В России как дореволюционной, так и послереволюционной особой популярностью пользовался хоккей с мячом. Это была и есть воистину русская игра — размашистая, разухабистая, вполне подходящая под заливаемые в великом множестве для широкого посещения катки.
Хоккей с шайбой практически не культивировался. Даже несмотря на то, что игру эту пытались привить на нашей земле европейские и канадские посланцы. В основном их усилиями 1911 году Россия вступила в Международную лигу хоккея на льду (ЛИХГ). Однако вскоре Всероссийский хоккейный союз вышел из ЛИГХ в связи с малой распространённостью хоккея с шайбой в России. После чего в добровольном порядке за ненадобностью самораспустился.
А дебют этого вида спорта состоялся в Российской империи в 1908 году, когда в Риге встретились местные «Унион» и команда Стрелкового парка. После развала империи в Прибалтике, в отличие от остальных территорий, играть в канадский хоккей не переставали. И Латвия, будучи независимой, была принята в ЛИХГ.
После 1917 года в хоккей с шайбой играли в основном студенты спортивных учебных заведений, используя для этого городские катки малых размеров. В 1932 году в СССР состоялась серия матчей хоккеистов клуба «Фихте» Германского рабочего спортивного союза. За советскую команду выступали игроки русского хоккея, преимущественно футболисты, игравшие зимой в русский хоккей. Были сыграны товарищеские (без зрителей) матчи: сборная Москвы — «Фихте» и «Динамо» (Москва) — «Фихте». С каким результатом завершились те встречи, неизвестно. Известно лишь, что шайб в ворота гостей было заброшено в обоих матчах больше 10.
Первый официальный хоккейный матч состоялся 11 января 1932 года. Играли ЦДКА и «Фихте», был зафиксирован результат 3:0. Наверное, эту дату и следует считать официальным днём рождения хоккея с шайбой в нашей стране.
Затем состоялись два матча германской команды со второй сборной Москвы, оба выиграла советская команда 6:0 и 8:0. Об этой игре писал «Физкультура и спорт» (1932 г. № 9): "Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с бенди. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно…"
В связи с этим развитие хоккея в СССР было отложено ещё на без малого 15 лет.
Откуда в стране, где в те времена играли в футбол и русский хоккей, узнали о шайбе? Ответ довольно простой и лаконичный можно найти в давнишнем интервью участника первого первенства СССР по канадскому хоккею в составе московского «Спартака» Анатолия Сеглина «Советскому спорту»: "Был такой Савин, возглавлял в Спорткомитете отдел футбола и русского хоккея. Вызывает его как-то к себе шеф Романов и говорит: «За рубежом играют в канадский хоккей, надо разобраться, что это такое и можем ли мы в него играть. Ведь он входит в программу Олимпиад».
Дело было весной 1946 года. В Москве о диковинной шайбе никто не слышал, информации ноль. Савину посоветовали ехать в Прибалтику — там вроде до войны играли в канадский хоккей. Из Риги он и привёз канадские коньки, клюшку и шайбу, а также брошюрку с хоккейными правилами на латышском языке. Наскоро сделали перевод. Кстати, те клюшку и шайбу Савин долго хранил в своём кабинете в Скатертном переулке. Так, собственно, и появился у нас канадский хоккей — «шинни», как его называли в противовес бенди".
Вернувшись в Москву, Савин собрал тренеров ведущих команд по русскому хоккею, которым предложил осваивать новую игру. Согласие дали многие, в том числе и знаменитые впоследствии Аркадий Чернышёв, Анатолий Тарасов, Александр Игумнов.
Уже в конце мая 1946 года в спортивном календаре страны на второе полугодие, опубликованном в «Советском спорте», значился учебный сбор тренеров и судей, который должен был пройти в Архангельске с 20 ноября по 18 сентября. О первенстве СССР, правда, ещё не было ни слова. До судьбоносного решения Всесоюзного комитета оставалось несколько месяцев…
В Москве и Ленинграде проводились семинары тренеров и судей по канадскому хоккею. На 10-дневном семинаре в Москве учились 25 тренеров и судей столицы и Московской области. Были представлены «Динамо» (А. Чернышёв), «Буревестник» (П. Попов), «Метро», «Энергия» и другие организации. Семинар прошли судьи М. Дмитриев, И. Широков, В. Моргунов и другие. Участники занимались по 6-8 часов в день, проходя теорию игры, практику и методику обучения. Занятия проводил А. Рехтшпрехер (Рижский институт физической культуры) и тренер рижского «Динамо» Э. Клавс.
«Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта утвердил положение о розыгрыше I первенства СССР по канадскому хоккею. Матчи будут проведены в декабре-феврале по круговой системе, при участии 12 команд, разбитых на три подгруппы — „А“, „Б“ и „В“. От РСФСР допущены две команды, от Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии и Литвы — по одной, от Москвы — три коллектива и от Ленинграда — два».
В результате на участие в первом первенстве СССР по канадскому хоккею подали заявки следующие команды: ЦДКА (Москва), ВВС (Москва), «Динамо» (Москва), «Спартак» (Москва), Дом офицеров (Ленинград), «Динамо» (Ленинград), «Водник» (Архангельск), Дом офицеров (Свердловск), «Динамо» (Рига), «Динамо» (Таллин), сборная Каунаса и «Спартак» (Ужгород). Как не трудно заметить, в итоге от Белоруссии так и не было заявлено ни одной команды.
Так, собственно говоря, и стартовало первое первенство СССР по канадскому хоккею или, как предпочитают говорить сегодня, первый чемпионат СССР по хоккею. Этот момент стал не только отправной точкой отечественного хоккея, но и ещё такого противостояния, как канадский хоккей против русского.
Наша история. Часть 01. 1946/47. Фото 01.
Хоккей тех лет (и вплоть до середины 50-х годов) мало напоминал нынешнюю игру. Площадка была ограничена низенькими, ничем не закреплёнными фанерными бортиками, отъезжавшими в сторону при первом же прикосновении к ним. Приблизительно такими же, какие по сию пору используются в русском хоккее. Ни о какой силовой борьбе у таких бортов, в современном её понимании, речи идти не могло. Лишь вратари надевали телогрейки, ватные брюки и щитки, опять-таки применявшиеся в хоккее с мячом. Перчаток-ловушек для них тогда ещё не было, как и шлемов и масок. В матче, как правило, с каждой стороны участвовали голкипер и пятёрка игроков, которая всё игровое время могла находиться на льду без замен. Но это было только начало. С каждым сезоном техника и экипировка хоккеистов совершенствовались. Но главное — начало было положено…
Что удивительно, первый же чемпионат оказался на редкость упорным. Более того, первого чемпиона пришлось определять лишь по разнице заброшенных и пропущенных шайб. Причём определять не из двух, а сразу из трёх команд — из всех участников финального трио. Но сначала с 22 по 30 декабря 1946 года прошли матчи предварительных этапов в трех группах — в Москве, Ленинграде и Архангельске. Они принесли такие результаты:
Наша история. Часть 01. 1946/47. Таблица 01.
Команды, занявшие в подгруппах вторые места, а также примкнувшая к ним команда города Каунаса в однокруговом турнире разыграли места с 4-го по 7-е (остальным порекомендовали больше тренироваться).
Наша история. Часть 01. 1946/47. Таблица 02.
Победители подгрупп собрались в Москве (им и ехать-то было никуда не нужно), чтобы уже в двухкруговом турнире разыграть медали первого чемпионата СССР.
Наша история. Часть 01. 1946/47. Таблица 03.
Как можно увидеть из итоговой турнирной таблицы, все три призёра финишировали с одинаковым очковым результатом. Каждая команда по разу выиграла у соперников и по разу же им проиграла. Победителя, да и вообще итоговые места пришлось определять по разнице заброшенных и пропущенных шайб. Положительной она оказалась у динамовцев — они и стали первыми чемпионами СССР.
Чемпион СССР 1947 года — «Динамо» Москва.
Вратари: Михаил Степанов, Михаил Ухмылов.
Защитники: Борис Бочарников (2 гола), Василий Комаров, Револьд Леонов, Олег Толмачев (1), Михаил Якушин (1).
Нападающие: Николай Артемов, Всеволод Блинков (12), Михаил Елисеев, А. Кретов, Николай Медведев (5), Николай Поставнин (11), К. Ромашов, Сергей Соловьев, Василий Трофимов (7), Аркадий Чернышёв (4).
Старший тренер: Аркадий Чернышёв.
Наша история. Часть 01. 1946/47. Фото 02.
Серебряный призёр чемпионата — ЦДКА (Москва)
Вратари: Валентин Григорьев, Дмитрий Петров.
Защитники: Александр Виноградов (1), Павел Коротков (2), Владимир Никаноров (1), Андрей Старовойтов, Григорий Тучков.
Нападающие: Евгений Бабич (4), Всеволод Бобров (3), Владимир Веневцев (1), Анатолий Гусев, Петр Зенкин, Владимир Меньшиков (2), Михаил Орехов, Сергей Рябов, Леонид Степанов, Алексей Ходаков.
Старший тренер: Павел Коротков.
Бронзовый призёр чемпионата — «Спартак» (Москва)
Вратари: Глеб Белянчиков, Валентин Гранаткин, Александр Квасников.
Защитники: Владимир Горохов, Николай Морозов, Анатолий Сеглин (1), Борис Соколов, Виктор Соколов, Олег Тимаков.
Нападающие: Р. Беляев, Евгений Бокуняев, Георгий Глазков, Николай Дементьев, Валентин Захаров, Зигмунд Зденек (13), Иван Новиков (9).
Старший тренер: Александр Игумнов.
Лучшие бомбардиры чемпионата: Анатолий Тарасов (ВВС) — 14, Зигмунд Зденек («Спартак» М) — 13, Всеволод Блинков («Динамо» М) — 12, Николай Поставнин («Динамо» М) — 11, Иван Новиков («Спартак» М) — 9, Александр Моисеев (ВВС) — 8, Василий Трофимов («Динамо» М), Зенонас Ганускаускас (ХК Каунас) — по 7.
Давайте просто посмотрим, кто участвовал в том далёком первом чемпионате СССР, кто поднимался на пьедестал почёта. Что ни имя — легенда. Например, бронзовым призёром в составе «Спартака» стал будущий председатель Федерации футбола СССР и первый вице-президент ФИФА Валентин Гранаткин — он оберегал красно-белые ворота. В защите ЦДКА не счёл зазорным играть вратарь футбольных чемпионов СССР Владимир Никаноров. Первым чемпионом страны по хоккею стал впоследствии великий футбольный тренер Михаил Якушин. Да и тренеры команд, наши легендарные Аркадий Чернышёв и Анатолий Тарасов мало того что сами выходили на лёд, так последний ещё и стал лучшим бомбардиром первого чемпионата.
Вопреки царящему в те времена в ответственно-руководящих кругах скепсису, первый чемпионат СССР по чуждому нам канадскому хоккею был признан успешным. Работники федерации начали разрабатывать проекты второго чемпионата, ЦДКА переманил к себе играющего тренера ВВС Анатолия Тарасова. Но обо всём этом — в следующей части нашего проекта.