Предыстория и расклады
История противостояния этих южноамериканских стран имеет совсем не рядовой характер. Два соседних государства издавна ведут неофициальное состязание за право считаться четвёртой футбольной державой континента после Бразилии, Аргентины и Уругвая в так называемом «Класико дель Пасифико», названном в честь Тихого океана, вдоль которого протянулись их границы.
Оппоненты поочерёдно не пускали друг друга на мундиали 1974 и 1978 годов и даже оспаривают между собой изобретение такого яркого приёма, как удар через себя. Несмотря на то что в очной статистике Чили уверенно превосходят визави по победам (41 побед против 21 из 76 встреч), Перу может похвастать тем, что имеет в серии самую крупную победу (6:0 в 1995 году) и два Кубка Америки, завоёванных в 1939 и 1975 годах при том, что «ла роха» заветный кубок не покоряла никогда. В последний раз красно-синие были близки к цели в 1987 году, когда в финале уступили Уругваю 0:1. Четыре года спустя чилийцы проводили соревнование на своей земле, но и тогда смогли довольствоваться лишь бронзой.
И хотя игроки «ла роха» могут гордиться лучшими достижениями среди южноамериканских сборных второй волны на главном международном футбольном чемпионате (бронза домашнего ЧМ-1962 и 9 выходов в финальную пульку турнира), тот факт, что в континентальном Кубке уже дважды побеждали не только архисоперники, но и парагвайцы, а также по разу Колумбия и даже Боливия, не может не ранить их гордость. Ноль в такой важной графе никак не соответствует статусу сборной.
С учётом того, какие страсти закипают между Перу и Чили даже в товарищеских играх, как часто команды не доигрывают между собой в полных составах и насколько редко результатом «класико дель Пасифико» становился компромисс в виде ничьей, поединок обещал обернуться грандиозной битвой.
Хорхе Сампаоли, как известно, не мог рассчитывать на Гонсало «проктолога» Хару, а Рикардо Гарека, наоборот, вновь получил в распоряжение двух своих пашущих лошадок Карлоса Лобатона и Хосепмира Бальона, пропускавших матч с Боливией из-за перебора карточек. Связка центрхавов перуанского гранда «Спортинг Кристал» провела групповой турнир практически от звонка до звонка (Лобатон не сыграл второй тайм против Венесуэлы).
Первый тайм
Трибуны стадиона «Насьональ де Чили» в Сантьяго своим волнением и шумом, словно имитируя шторм в Тихом океане, мгновенно раздули парус корабля игры, и он помчался на максимальной скорости. Уже на третьей минуте Варгас, получив разрезающий пас-закидушку от Альборноса, оказался на огневой точке, но его удар с лёту накрыл Аскуэс. Дальнейший ход событий показал, что на подобные передачи черпачком на забегающих за спину партнёров Сампаоли и сделал основной тактический упор.
Не прошло и минуты, как на борьбе у лицевой между Самбраной и Видалем разгорелась потасовка, наглядно подтвердившая уровень серьёзности настроя обеих команд. В этом эпизоде Артуро Видаль в Европе на 99% обеспечил бы себе жёлтую карточку, но режим благосклонности арбитров по отношению к хозяевам турнира уже успел стать по его ходу притчей во языцех. Перуанцы с ответом медлить не стали. Фарфан перевисел в прыжке заменившего Хару Рохаса и угодил головой в штангу после навеса Варгаса, а через некоторое время удар Лобатона из-за пределов штрафной заставил нервничать многочисленных чилийских болельщиков. Нападение «инков» уровнем организованности соперника похвастать не могло, а потому его исполнителям приходилось делать всё самим в двойном объёме. Герреро набегал километраж крайнего полузащитника, боролся за мяч, разбегался в атаку с соперниками на плечах и был великолепен в подыгрыше.
Как уже было упомянуто, матчи с участием Чили и Перу часто не доигрываются в полном составе участников. Делать ставку на чьё-либо удаление накануне матча можно было смело, и те, кто поступил так, не прогадали и в этот раз. На 20-й минуте команду всё-таки подвёл Самбрано. Свою бутсу при выносе мяча в могучем разбеге он остановил на копчике Арангиса. При этом с первой жёлтой карточкой, полученной через некоторое время после инцидента с Видалем, арбитр Хосе Арготе, пожалуй, погорячился. Как бы то ни было, соперник Чили снова оказался в меньшинстве.
Перуанцы были вынуждены перестраиваться и опускать линию защиты глубже. Куэва уступил место на поле Рамосу, чтобы тот мог занять пробел от удалённого в центре обороны. Чилийцы соответственно тотчас увеличили давление и численное присутствие у штрафной соперника. Вальдивия, обычно изящно и безошибочно проводящий сквозь себя атаки партнёров, сам оказался на расстоянии опасного удара и выступил в роли завершителя.
Чили – Перу – 2:1
Голы: Варгас, 42 (1:0); Медель, 60 (1:1, автогол); Варгас, 64 (2:1).
Предупреждения: нет – Самбрано, 7.
Удаления: нет – Самбрано, 20.
Его подкрученный в дальний угол мяч цели не достиг. В следующих подходах чилийцы пытались использовать прострелы, и один из них, с правого края, дошёл до Варгаса, выстрел которого в упор накрыл Адвинкула. Игроки «ла роха» продолжали обрушивать на ворота перуанцев каскад всевозможных атакующих манёвров, и вскоре Санчес смог придумать своевременный заброс с левого фланга точно на свободного Арангиса, бросившегося на передачу поперёк штрафной. Мяча он не коснулся, но его работу довершил Варгас, подхвативший снаряд после отскока от штанги и с горем пополам направивший его в цель. 1:0, и перуанцы отправились в раздевалку с гораздо более мрачным настроением, чем планировали.
Второй тайм
После перерыва Сампаоли из тактических соображений поменял Альборноса и Диаса на Мену и Писарро соответственно.
Сценарий начала второго тайма повторял конец предыдущего, словно кто-то отжал кнопку паузы на застывшем моменте. Чили сжимал хватку на горле Перу, чувствуя полную уверенность от большинства. Видаль выдвинулся вперёд на одну линию с защитой соперника, Санчес неустанно носился крест-накрест, каждый раз выдумывая сложные ломаные траектории перемещений. Вальдивия работал, как распределитель в двигателе внутреннего сгорания. Крайние защитники окаймляли наступление, заставляя взрываться короткий перепас центра до розыгрышей по всей ширине. Чилийская машина функционировала впечатляюще, пусть и не без помощи лишнего игрока.
К пасам-черпачкам прибавился трюк с группировкой нападающих в центре штрафной среди гущи защитников с резкими кроссами вбок на выверенную передачу партнёра, в то время как второй темп синхронно выдвигался вперёд, если за адресатом стартовал опекун, освобождая место. Слишком красиво, чтобы не быть заученным и вымуштрованным на тренировках приёмом. Кто бы ни стал соперником ребят в красно-сине-белой форме, лучше не давать им держать мяч у пределов своих ворот.
Голом для перуанцев в настолько враждебно-угнетающей среде не пахло, однако он случился. Санчес завозился с мячом, Адвинкула обокрал его, перевёл на Герреро, тот вернул для перевода на последний удар… который за перуанцев красиво осуществил в воздушном блок-подкате Медель. Участие Карильо не понадобилось – автогол вышел эффектным. Но, как говорится, бог дал – бог взял. Не успели «инки» прийти в себя от совершённого в численном неравенстве подвига, как виноватый Медель дисциплинированно передал функцию наступления Варгасу, который долго думать не стал и, пробежав пару метров, запулил с подъёма чудо-голище в дальнюю паутину. Мяч в золотой фонд всех Кубков Америки, выведший вдохновенно проведшего встречу Эдуардо в единолично лучшего бомбардира Кубка.
Собраться с силами на организацию нового гола подопечные Гареки не могли ни морально, ни физически, хотя идейные шаги предприняли. Последняя карта тренерского штаба «инков» была разыграна в лице ветерана Клаудио Писарро. Его выход читался, а спустя несколько секунд после появления в игре он уже отправил мяч в створ со второго этажа после передачи Фарфана. Почти сработало. Любопытно, что в какой-то момент на поле с каждой из сторон могло очутиться по Писарро, Варгасу и Санчесу. Но Хоэль Санчес в игру так и не вступил.
На 83-й минуте очередную отчаянную попытку продраться сквозь соперников по образу коммандос предпринял Герреро. И хотя до этого ему не раз удавалась буквально проламывать не без вопросов проведшего вместо Хары возрастного Рохаса, в этом эпизоде опытный нейтрализатор грамотно повис на противнике, и тот капитулировал, решив извлечь из обычного контакта хоть какую-то выгоду странным падением. Это был последний вздох сборной Перу.
У других же ворот чилийцы просто куражились над соперником и над самими собой. Моменты забивать последний гвоздь в гроб интриги имели и Санчес, и дважды Видаль. В компенсированное время безумные чилийцы продолжали душить соперника, опровергая все традиционные футбольные правила осторожности. Но судейский свисток успокоил даже их.
Сборная Чили выходит в финал впервые за 28 лет, впервые сыграет в решающей игре в качестве хозяина турнира и, возможно, впервые завоюет главный континентальный трофей. Если она не сделает это сейчас, с такими игроками, с настолько отлаженным их взаимодействием, в родных стенах и при благосклонности лиц со свистком, то сложно понять, когда такое случится в принципе.
Заглядывая вперёд
Вегодня в ночь по московскому времени определится второй финалист Кубка Америки. Во второй раз по ходу турнира между собой встретятся сборные Аргентины и Парагвая. Тогда, в первом туре группы B, на два гола дружины Херардо Мартино парагвайцы впечатляюще вернулись в игру усилиями Нельсона Вальдеса и Лукаса Барриоса, закрывшего счёт уже в компенсированное время. У «альбиселесте» отличились Агуэро и Месси. Последний в ярости от безалаберности партнёров даже отверг предложенное организаторами звание лучшего игрока встречи, что встречается крайне редко.
Тот приз в итоге получил нападающий «альбирроха» Вальдес, красивым ударом инициировавший «камбэк» своей команды. «Мы учли уроки той игры и больше не хотим обрекать себя на игру без мяча, позволяя сопернику постепенно душить нас кольцами атак. Намерены бороться с Аргентиной за инициативу», – пообещал форвард. Сложно сказать, насколько эти слова будут соответствовать реальности, поскольку парагвайцы остаются верны своим принципам неубиваемых крепких орешков. В трёх из четырёх игр на турнире бело-красный взвод уступал в счёте и отыгрывался. Возможно, по-другому они просто не умеют, и желания Вальдеса о проведении игры в настукпательном ключе им только навредят. Тем более с учётом того, как желает подобного развития событий сборная Аргентины.
По мнению отдельных игроков «альбиселесте», коллектив выдал против Колумбии лучшую игру в короткую эпоху Таты Мартино. С точки зрения лёгкости потока голевых моментов и перекрытия кислорода противнику кракеновским прессингом это действительно было так. Однако чудовищная нереализация моментов по-прежнему висит над аргентинцами тяжёлым психологическим грузом и является загадкой, которую Мартино так и не разрешил. А времени на это у него остаётся всё меньше.
Головной боли наставнику добавляет и то, что сразу трое важных элементов командного механизма висят на последней перед обнулением жёлтой карточке. Месси, Агуэро и особенно Пасторе нужно быть очень внимательными и сдержанными, если кто-то из них хочет сыграть в финале. Но до него для сначала нужно ещё дойти.
Парагвай оставит на зелёном прямоугольнике всего себя и даже больше. Не хватающая звёзд с неба сборная бойцов недавно получила новый мотивационный импульс. Молодой фланговый нападающий Дерлис Гонсалес, одно из открытий турнира, дважды покаравший пентакампеонов с точки в четвертьфинале, по окончании игры был счастливейшим человеком. Он ещё не знал, что своим победным выстрелом в послематчевой серии пенальти с бразильцами спровоцировал у родного дяди сердечный приступ с летальным исходом. Мало сомнений в том, что мы увидим его на поле завтра. Он не остановится и будет играть за дядю со всей болью, с удвоенными силами. А команда встанет с каменными лицами вокруг него, сжав кулаки. Разбегаясь по позициям, каждый возьмёт себе часть этой боли. Сердца будут гореть.
Битве быть.