Как часто вы слышали, что КХЛ расшифровывают как Колхозная, а не Континентальная хоккейная лига? А сколько раз вы сами цитировали Александра Радулова, комментируя положение дел в нашем хоккее? Бьёмся об заклад, что не единожды. Болельщики любят рассуждать о том, как далеки мы от НХЛ и всего цивилизованного мира. Там, мол, и спорт – это бизнес, и простых парней умеют раскручивать до межгалактических звёзд, и журналисты, конечно, в разы профессиональнее.
Вот только почему-то эти же самые болельщики не спешат нести деньги клубам, выкладывая по 2-3 тыс. рублей за билет (нормальная цена для Европы). А как иначе сделать хоккей если не прибыльным, то не таким безнадёжно дотационным, как сегодня? Те же самые борцы за прогрессивное завтра, которое уже наступило в далёкой Америке, первыми пишут «лучше бы в хоккей играли, козлы!» под фотографиями, на которых хоккеисты делают что угодно, кроме как бьют клюшкой по шайбе.
Мы вроде бы с завистью смотрим на двадцатитысячники, заполненные пожирателями попкорна, но сами так не умеем. Мантру «хоккей – это шоу» обесценивают сами болельщики, которые идут исключительно на победы. Нет результата – нет зрителей на трибунах. Кто-то скажет, что утром деньги (шоу), вечером – стулья (посещаемость), но у многих и так с этим полный порядок. Даже московские клубы постепенно переехали из сараев в комфортабельные арены и оседлали спортивный маркетинг.
Выбор Сергея Мозякина в стартовый состав Матча звёзд – из той же оперы. Хоккейные болельщики воротят нос от звёздных уик-эндов, порой и вовсе требуя их отменить, но голосуют за игрока, который совершенно не соответствует формату. Классическая ситуация, когда унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Судя по всему, не особо нужна эта суета и самому Сергею, который даже на празднике выглядит уставшим от всего: журналистов, болельщиков, хоккея, жизни.
Сразу оговоримся. Мы не против присутствия Мозякина в Казани в конце января. В конце концов, он легенда лиги и даже в 37 лет лучший бомбардир своей команды. Не болельщики или журналисты, так сама лига пригласит ветерана на Звёздный уик-энд, который станет для него 11-м по счёту. Но именно то, что его раз за разом выбирают болельщики, для которых эти матчи и проводятся, вызывает искреннее недоумение. Зачем? Для чего?
Все мы помним Владимира Тарасенко и его шайбу на леске, Андрея Миронова с продуктовой тележкой, Егора Миловзорова в образе рыбы, горящую клюшку Линуса Умарка и чудо-буллит Никиты Гусева. Что сделал Мозякин? Окей, стал лучшим бомбардиром в истории Матчей звёзд. Но кому это интересно, кроме въедливых статистиков и персональных фанатов Сергея? Вряд ли даже его самого колышут рекорды в матчах, где темп не особо отличается от ветеранского.
Пытаясь вспомнить хоть что-то оригинальное в исполнении Мозякина, неизбежно упираешься в тупик. Ни одного остроумного, зрелищного или просто въевшегося в память перформанса он за многочисленные Матч звёзд так и не родил. Сергея можно было бы понять, если бы к пятой или шестой поездке на Звёздный уик-энд у него иссякли идеи. Даже у Павла Дацюка ограниченный арсенал буллитов. Беда в том, что Мозякин никогда не утруждал себя тем, чтобы удивить тех, кто за него голосует.
В принципе, Матч звёзд ничего бы не потерял, не будь там Мозякина вовсе. Не взяли же в прошлом сезоне на аналогичное мероприятие, устраиваемое НХЛ, Евгения Малкина, Сергея Бобровского и Артемия Панарина. И ничего, никто не умер. Хотя тот же Панарин – парень куда более креативный и весёлый, чем Мозякин, для которого хоккей – это тяжёлый труд. В таком ремесле, как точное попадание шайбой в дальнюю девятку, он почти достиг совершенства, но на звёздных матчах ценятся другие качества.
Мозякин — хороший хоккеист, но плохой шоумен. Он не играет на публику, не веселится, не зажигает в интервью. Пожалуй, это самая скучная суперзвезда КХЛ, какую только можно придумать. «Кто, если не Мозякин?!» — задаются болельщики вопросом, который рифмуется с тем, который витает в стране накануне каждых президентских выборов. Просто оглянитесь! Выбор есть даже из команд дивизиона Харламова: трюкач Да Коста, весельчак Голышев, харизматичный Азеведу и Кравцов в роли восходящей звёздочки.
В близорукости болельщиков, которые словно застряли в 2014 году, отчасти виновата и сама лига. Из КХЛ один за другим уезжают Панарин, Радулов, Ковальчук и другие её фронтмены, оставляя на хозяйстве стареющего бомбардира. Новые же звёзды формируются с большим трудом. Лидерство в голосовании на Матч звёзд Мэтью Майоне – это свежо, но много ли рекламных роликов вы видели с Кириллом Капризовым? А как быть с Никитой Гусевым, который на голубом глазу говорит, что не понимает, зачем лига проводит вынесенные матчи в Европе?
КХЛ редко удаётся самостоятельно лепить звёзд. В лучшем случае она эксплуатирует образ, созданный где-то далеко за океаном. Но и болельщики не спешат идти лиге навстречу. Они с удовольствием проглатывают то, что им навязали в Америке, словно «бигмак», но почему-то выбирают Сергея Широкова, а не Артёма Манукяна. В конце концов, это вы не замечаете, что Антон Бурдасов уже не только забивает больше Мозякина, но и ведёт крутой «инстаграм» и как ни в чём не бывало шизит на фан-секторе. Чтобы представить Сергея на трибунах с барабаном на шее, не хватит никакой фантазии.