Перед первым полуфинальным матчем Евро-2016 в Лионе мы встретились со знаменитым английским футболистом 1990-2000-х. «Ливерпуль», «Тоттенхэм», «Фулхэм», сборная Англии – послужной список Дэнни Мёрфи богат. Теперь же он один из авторитетных экспертов на британском футбольном телевидении.
— Мы все жутко удивлены, — говорит Мёрфи о сборной Уэльса, ради которой он и приехал в Лион. – Даже несмотря на то что в команде есть Бэйл и Рэмси, не думаю, что кто-то в команде ожидал попадания дальше 1/8 финала. Лично я отлично знал игроков, их качества. А сейчас понимаю, что парни сделали максимум из того, на что были способны. В каждом матче, каждую минуту они выжимали себя. Честно, я шокирован тем, как они играли.
— Можно ли сказать, что игроки сборной Уэльса поверили в себя после игры с Россией?
— В какой-то степени. С Англией был не лучший матч. Со Словакией, несмотря на победу, тоже. Но футбол, показанный во встрече с Россией, раскрепостил ребят, показал, что они могут играть без страха, креативно. Они подумали: «Да, мы команда, мы растём вместе по ходу турнира». В игре с Бельгией они показали ещё и чудо настроя. Повторю, да, есть Бэйл, да, есть Рэмси, но Уэльс – это не история о двух звёздах, это успех всей команды.
— В чём секрет Криса Коулмана, как он сделал эту команду?
— Он помогает игрокам развиваться. Смотрите, при Джоне Тошаке и Гэри Спиде Уэльс тоже играл в хороший футбол, набирал силу, но Коулман сумел найти общий язык с игроками. Он начал говорить с ними как с мужиками, а не мальчиками, которых нужно воспитывать. Крис вёл себя честно, доверял, давал свободное время, выпить пива, встретиться с семьёй – вы же видели, как после матчей дети выбегают на поле. Коулман сделал ребят счастливыми. Чтобы быть успешным тренером, ты должен уметь анализировать, ставить тактику, игру, но главное, чтобы игроки бились и за тебя, и друг за друга. В этом духовном единении и есть секрет Коулмана.
— В становлении сборной есть и заслуга Гэри Спида – предшественника Коулмана, покончившего с собой пять лет назад…
— Безусловно. При Гэри Уэльс играл в отличный футбол. Он дал возможность молодым игрокам раскрываться, расти. Даже если результаты не были крутыми, он всё равно им доверял, зная, что прогресс со временем придёт. Гэри дал ребятам уверенность в себе. Знаете, что лучше всего говорит о его работе? То, что игроки до сих пор в каждом интервью вспоминают о работе Спида. Он умер несколько лет назад, а капитан Эшли Уильямс благодарит Гари. Это очень трогательно и важно.
— Вы говорите, что Уэльс в первую очередь команда. Но, например, президент московского «Спартака» сказал, что Бэйл — лучший игрок Европы, который опережает даже Роналду.
— Сложно сравнивать. В разные моменты этого сезона каждый из них смотрелся лучше или хуже. Но Бэйл точно прибавляет. Каждый год, каждый месяц он повышает свой уровень. Криштиану и Месси же всегда в топе. Мы сможем говорить, что Гарет лучше Роналду, лишь через 3-4 года, если Бэйл всё это время будет держать высокий уровень без спадов.
— Что можете сказать о сборной России? В Англии есть мнение, что наша страна запомнилась на Евро только хулиганами.
— Я бы не стал критиковать вас. Хулиганы – общая проблема. Такие фанаты есть в России, есть в Англии и в других странах. Но глупо считать, что действия нескольких людей означают, что все русские или англичане плохие. Это сложная тема. Главное, что после первых матчей проблема ушла.
— Разочаровала ли вас игра сборной России?
— Именно так — разочаровала. Такой турнир, как Евро, – это борьба на пределе. Ты можешь быть игроком среднего уровня, можешь просто быть не готовым, но обязан сражаться за страну. Сборная России не сражалась. Я видел матч с Уэльсом, и мне казалось, что этим игрокам всё равно. Может, им не нравился тренер? Не знаю. Но, повторю, ты можешь играть плохо, но обязан драться. Они не дрались. Почему?
— Похоже, всё-таки дрались, но друг с другом и перед матчем.
— Так это или нет, но провал России — на сто процентов проблема тренера. Он подбирал игроков и должен был следить за коллективом.
— После турнира он сказал, что больше никогда не будет тренировать сборную.
— Значит, он и сам понял, что это его вина, что именно он не справился.