Всё же молодёжный чемпионат мира – турнир уникальный. Смотрим мы его, несмотря ни на что. Готовимся ли к празднику, сидим за столом или пытаемся «дожить» до утра, за нашими мальчишками, пусть и одним глазком, обязательно приглядим. В Москве, когда подопечные Валерия Брагина разыгрывали стартовое вбрасывание со шведами, было 4 утра. В Новосибирске – 8 утра. Во Владивостоке – 11. Так и не скажешь, что проще: включить телевизор в разгар всеобщего веселья или героически приподнять лицо из салатов. Одна лишь новогодняя аура, которая присуща и Кубку Шпенглера, не способна отвлечь от праздничных дел. МЧМ мы любим за искренность и то, что он дарит нам веру чудо.
Шведы, конечно, в наши планы посвящены не были. Новый год так, как это делают русские, они не отмечают, а четыре года назад в Мальмё уже обыгрывали нас 31 декабря, не удосужившись проявить милосердие в один из главных праздников года. У руля «молодёжки» тогда стоял Михаил Варнаков, не снискавший славу чудотворца. Впрочем, и отношения Брагина со шведами довольно сложные. В плей-офф он скандинавов обыгрывал, чего только стоит полуфинал Баффало-2011, а вот на групповом этапе побед не знал. Мало кто помнит, что даже на «золотом» чемпионате мира мы сначала уступили Швеции, а уже потом выбросили из борьбы за титул.
На этом турнире сборная России долго раскачивалась. После поражения от чехов общественность поспешила списать парней Брагина. Не будем лукавить, отличились здесь и мы, напророчив «молодёжке» вылет в четвертьфинале. Победив швейцарцев, россияне словно выписали порцию успокоительного. Игра с Беларусью и вовсе могла усыпить бдительность. Мол, есть две победы, а значит, у нас всё хорошо. Однако Брагин прекрасно понимал, что соперники у его команды были не того пошиба, чтобы радоваться одному лишь результату или разнице забитых и пропущенных шайб.
На то, что Валерий Николаевич не склонен носить розовые очки, намекнула предматчевая тренировка. Он решился разбить питерское звено, которое в Баффало ехало в статусе первого. Да только вместо того, чтобы вести за собой, форварды системы СКА чередовали белые пятна с тёмными, неудачно играя в обороне. Пытаясь найти баланс, Брагин перевёл к ним Дмитрия Соколова, а на его место отправил Андрея Алтыбармакяна. А вот появление в первой паре Владислава Сёмина – это не столько попытка что-то изменить, сколько награда нашему самому результативному защитнику.
Шведы были достойны того, чтобы к ним как следует подготовиться. Прежде всего разобрать игру первой спецбригады большинства. Реализация у «Тре крунур» не такая аномальная, как у канадцев (31,25% против 53,33%), но исполнители настолько крутые, что наказать могут за любой безобидный фол, не моргнув глазом. Элиас Петтерссон, Расмус Далин и Лиас Андерссон – эти трое оккупировали топ-5 лучших бомбардиров турнира. Даже странно, как Артуру Каюмову и американцу Кейси Миттельштадту удалось вклиниться в их компанию. Шведы до встречи с Россией не потерпели ни одного поражения, пропуская не более двух шайб за игру.
Тройка, где очутился Алтыбармакян, сухой пробыла совсем недолго. В их присутствии Лиас Андерссон открыл счёт, образцово зачистив пятак. Поучаствовал в первом шведском голе и один из многочисленных сыновей Микаэля Нюландера. Впрочем, у перестановок Брагина было не только негативное влияние. Соколов, ранее находившийся в тени, сумел сравнять счёт, хлёсткого бросив со среднего пятака. Первую шайбу на турнире он мог забить и раньше, но добился его только после перевода в первое звено.
Первый период выдался максимально насыщенным как по российским, так и по шведским меркам. Будто команды намеренно пытались удержать возле телеэкранов зрителей, включивших по случайности первоянварский хоккей. На один провал в обороне, который Тимоти Лильегрен конвертировал в гол, наши парни нанесли ответ меньше чем через минуту. Четвёртое звено затеяло длинную позиционную атаку, в которой отличиться мог Андрей Свечников, но после промаха нашего вундеркинда осада шведских ворот не закончилась, и свою фамилию в протокол записал Клим Костин. 2:2!
Вряд ли кто-то ожидал такой бодрый первый период, за который было заброшено четыре шайбы на двоих. Однако уже под конец стартовой двадцатиминутки наши парни сделали всё, чтобы нарушить баланс. Последовательные фолы Елизарова и Мальцева, которые разделили три (!) секунды, обеспечили настоящее испытание для российской «молодёжки». Нарушения, заработанные под конец первого периода, заставили беспросветно обороняться на старте второго.
И парни выстояли! Владислав Сухачёв каким-то чудом лишил Далина первого гола на турнире, а троица обороняющихся отработала почти идеально. Даже то, что Герман Рубцов переусердствовал и ещё раз нарушил правила, не помешало сборной России справиться. Расстановка «3 на 5», которая казалась смертельной, споткнулась о знаменитый характер команд Брагина. Впрочем, и в других шведских попытках реализовать лишнего наши парни сыграли образцово-показательно, проявив не только волю, но и тактическую выучку.
В третьем периоде при довольно равной игре команды обменялись заброшенными шайбами. Причём голы у россиян и шведов выдались на удивление схожие. И Гленн Густафссон, и Алексей Полодян оказались расторопнее других, сыграв на добивании. Учитывая, что наши парни трижды сравнивали счёт, проявляя недюжинный характер, буллитная перестрелка не выглядела безнадёжной. Хотя с турнирной точки зрения не было особой разницы: проиграем мы в овертайме, по буллитам или по итогам 60 минут. Тем не менее шведы сыграют в четвертьфинале со словаками, а нам предстоит сложнейшая битва со сборной США.
7 лет назад в Баффало нам тоже было нелегко.