В октябре прошлого года между руководителями «Спартака» и «Зенита» разгорелась жаркая дискуссия. Генеральный директор петербургского клуба Максим Митрофанов утверждал, что «Зенит» — самый популярный в России, ссылаясь на социологические
исследования в нашей стране и Европе. Спустя неделю зенитовскому менеджеру ответили Наиль Измайлов и Александр Жирков: «Это провокационно. Практически на всех матчах с участием «Спартака» стадионы заполнены. При этом ни один клуб не выкупил гостевую квоту на «Открытие Арене». Это всего 4500 билетов. Заполнил трибуну только «Локо» — и только потому, что клуб выкупил квоту самостоятельно».
«Чемпионат» решил сравнить «Зенит» и «Спартак» по трём объективным критериям: посещаемость домашних стадионов в этом сезоне, количество подписчиков в клубных соцестях на четырёх популярнейших в России площадках и те самые социологические опросы.
Посещаемость
Заполняемость стадионов в РФПЛ — больная тема для всех. И на фоне слабой посещаемости в лиге «Спартак» выглядит безоговорочным фаворитом.
Московская «Открытие Арена» вмещает в два раза больше зрителей, чем «Петровский» — 45 360 против 21 750. При этом средняя посещаемость стадиона у спартаковцев также почти в два раза выше: 30 143 против 17 465. В процентном выражении, правда, Петербург переигрывает Москву: заполняемость 80% против 67%. Так, всего в сезоне перед матчем «Спартак» — «Зенит» стадион «Открытие» посетили 331 576 человек, тогда как «Петровский» — 209 579 зрителей. Полную статистику по всем клубам РФПЛ можно посмотреть, перейдя по этой ссылке.
Статистика выездов болельщиков ещё интереснее: на «Спартак» в регионах собиралось в среднем 14 993 фанатов, на «Зенит» — 15 099.
«Спартак» — «Зенит» — 1:0
Соцсети
В России наиболее популярны четыре социальные сети: «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм» и «Твиттер». Сравним число подписчиков на данный момент.
«ВКонтакте»: 797 211 подписчиков у «Спартака», 828 364 подписчиков у «Зенита».
«Фейсбук»: 750 225 подписчиков у «Спартака», 1 010 509 подписчиков у «Зенита».
«Инстаграм»: 211 тыс. подписчиков у «Спартака», 266 тыс. подписчиков у «Зенита».
«Твиттер»: 662 161 подписчиков у «Спартака», 822 126 подписчиков у «Зенита».
Во всех соцсетях популярнее петербургская команда. Этому есть объективное объяснение: пресс-служба «Зенита» пробует разные форматы, создаёт интересный и разнообразный контент. Например, дискуссия с Глушаковым после матча «Зенит» — «Спартак» в первом круге или троллинг британского издания Daily Mail.
«Спартак» — «Зенит» — 1:1
Социологические опросы
В своём заявлении генеральный директор «Зенита» ссылается на три социологические компании: российский ВЦИОМ и международные Nielsen и Repucom. «Я знаю исследование ВЦИОМ, — ответил тогда вице-президент «Спартака» Измайлов. — Количество опрошенных было совсем невелико. Вряд ли его можно назвать полностью объективным».
Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населённого пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для этой выборки максимальный размер ошибки (с учётом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%.
Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данных опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ».
Итак, ВЦИОМ утверждает, что «питерский «Зенит» остаётся лидером в рейтинге заядлых болельщиков и просто интересующихся футболом (13%). Второе место делят столичные клубы «Спартак» и ЦСКА (по 8%)». В 2015 году «Зенит» и «Спартак» делили первую строчку, имея по 15%, а на втором месте снова были «армейцы» — 12%. По опросам ВЦИОМ, в последний раз «Спартак» был популярнее в России ещё в 2006-м: 18% против 7% у «Зенита».
У Митрофанова фигурируют ещё две компании: Nielsen и Repucom. По сути, это одна и та же организация: в прошлом году первая совершила сделку по приобретению второй. Теперь это один большой холдинг — международный лидер в области социологии. Так, Nielsen утверждает, что к 2016 году аудитория болельщиков «Зенита» достигла 15 млн человек по всему миру.
«Спартак» — «Зенит» — 1:2
Вывод
По трём выбранным критериям самым популярным клубом России является петербургский «Зенит». Но с одной оговоркой: если посещаемость матчей и число подписчиков в соцсетях — это простые цифры, которые невозможно оспорить, то верность и объективность социологических исследований — вопрос дискуссионный.