Предыдущие части рубрики «Как дела? КХЛ»:
Представление команд Континентальной лиги
«Донбасс» (Донецк). Первый раз в первый класс
«Слован» (Братислава). Народная команда
«Лев» (Прага). Новый старый «Лев»
«Локомотив» (Ярославль). За своих парней
«Витязь» (Чехов). Бить будем аккуратно, но больно
УРАЛЬСКАЯ ЛИХОРАДКА
В Екатеринбурге давно пора вводить штормовое предупреждение. Проблемы у «Автомобилиста” возникают пусть и с некой периодичностью, но более чем неожиданно, а значит, ситуацию с хоккеем на Урале можно смело приравнять к стихийному бедствию. Ещё недавно нам доводилось исписывать листы, набивая в набат, о том, что хоккей в Екатеринбурге в очередной раз умирает и всё пропало. Из команды толпами бежали хоть сколько-нибудь состоявшиеся хоккеисты, а ситуация с многострадальным КРК „Уралец” не внушала уверенности в завтрашнем дне. Но ведь в нашей жизни всё изменчиво, а в хоккее и подавно, вы разве этого не заметили?
У Андрея Шаянова есть шанс прекратить тренерскую чехарду в «Автомобилисте»
Время текло, руководители КХЛ делали громкие и не очень заявления о судьбе уральского клуба, а болельщики “Автомобилиста” писали письма во всевозможные инстанции. Вскоре выяснилось, что не всё так печально и безнадёжно в уральском королевстве. Для начала, в Свердловской области сменился губернатор, коим стал Евгений Куйвашев, а вскоре уже „Автомобилист” обратился к руководству лиги и общественности: мол, в долги влезать не собираемся, а напротив – игрокам всё заплатим и будем жить спокойно, пусть и небогато. В середине июля, помимо всего прочего, подоспел новый спонсор “Интертехэлектро – Новая генерация”, обещающий выплатить 450 миллионов рублей за три года. Для иного топ-клуба КХЛ такой суммы и на полгода бы не хватило, но для „Автомобилиста” – весьма ощутимое подспорье.
В ПОИСКАХ ЗАМЕНЫ ПАНУ
Заполучить маститого тренера на свою скамейку запасных желает каждый руководитель, но вот для клубов, обделённых мощным составом, роль главного тренера становится ключевой. В Екатеринбурге эту истину знают как нигде, ведь свой лучший результат в современной истории “Автомобилист” провёл под руководством наиболее именитого наставника из тех, кто заглядывал на Урал. Мареку Сикоре понадобился всего один сезон, чтобы разобраться в особенностях национального хоккея и вывести новичка КХЛ в плей-офф.
Не сумев удержать пана Сикору в клубе без денег и амбиций, руководство „Автомобилиста“ принялось перебирать тренеров. Однако каждая кандидатура напоминала гадание на цветке, наверное, на том самом, каменном. Попихин и Мухин, Бякин и Мартемьянов – каждый из них приходил в клуб без опыта и богатого резюме. Надежда на то, что кто-то из них выстрелит, не оправдалась, а ностальгия по Мареку лишь усиливалась.
Новым главным тренером „Автомобилиста” стал Андрей Шаянов. Казалось бы, разница с предыдущими кандидатами не велика. Нельзя сказать, что у Шаянова есть фирменный почерк, да и к харизматичным специалистам Андрея Викторовича не отнести. Тем не менее ему довелось работать со сборной Казахстана и астанинским “Барысом». Именно прошедший сезон, а точнее розыгрыш Кубка Гагарина, стал звёздным часом Шаянова. Серия с участием «Барыса» и «Магнитки» обернулась наиболее зрелищным событием первого раунда плей-офф, и в том, что «сталевары» находились в шаге от провала, «виноват” в том числе и Шаянов.
Двух классных троек нападения или защитников уровня Даллмэна Андрею Шаянову в „Автомобилисте” не найти, да и думать о плей-офф пока стоит лишь в контексте попадания в восьмёрку лучших на Востоке. В том случае, если Шаянов сможет привить своей новой команде узнаваемый стиль и отработает в Екатеринбурге хотя бы полный сезон, эту затею можно будет признать оправданной.
Мухин и Попихин, Бякин и Мартемьянов – каждый из них приходил в клуб без опыта и богатого резюме
НОВЫЙ СОСТАВ В ЧИСТОМ ПОЛЕ
Пока решался вопрос о том, будет ли жить “Автомобилист», у лидеров команды постепенно заканчивалось терпение. Долги по зарплате лишь ускоряли принятие решения о том, что лучше подыскать новое место работы. Ударное звено Абдуллин – Бушуев – Субботин покинуло Екатеринбург в полном составе. Центральный нападающий Николай Бушуев отправился в «Спартак», а Денис Абдуллин, минувшей весной дебютировавший за сборную России, принял предложение от казанского «Ак Барса”. Как гласит легенда, суперветеран и символ „Автомобилиста“ Андрей Субботин до последнего надеялся, что ситуация выправится, но денег, упавших с небес, или хотя бы стабильности не дождался, подписав контракт с „Нефтехимиком“.
Покинул расположение „Автомобилиста” и Алексей Крутов, который в конце регулярного сезона заменял Абдуллина в первом звене. Новым клубом сына великого советского хоккеиста стал “Атлант”. В Подмосковье отправился и основной вратарь уральского клуба Иван Лисутин, променявший „Авмтобилист“ на главного соседа по дну турнирной таблицы – чеховский „Витязь”. Если добавить к этому списку нескольких опытных защитников, разъехавшихся в разные направления,
Йозеф Страка должен стать лидером «Автомобилиста”
то у “Автомобилиста” оставался разве что второй вратарь Лобанов, защитник Соколов, а в остальном – сплошь молодёжь, пусть местами и талантливая.
Опираться на одних лишь братьев Стрельцовых, впрочем, уральцам не пришлось. Но даже поступившие вскоре деньги не стали гарантией успешной селекции. „Автомобилист“ пропустил практически всю трансферную кампанию, проснувшись к моменту, когда все сколько-нибудь приличные исполнители были уже трудоустроены. Усиливаться пришлось теми, кто не угодил более состоятельным соседями по лиге. Алексею Заварухину не хватило места в обновлённом „Спартаке”, а для Константина Макарова “Автомобилист» стал уже пятым клубом за календарный год. Непростыми выдались переговоры с Дмитрием Афанасенковым, но обладатель Кубка Стэнли пошёл на попятную, вернувшись в Россию спустя сезон, проведённый в Швейцарии.
Другое дело – легионеры. В Екатеринбурге, который никогда не жаловал иностранцев, наконец-то поняли, что для небогатых клубов приглашение легионеров – единственный шанс быть конкурентоспособными. Если по словакам из канувшего в лету попрадского «Лева», защитнику Мезею и нападающему Шпирко, ещё могут быть сомнения, то легионеров уровня Холта и Страки в форме «Автомобилиста» мы и близко не видели. Йозеф Страка, учитывая его возраст, статус и опыт игры в России, должен стать лидером «Автомобилиста», тем более что чех не потерялся даже в «Ак Барсе”, куда перебрался перед дедлайном. Крис „Гитарист“ Холт, быть может, и не самый стабильный вратарь КХЛ, но способен в одиночку вытащить матч, что „Автомобилисту“ должно пригодиться. К тому же, если в хоккейном Екатеринбурге знают, что такое маркетинг и PR, Холта стоит эксплуатировать по полной программе – потенциал шоумена у парня воистину выдающийся.
Судя по первым тренировкам и контрольным матчам, у „Автомобилиста“ вырисовываются две ведущие тройки, на которые и будет сделана ставка в предстоящем сезоне. Так, к братьям Стрельцовым добавился Константин Макаров, а вместе с чехословацким тандемом Страка — Шпирко на лёд выходит юркий Алексей Симаков, перебравшийся в Екатеринбург из Ханты-Мансийска. Последней же деталью в мозаике новой версии „Автомобилиста“ стал 37-летний защитник Сергей Гусев, который не всегда попадал в состав при Сумманене, а новому финну Матикайнену, пришедшему в „Авангард“, и вовсе оказался не нужен. Но чем для поменявшегося в лице „Автомобилиста“ это не главный кандидат на вакантную роль капитана?
ХК «Автомобилист»
НЕРАЗОРВАВШАЯСЯ PR-БОМБА
Главная же сделка этого лета с участием „Автомобилиста“ сорвалась. Алексей Яшин должен был стать лидером, капитаном, живым символом екатеринбургского хоккея в одном флаконе. В конце концов, явление Яшина на малую родину смогло бы поднять продажу абонементов – чем не стимул для руководства клуба? Наличия вот таких живых символов, находящихся на старте карьеры, как в случае с „Сибирью“ и Тарасенко, или её излёте, как могло получиться у Яшина с „Автомобилистом“, порой и не хватает КХЛ. Ассоциация игрока с клубом и наоборот – прямая дорога к появлению самобытных и узнаваемых команд.
Алексей Яшин продолжил погоню за птицей удачи
Настойчивость „Автомобилиста“ достойна уважения — в уральский клуб уже второй год подряд пытаются заманить своего же воспитанника. На этот раз руководство команды из Екатеринбурга было как никогда близко к своей цели, но вновь потерпело неудачу. И вряд ли они проиграли в дипломатии или кошелёк руководителей „Автомобилиста“ показался Яшину недостаточно увесистым. То есть это был тот самый случай, когда всё от начала и до конца зависело от желания игрока, и точка.
Алексей Яшин упустил блестящий шанс совершить самый красивый шаг в своей карьере. Воспитанник свердловского хоккея долгое время оставался чуть ли не единственной российской звездой НХЛ. Он по первому зову приезжал в национальную команду, но вот в клубном хоккее его репутация порой опускалась ниже плинтуса. Яшин в глазах большинства воспринимался бесхарактерным хоккеистом, находящимся в беспрерывной погоне за „длинным баксом“. И вот на закате карьеры он мог расщедриться на хоккейную благотворительность, поиграв года два перед родными трибунами. Ему даже не пришлось бы делать это бесплатно, ведь „Айлендерс“ ещё на протяжении трёх лет будут выплачивать Яшину 2,2 миллиона долларов лишь за то, что он больше не наденет свитер „островитян“.
Для „Автомобилиста“ Алексей мог бы стать не только большой медийной удачей, но и реальным усилением весьма блёклого состава. Да и для самого Яшина переход в уральский клуб пошёл бы на пользу, ведь последний сезон, проведённый в ЦСКА, 38-летнему форварду явно не удался. Юлиус Шуплер так и не нашёл именитому нападающему места в составе, а сам Алексей лишь отдалённо напоминал самого себя образца блестящего питерского трио Сушинский – Чаянек – Яшин, которое держало в страхе всех вратарей лиги. На фоне этих фактов поражает, что Яшин и его агент Марк Гандлер на полном серьёзе, сдерживая иронию в голосе или даже гомерический смех, рассуждают о варианте трудоустройства в НХЛ. Пример Яромира Ягра, другого европейца-ветерана, вернувшегося за океан, заразителен, но вряд ли имеет что-то общее со здравым смыслом.
Как дела? ХК «Автомобилист»
ОТ „КАМЕННОГО ЦВЕТКА” ДО DONBASS OPEN CUP
Из отпусков игроки “Автомобилиста» вышли одновременно с остальными клубами КХЛ, но вот предсезонная подготовка уральской команды идёт несколько стремительнее, чем у большинства команд лиги. По крайней мере, ещё за месяц до начала регулярного чемпионата подопечные Андрея Шаянова провели больше половины положенных контрольных матчей. Началось всё с вояжа в Чехию, где значительно обновлённый состав «Автомобилиста» проверял себя на фоне «Млада Болеслава» (2:0) и «Славии» (3:0).
Первую шайбу в межсезонье-2012 екатеринбуржцы пропустили опять же от чехов! Дело в том, что первым соперником на домашнем «Каменном цветке» оказался приглашённый гость из Чехии «Ческе Будеевице», игроки которого и сумели распечатать Холта, но всё же уступили хозяевам – 4:5. О самом турнире и его сомнительном статусе мы уже писали, так что повторяться не стоит. Однако интересно, много ли команде из Екатеринбурга принесла проверка нижнетагильским «Спутником», которому, к слову, парни Шаянова уступили со счётом 1:2? Как правило, матчи в межсезонье моделируют боевые условия регулярного сезона, но разве найдётся в КХЛ команда-прототип «Спутника»? Помимо этого, «Автомобилист» дважды (в группе и в финале) сыграл с «Молотом-Прикамье», и в обоих случаях локальное дерби осталось за хозяевами КРК «Уралец».
Турнир, который хоть сколько-нибудь внятно способен объяснить, что собой представляет очередная версия «Автомобилиста», намечен на конец августа и пройдёт на территории Украины. Donbass Open Cup – более чем представительный турнир, где помимо новичка лиги «Донбасса» и собственно «Автомобилиста» примут участие СКА, «Северсталь» и «Лев», каждый из которых обладает куда более солидным составом, нежели команда из Екатеринбурга.
Сдюжит «Автомобилист» в Донецке, не предстанет в шкуре того самого «Спутника» – не затрясутся уральские коленки и 8 сентября, когда в гости к команде Андрея Шаянова пожалует магнитогорский «Металлург».
Как дела? ХК «Автомобилист»