Движение футбольных фанатов зародилось в СССР в 1972 году: именно тогда небольшие группы болельщиков начали ездить за своей командой по разным городам, использовать определённую символику и другие атрибуты
возникшей субкультуры. В первые годы своего существования это явление не было широко распространено и территориально ограничивалось лишь крупными городами. Объяснение простое: оно не соответствовало традициям и культурному укладу общества. В то время как фан-движение бурно развивалось на Западе, в нашей стране о нём знали лишь избранные. Существовал своего рода информационный вакуум, который исчез лишь с распадом СССР.
Расцвет фанатского движения приходится на середину 90-х. В 1994 году появляются первые организованные фанатские группировки в России: почти одновременно создаются Flint’s Crew («Спартак») и Red Blue Warriors (ЦСКА). Параллельно формируется собственный стиль, который отличает фанатов от обычных болельщиков, «кузьмичей».
Фанаты «Спартака»
Фото: РИА Новости
Flint’s Crew была первой в России, кто в экипировке, глядя на англичан, перешёл на casual («обычный»).
«Иногда их называли модниками. Люди пытались не выделиться за счёт одежды, а, наоборот, слиться с общей массой», — рассказывает Амир по кличке Профессор.
Люди пытались не выделиться за счёт одежды, а, наоборот, слиться с общей массой.
Этот стиль подразумевает удобную повседневную одежду, зачастую брендовую: Burberry, Fred Perry, Lonsdale и др. Но в тех экономических условиях, в которых находилась страна, единицы могли позволить себе дорогие вещи, поэтому чаще всего закупались на рынке.
Одним из основных атрибутов внешнего вида был бомбер. Такой вариант куртки был разработан ещё в Америке в 1917 году, когда пилотам бомбардировщиков понадобилась удобная и практичная форма. Отличительной особенностью бомбера помимо фасона была оранжевая или красная подкладка, сделанная специально по запросу службы спасения для того, чтобы пилот, потерпевший крушение, мог привлечь к себе внимание на земле. В России такую куртку турецкого или китайского производства можно было относительно недорого купить на рынке. Чёрный бомбер носили фанаты «Динамо» и ЦСКА, а спартаковцы выворачивали его наизнанку.
«1995 год. Драка между Flint’s Crew и RBW на станции метро «Сокольники». На тот момент «старики» частично отошли, а молодёжь не вся знала друг друга. И чтобы по ходу драки не путать своих с врагами, решили вывернуть бомбер на яркую сторону. С тех пор и пошла такая мода», — рассказывает Профессор.
Последнее чемпионство «Спартака» 2001 года — как это было
Также фанатов отличали грубые, тяжёлые ботинки, чаще всего марок Dr. Martens или Grinders. Их прообразом
Чтобы по ходу драки не путать своих с врагами, решили вывернуть бомбер на яркую сторону.
стала обувь сотрудников литейного, машинного и строительного цехов. Увесистые ботинки отличалась металлической вставкой в носке, которая на сленге называлась «стакан».
Но самым главным атрибутом была «роза».
«Тогда это был своего рода фетиш. Как раз появились хорошие шарфы, мы заказывали их в Англии. Потом в продажу поступили и турецкие, но это был более «детский» вариант. Мы называли «притурками» тех, кто их носил. Шарфы завязывались по-особенному. Фанаты ЦСКА обматывали его вокруг шеи и прятали концы в куртку. А спартаковцы, наоборот, выпускали наружу», — вспоминает Профессор.
С тех пор на фанатских трибунах сменилось уже не одно поколение, тяжёлые ботинки и бомберы остались в прошлом. Но перед субботним дерби «Фратрия» призвала болельщиков «Спартака» одеться именно так, как было принято в 90-е: «Давайте вспомним молодость и на один матч превратим «Север» в «Запад Б», с его настроем и духом, стряхнём пыль со старой «розы», вспомним старые кричалки и подучим новые».
Традиции – это всегда хорошо. Главное, чтобы всё было в пределах разумного.
Фанаты «Спартака»
Фото: РИА Новости