«В Россию приехал со спокойной душой». Первое интервью с бразильским вратарём «Зенита»
Дмитрий Зимин
Интервью с вратарём «Зенита» Иваном
Комментарии
Кому он обязан русским именем Иван?

Бразильский вратарь Иван приехал в Россию пару недель назад. Переход – следствие двусторонней арендной сделки с «Коринтиансом»: в обратную сторону уехал нападающий Юри Алберто. Так что ближайший сезон 25-летний голкипер точно проведёт в «Зените». И он уже говорит о желании остаться на более долгий срок.

В интервью «Чемпионату» Иван рассказал о первом впечатлении от России, конкуренции в «Зените» и вызове в сборную своей страны.

– Твоё имя очень популярно в России. Ты знал об этом?
– Имя выбирал мой дедушка. Он всегда заботился обо мне и хотел, чтобы я вырос достойным человеком. Стал, например, врачом. Он дал мне это имя, хотя я никогда не задумывался о его происхождении. А когда появился интерес «Зенита», стал больше узнавать о стране и понял, что имя Иван здесь довольно популярно. В Бразилии оно не особо распространено. А в России у меня есть уже два знакомых Ивана. Это круто, что я приехал сюда с русским именем.

О тоске по Бразилии и зоне комфорта

– Ты уже больше недели в Петербурге – есть ли место в Бразилии, на которое этот город хотя бы отдалённо похож?
– Петербург – замечательный город с прекрасными людьми. Они все хорошо ко мне относятся и очень гостеприимны. Вообще, Европа – это не Бразилия. Совершенно разная среда. Хотя если вижу какое-то здание или пейзаж, то могу найти какие-то сходства в деталях. Здесь много зелени, деревьев, озёр. В Петербурге очень приятно находиться.

– Тебе 25, и ты впервые на столь долгое время уехал из родной страны. Наверняка это тяжело. Тебе бывает тоскливо?
– Действительно, я впервые отлучился так надолго. У меня были выезды и до этого. Например, со сборной до 23 лет, когда мы готовились к Олимпийским играм. Да и к другим турнирам тоже. Бывало, что меня не было дома 40 дней. Но так надолго, как в Россию, я ещё не уезжал. Испытываю ли я тоску? Конечно. Есть места, которых мне не хватает. Но это нормально. Я говорил с Жулиано, с другими игроками, которые надолго уезжали из Бразилии, они мне советовали не концентрироваться на этом. Жить настоящим. В моей команде много бразильцев, ребята из Колумбии. Они помогают почувствовать себя как дома даже вдали от родной страны. Но я буду стараться сближаться и с другими игроками, в том числе с россиянами. Постараюсь освоить русский, плюс надо лучше выучить английский. Мы будем все вместе, как одна команда, и справимся с любыми трудностями.

Материалы по теме
Все бразильцы РПЛ в XXI веке. В каком клубе их было больше всего?
Все бразильцы РПЛ в XXI веке. В каком клубе их было больше всего?

— Что Жулиано рассказывал о карьере в России?
— Я мало спрашивал его о карьере в «Зените», скорее просто о команде, о городе – что он думает и что посоветует. Услышал от него только хорошее! Жулиано сказал, что его тоже очень тепло здесь встретили, ему было комфортно в клубе, и он увёз отсюда самые лучшие воспоминания. Всё это помогло мне увереннее принять решение о переезде в Россию. А познакомились мы в этом году, в «Коринтиансе», когда я пришел туда зимой. Так что мы знакомы несколько месяцев, и я рад, что играл с ним за одну команду.

– Как ты будешь проводить здесь свободное время?
– Дома я любил проводить время с семьёй, собираться дома, гулять на свежем воздухе. Здесь я буду делать то же самое. Уже видел немного Петербург – стадион, остров, где он расположен. Я хочу быть немного туристом – получше узнать Петербург, Россию. Посмотреть разные городские места. При этом могу поиграть в приставку, посмотреть сериалы, всего понемногу. Главное, не сидеть всё время дома.

– Ты стал шестым бразильцем в «Зените». Густаво Мантуан – седьмой. Плюс два колумбийца. Не возникало мыслей: «А это точно российская команда?»
– Это правда, здесь много ребят из Латинской Америки. Мы можем помогать друг другу в чём-то. Но это обоюдный процесс – нам помогают местные ребята, мы чему-то можем научить их. Бразильцы оставили позитивный след в «Зените» – вспомните того же Халка, Жулиано. Я надеюсь встать в один ряд с ними. Здесь прекрасные болельщики. Не важно, из какой страны игрок, за всех болеют одинаково горячо.

Ивана Куарежму приветствуют на тренировке в «Зените»

Ивана Куарежму приветствуют на тренировке в «Зените»

Фото: fc-zenit.ru

– Такое количество людей, с которыми можешь говорить на одном языке – это плюс или, наоборот, зона комфорта, в которой трудно расти?
– В этом есть и плюсы, и минусы. Футболист может оказаться в любой точке мира, и ему надо осваиваться. Если попал во Францию, надо понимать французский. В России – русский. Да, здесь я могу рассчитывать на помощь соотечественников, но выходить из зоны комфорта тоже надо. Буду пытаться это делать, чтобы общаться с русскими игроками. Это даёт большое преимущество. Для этого нужно учить языки.

– В России некоторые до сих пор убеждены – если в команде много бразильцев, то это самба, вечеринки и нарушение дисциплины. Что ты можешь ответить таким людям?
– Бразильцы – весёлые люди, которые любят хорошо проводить время. Но я в первую очередь профессионал. Я должен быть серьёзен и вести себя ответственно. На тренировках нужно выкладываться по максимуму, а для этого надо хорошо себя чувствовать. То есть высыпаться и приходить не спросонья.

– Ты уже понял, как любят проводить время бразильцы в «Зените» – ходят ли они друг к другу в гости, в рестораны?
– Думаю, всего понемногу. Можно сходить вместе в ресторан, собраться у кого-то в гостях. При этом нельзя забывать, что все нуждаются в личном пространстве. Но быть постоянно на связи – это хорошее средство от тоски. Думаю, если бы русские жили в Бразилии, они также встречались и общались бы между собой.

О вратарях «Зенита» и высоком росте

– С кем из российских игроков за это время больше всего пообщался?
– Общаюсь со всеми, но больше, конечно, с вратарями и тренерами вратарей. Тот же Миша (Кержаков. — Прим. «Чемпионата») любит шутить, постоянно пытается что-то сказать на португальском.

– Среди твоих конкурентов два российских вратаря – Одоевский и Кержаков. Как тебе они?
– Классные ребята, отличные люди. Не только в игре, но и в обычной жизни. Всегда помогут. Если на тренировке я что-то не понимаю, они мне всё объясняют. Спасибо им за это.

Даниил Одоевский и Михаил Кержаков

Даниил Одоевский и Михаил Кержаков

Фото: РИА Новости

– Они оба уступают тебе в росте – по твоим наблюдениям, есть ли сейчас такой тренд, что многие вратари ниже 190 см?
– Футбол постоянно меняется. Происходит переоценка. Но вратарь в первую очередь – высокий игрок. Если у тебя большой рост, ты можешь покрыть больше пространства. При этом тебе может не хватать скорости. Я хоть и высокий, но стараюсь быть быстрым. Делаю соответствующие упражнения, развиваю скоростные качества. Хотя из любых параметров можно что-то извлечь. Может, поэтому некоторые вратари невысокого роста.

– В России популярен советский вратарь Лев Яшин, ставший лучшим в ХХ веке. Ты что-то слышал о нём?
– Знаю, что это был выдающийся вратарь, тоже высокий, что наверняка ему помогало. Особенно если перед ним были игроки более низкого роста. Вообще, я люблю узнавать что-то новое из истории каждой страны, где бываю. Россия не станет исключением.

Материалы по теме
У «Зенита» неприлично большой состав. Что делать Питеру с таким обилием игроков
У «Зенита» неприлично большой состав. Что делать Питеру с таким обилием игроков

– Из-за роста ты в детстве мог выбрать другой вид спорта – баскетбол или волейбол?
– Вполне мог играть в них. В волейбол даже иногда поигрываю. Но очень хорошо у меня это никогда не получалось. Я с детства хотел быть именно в футболе. И всегда хотел быть вратарём. Хотя, когда мы играли на улицах Бразилии, пытался обвести и забить гол. Но это скорее в шутку. Быть вратарём – это моё призвание.

О целях в «Зените» и конкуренции

– То, что ты поехал в Россию вместе с Мантуаном – помогает?
– Очень сильно облегчает. Мы всё делаем вместе – прилетели одним самолётом, жили в одном отеле. Вместе заняты поиском жилья. Когда ты не один – это проще.

– Вместо вас из России уехал Юри Алберто – ты понял его решение?
– Мне неизвестны причины. Что касается меня, то я своё решение принимал быстро. Это было моей мечтой – играть в Европе. Рад оказаться в такой именитой команде, как «Зенит».

– Были сомнения насчёт переезда в Россию, учитывая репутацию страны в мире сейчас?
– Нет. Я со спокойной душой сюда приехал. Разговаривал с разными игроками, в том числе с Жулиано, Мантуан тоже расспрашивал всех. Нам все говорили, что это отличное место и отличный город, чтобы здесь жить.

– Не смущал бан России в еврокубках?
– Это всех расстраивает, ведь «Зенит» регулярно играет в Лиге чемпионов. Но мы ждём, что скоро всё вернётся и мы сможем участвовать в турнирах мирового уровня. Все мы верим в благополучный исход.

– Какие задачи ты ставишь перед собой в «Зените»?
– Воспользоваться шансом, если он представится, и показать всё, на что я способен. Всем известно, что вратарская позиция особенная, там редко происходит ротация. Я надеюсь заслужить место на поле, сохраняя уважение к своим конкурентам. Известно, что «Зенит» – команда, которая борется за титулы. Я приложу все усилия, чтобы внести вклад в их завоевание.

– Ты рассматриваешь возможность задержаться здесь не на один год?
— Я был бы очень рад остаться в «Зените». Меня отлично здесь приняли, и я рассчитываю сделать всё, чтобы заслужить контракт с клубом на более длительный срок и надолго закрепиться в Петербурге.

Маринато Гильерме

Маринато Гильерме

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

– Знаешь вратаря «Локомотива» Гильерме?
– До приезда в Россию, конечно, слышал о нём, знал, что есть такой бразильский вратарь, не более. Но прямо перед игрой с «Локомотивом» мы поприветствовали друг друга, удалось немного поговорить.

– Он много рассуждал про бразильцев в России: основной посыл – они приезжают и считают, что сразу должны играть. А если не играют пару месяцев, то просят своих агентов вернуть их обратно. Ты готов к конкуренции?
– Конкуренция – нормальное явление, она есть в любой команде. Любой игрок хочет быть в основе и постоянно находиться на поле. Если у человека нет мотивации бороться, зачем он вообще здесь находится? Понимаю, что мне будет тяжелее в силу специфики вратарской позиции. Но я готов прилагать усилия, чтобы честным трудом добиваться того, чего хочу добиться.

Материалы по теме
«Зенит» забыл выйти на первый тайм. Но всё равно не напрягаясь отгрузил «Локо» пятёрку
«Зенит» забыл выйти на первый тайм. Но всё равно не напрягаясь отгрузил «Локо» пятёрку

О вызове в сборную и мечте сыграть на чемпионате мира

– Ты дважды попадал в заявку основной сборной Бразилии. Расскажи, как это было?
– В сборную сложно попасть, так как высококлассные игроки из Бразилии выступают по всему миру. Но это справедливо для любой сборной. Когда мне сообщили о вызове, я был чрезвычайно рад. Ведь это возможность находиться рядом с такими игроками, как Алисон, Эдерсон, Каземиро, Неймар, Коутиньо. Благодарен судьбе за такой шанс, хотя мой клуб был не на первых ролях в Бразилии. Бесценный опыт. Но у меня было много вызовов и в олимпийскую сборную Бразилии. Из-за травмы я не смог принять участие в Играх, где команда взяла золото. Но я прошёл со сборной большой путь, а это очень ценно.

Иван Куарежма в сборной Бразилии

Иван Куарежма в сборной Бразилии

Фото: MB Media/Getty Images

– Мы хорошо знаем как футболистов Алисона и Эдерсона, но какие они в жизни? Можешь рассказать историю о ком-то из них из совместной работы?
– Они много помогали мне и давали ценные советы. Вообще, вратари массу времени проводят вместе, тренируются рядом. Моё пребывание в сборной было довольно коротким, поэтому не так много возможностей узнать друг друга лучше. Так что каких-то особенных историй нет.

– Мечтаешь сыграть на ЧМ-2022? Понимаешь, что для этого нужно сделать?
– Для этого надо быть ведущим игроком на своей позиции в клубе. Я постараюсь завоевать место на поле. А как будут дальше развиваться дела – время покажет.

Комментарии