Начинать Кубок мира с соперника, который долгое время считался для нас удобным, – это ли не идеальные условия для старта? 12 лет, а именно столько россияне не проигрывали шведам на крупных турнирах, мы укреплялись во мнении, что «Тре крунур» — наши клиенты. За это время были победы на Олимпиаде в Турине, на чемпионате в Москве, Минске и даже насквозь шведском Стокгольме. Участники стартового матча на Кубке мира помнят как упорные победы сборной России, так и разгромы скандинавской команды. А вот тех, кто застал времена, когда шведы ещё обыгрывали нас, остались единицы. Любопытно, что в последний раз на крупном турнире сборная России проигрывала шведам без главных ветеранов — Андрея Маркова и Павла Дацюка, зато с 18-летним Александром Овечкиным в составе. Дело было в 2004 году на чемпионате мира в Чехии.
Первый матч на турнире – всегда отголосок выставочных игр. Кто бы что ни говорил об их товарищеском характере, на тренерские взгляды они влияют самым непосредственным образом. Олег Знарок, видимо, настолько остался доволен тем, что его подопечные показали в выставочном матче с Канадой, что не тронул ни одно из сочетаний. Против шведской пары защитников из «Тампы» Строльман – Хедман пришлось отдуваться одному-единственному Никите Кучерову, тогда как трое его одноклубников остались на трибунах. А вот Рикард Грёнборг, познавший, что такое быть разгромленным сборной Европы, был вынужден пойти на перемены. Нет, конечно, оставив вне заявки Хампуса Линдхольма и Патрика Берглунда, наставник «Тре крунур» никого не удивил. Эти двое изначально представлялись главными претендентами на роль запасных. А вот отсутствие Хенрика Лундквиста на последнем рубеже – настоящий дворцовый переворот. Король, как называют его в хоккейном мире, представлялся чуть ли не главным козырем «Тре крунур».
>>> Сборная Швеции: без Зеттерберга и со старым знакомым Знарка
Впрочем, говорить о том, что Лундквист, пропустивший от сборной Европы шесть шайб, был списан Грёнборгом со счетов, преждевременно. По одной из версий, один из лучших вратарей XXI века накануне матча с Россией банально приболел. Как бы то ни было, на ключевой матч в группе шведы были вынуждены выйти с Якобом Маркстрёмом на последнем рубеже. С тем самым Маркстрёмом, кто был основным вратарём «Тре крунур» на чемпионате мира в Москве и не спас шведов от вылета на стадии четвертьфинала. С тем, чтобы устроить ему проверку, россияне тянуть не стали. Первая смена – и тут же бросок от Овечкина! Дистанция, правда, была такой, что голкипер скандинавов шайбу взял намертво, даже без намёка на возможный отскок и добивание. Увы, нагружать Маркстрёма в таком же темпе и дальше сборной России не удалось. За весь первый период сложно вспомнить хотя бы один по-настоящему голевой момент.
То ли соперники осторожничали, то ли находились не в лучшей форме, но первые минуты встречи прошли в крайне низком темпе. Россияне и шведы приглядывались друг к другу и не форсировали события. Не самая зрелищная картина отягощалась высоким процентом брака, в основном со стороны подопечных Знарка. Ошибались и Малкин, и Шипачёв, и другие форварды, в чьём мастерстве не было сомнений. А когда Овечкин попытался прорваться по флангу, тут же был остановлен шлагбаумом в лице Эрика Карлссона. Даже в первом большинстве, кроме дальнего броска Дмитрия Орлова, после которого не последовало добивания, вспомнить особо нечего. Впрочем, и у шведов дела в атаке до поры до времени не складывались. На нереализованное большинство они ответили такими же двумя бесцельно проведёнными минутами. Наша четвёрка обороняющихся выстояла, сыграв за Орлова, которому сначала разбили лицо, а затем выписали довольно-таки странное удаление.
Завладеть инициативой сборной Швеции удалось во второй половине стартового периода. Особенно вольготно хоккеисты «Тре крунур» себя чувствовали, выходя на лёд против звена Шипачёва. Питерская тройка проседала в обороне и оказывалась бессильна в отборе. Такое положение дел – благодать для скандинавов, которых хлебом не корми – дай проконтролировать шайбу. Подопечные Грёнборга на некоторое время засели в зоне сборной России, но моменты создавали с большим скрипом. Из наших защитников давление не выдерживала разве что пара из «Монреаля». Алексей Емелин не забывал бить шведов, прямо как в далёком 2012-м, но при этом несколько раз проигрывал им позицию. А с Андреем Марковым под конец периода произошёл несчастный случай. Ветеран пытался начать атаку, но в самый неподходящий момент сломалась клюшка. Опасно! Микаэль Баклунд подобрал шайбу, но его намерения разбились о предельную концентрацию Сергея Бобровского.
Смотреться бледно в первом периоде сборной России не впервой. В конце концов, с Канадой наши парни также долго запрягали, но после перерыва пришли в себя и выровняли игру. Первые же смены второго периода матча со Швецией вселили робкую надежду, что подопечные Знарка вновь последуют такому сценарию. Владимир Тарасенко, танком пронёсшийся на пятак со шведом на плечах, показал настрой, с которым сибиряк вышел на лёд. Форвард «Сент-Луиса» ещё несколько раз сверкнул, но, не найдя поддержки, ушёл в тень. Тарасенко слился с общей серой массой, которой предстала сборная России во втором периоде. Пока счёт на табло был 0:0, можно было говорить об осознанной игре вторым номером, рациональности и осторожности. Однако дальнейшие события показали, что даже болезненные щелчки по носу не способны разбудить спящего гиганта.
Дальняя лавка – рай для сборной Швеции. Пользуясь этим преимуществом, скандинавы ещё чаще, чем в стартовом периоде, владели шайбой, запирая россиян в зоне. Правда, за исключением прорыва к воротам Хёрнквиста, который воспользовался очередной ошибкой Емелина, на ворота они особо не смотрели. Но стоило Вадиму Шипачёву нарушить правила, как шведы реализовали первое же большинство во втором периоде! Развитие событий было столь же стремительным, как и в случае с голом Овечкина канадцам. Всего четырёх секунд хватило нашим соперникам, чтобы вчистую выиграть вбрасывание у Анисимова и доставить шайбу до Габриэля Ландескога. Молодой капитан «Колорадо» прошил Бобровского точь-в-точь в стиле капитана «Вашингтона» — 0:1. Шведы оказались скоры на расправу.
Тут бы сборной России перестроиться, собраться с мыслями, но вместо этого шайба второй раз залетает в ворота Бобровского. Не успели наши нападающие во главе с Овечкиным поднять голову, как Виктор Хедман удвоил счёт. А началось всё с того, что Емелин с Марковым, провалившие стартовый матч Кубка мира, не смогли вывести шайбу из зоны. Защитник «Тампы» беспрепятственно накатился и нанёс роковой бросок. Емелин, оказавшийся на линии огня, даже не попытался его заблокировать. В апатии обычно самоотверженного защитника вся игра сборной России в матче со Швецией. Отбрасываясь половину встречи, подопечные Знарка оказались не в состоянии перебороть себя, когда игра пошла не по их сценарию. Ещё одна наглядная иллюстрация того, что у россиян этим вечером ничего не получалось, – столкновение на ровном месте Дадонова и Зайцева.
Нас в очередной раз подвели вбрасывания. Причём на этот раз – это не просто статистика, а вполне осязаемый момент, в результате которого был открыт счёт. Есть большие вопросы к Знарку по использованию лидеров. Надо же такому случиться, что по итогам двух периодов у капитана команды Овечкина и игрока четвёртого звена Телегина было одинаковое игровое время! Но что особенно бросалось в глаза – отсутствие искры, хоть какого-то порыва отыграться на протяжении 59 минут встречи. Да, сборная России буквально уничтожала шведов в силовой игре, но агрессии, направленной на ворота Маркстрёма, не хватало критически. Можно вспомнить бросок Кулёмина в штангу после соло Кузнецова, но это редкий эпизод. В атаке сборной России, где что ни игрок – лидер клуба НХЛ, никак не обнаруживалось вожака. В такие минуты почему-то вспоминается, насколько легко тренерский штаб сборной России отказался от Александра Радулова. Уж кто-кто, а новичок «Монреаля» не потухает ни на секунду.
Человеком, который повёл команду за собой, стал Овечкин. Правда, третий период он начал с того, что оставил сборную России в меньшинстве. Однако постепенно, смена за сменой, вчерашний именинник начинал прибирать инициативу к рукам: то шведа силовым приёмом «расколет», то Маркстрёма на внимательность проверит. А когда за минуту до финальной сирены Знарок снял вратаря, именно дальний бросок капитана подарил стране робкую надежду. И совсем уж драматично развивались события за 11 секунд до сирены. Выиграв вбрасывание, россияне вновь доставили шайбу до Овечкина, а он отправил её в ворота! Вот только последнее касание поздно проснувшийся лидер сборной России совершил рукой. Спасительный гол, который мог бы обернуться настоящим чудом, арбитры вполне справедливо не засчитали. Справедливо не только с точки зрения правил игры, но и того, как развивался матч. Вряд ли, играя на максимуме 1 минуту из 60, сборная России заслужила хотя бы одно очко.