Задумывались ли вы, почему в НХЛ 82 игры в регулярке? Это происходит не из-за того, что непогрешимые умы величайшей лиги вывели идеальную формулу — просто лига была и даже в эру гигантских телесделок остаётся более всего зависимой от билетных доходов. Здесь нет стадионов на 80 тысяч зрителей, как в американском футболе, поэтому обойтись 17 играми регулярки нельзя — хотя далеко не все из этих 82 матчей имеют какое-то значение.
68 игр в новом сезоне КХЛ, по логике, должны были помочь клубам на шажочек придвинуться к столь чаемой самоокупаемости — особенно после того, как команды несли большие убытки в двух коронавирусных сезонах. Тот же «Барыс» почти весь чемпионат отыграл без зрителей, а у многих других лимит был ограничен 500 зрителями.
Здесь фрондёром оказался многолетний президент «Локомотива» Юрий Яковлев, заявивший на предсезонной пресс-конференции: «Я не поддерживаю новый календарь КХЛ. У нас в сентябре 13 игр. Это ненормально. Во имя чего это все? Платёжеспособность населения не так велика, чтобы ходить так часто на хоккей. Правильнее было бы дать паузу ребятам».
Баннер болельщиков «Локомотива»
Фото: photo.khl.ru
И первые игровые дни сезона вроде бы подтверждают то, что прав был именно Яковлев. В Екатеринбурге были все факторы для того, чтобы собрать аншлаг на первом матче сезона: пятница, самый удобный будний день для походов на спорт, серьёзный соперник в лице «Локомотива» и отсутствие игр «Авто» с января. Однако арена, которая в доковидные времена была одним из лидеров лиги по проценту заполняемости, собрала лишь 2869 зрителей — чуть больше 50% от вместимости КРК «Уралец».
В телеграм-каналах успела прокатиться волна шуток про это, но многие следующие матчи тоже не принесли аншлагов. «Спартак» против «Амура» собрал 2512 зрителей — в своё время даже старенькие «Сокольники» могли собрать больше. «Сочи» еле-еле перевалил за отметку в три тысячи в игре с «Сибирью», несмотря на всю медиаактивность, красивую презентацию в планетарии и довольно дешёвые билеты. Для сравнения: три года назад первый матч «леопардов» с «Нефтехимиком» собрал 5567 зрителей.
Московские клубы в целом расстраивают: над тем же ЦСКА долго смеялись, но после переезда на арену около «Автозаводской» клуб начал постоянно собирать по 7–8 тысяч, как и «Спартак». Сейчас же на чемпиона во втором матче сезона, в воскресенье, пришли посмотреть чуть более четырёх тысяч. Неужели за два ковидных года люди отвыкли от спорта?
Никуда не делись отличники типа СКА и минского «Динамо», которые собрали 12 и 13 тысяч соответственно, «Торпедо» на дебюте ультраатакующего хоккея Ларионова собрало аншлаг в стареньком нижегородском дворце. А вот «Витязь» до того перестарался, что проставил посещаемость выше заявленной вместимости арены имени Ляпкина, хотя большие прогалы пустых мест в трансляции были прекрасно заметны.
Здесь можно найти множество причин: обычно низкую посещаемость первых игр сезона объясняли отпусками и сезоном битвы за урожай — однако это не мешало сентябрьским аншлагам несколько лет назад. Отсутствие интриги? Её в нашей лиге стало явно больше по сравнению с сезоном, например, 2016/2017, когда даже матчи, игравшиеся в позднем августе, собирали аудиторию больше нынешней.
На матчах «Авто» пока хорошо видны пустые места
Фото: ХК «Автомобилист»
У каждого клуба, по логике, должны быть свои причины падения. У «Автомобилиста», например, давно одни из самых дорогих билетов в КХЛ: билет в самый центральный сектор на соперника типа «Северстали» стоит 1800 рублей, в угловой сектор — 800. С учётом экономической ситуации, плюс того, что два последних сезона клуба были сплошным позорищем, такая ситуация неудивительна. Но какие проблемы у остальных?
В той же Москве, например, можно было даже ожидать увеличения посещаемости — в хоккее Fan ID не вводят и пока вроде бы не собираются. Активные фанаты, бойкотирующие РПЛ, выбираются даже на матчи дублей и молодёжных команд, их вполне можно было ожидать на играх КХЛ — но пока мы этого не видим.
Некоторые рассуждают о том, что болельщики ходят на красивую игру, но на самом деле никакого доказательства этому нет. Статистика хорошо показывает: ходят на те команды, которые побеждают, делают ли они это красиво или нет. Второй по важности аспект — это чаще всего новая арена, эффект новизны от её ввода в строй чаще всего позволяет сохранять аншлаги даже при неудовлетворительных результатах.
Болельщик
Фото: photo.khl.ru
Но пока кажется, что КХЛ всё-таки не хватает какого-то нового импульса в развитии. Если вспоминать бурные первые годы развития лиги, которая позиционировала себя как новую альтернативу НХЛ, постоянно искала варианты для расширения и привозила новых звёзд, то сейчас в лиге почти ничего и не происходит: наступил этап «те же там же». Поэтому многие клубы стараются изо всех сил, вкладывая усилия в медийку, проведение мероприятий — а другие забивают на это и логично получают пустые трибуны.
Возможно, уже через неделю посещаемость выправится, но это явный симптом того, о чём говорится давно: хоккей в России теряет позиции. В прошлом году мы уже писали, что как-то оживить ситуацию могло бы вступление в Лигу чемпионов — однако теперь этот вариант выглядит абсолютно маловероятным. Теперь надо искать другие варианты решения проблемы.