футболистов «Вильярреала» сжимается.

При удачном развитии событий (а вероятность этого под таким прессингом велика) соперник потеряет мяч, и у «Барселоны» появится возможность создать голевой момент. Здесь велика роль Луиса Суареса, который всегда остаётся ближним к воротам соперника футболистом «блауграна». Уругвайца едва ли не жалеют за низкую результативность в новом клубе, но при этом он проделывает космический объём работы без мяча, пользуется своим позиционным чутьём и нередко даже руководит игроками «Барсы», если они неправильно расставляются в прессинг при ауте. Как только мяч достаётся команде Луиса Энрике, Суарес срывается со своей позиции и готов или сыграть в стенку, или обеспечить коридор для партнёра, как было в матче с мадридским «Атлетико».

Вывод

Момент, возникший у Лео Месси после быстрого отбора при вводе мяча из-за боковой, — не единственный даже в отдельно взятом матче с «Атлетико». «Барселона» выжала сразу два верных голевых шанса из аутов соперника, и в обоих случаях ключевую роль сыграл Суарес. Луис Энрике объясняет банальную, но не перестающую удивлять мысль: в современном футболе не может быть мелочей, а преимущество команды формируется в том числе и из будничных вещей. Им не уделяют пока должного внимания даже режиссёры: едва ли не каждый второй аут в исполнении соперника «Барсы» перекрывается повтором или крупным планом одного из тренеров. Но если сине-гранатовые и дальше продолжат превращать чужие ауты в свои опасные атаки, внимания к деталям точно станет больше.

Комментарии