Специалисты Лётно-испытательного института имени Громова подтвердили версию о том, что причиной крушения самолёта Як-42 с хоккеистами и сотрудниками ярославского «Локомотива» на борту стала ошибка пилота. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Напомним, что ранее ошибка пилота фигурировала в качестве одной из вероятных версий гибели Як-42. В частности, рассматривалась возможность того, что во время взлёта между командиром и вторым пилотом возникло недопонимание: один из них тормозил, а другой поставил двигатель на взлётный режим.
Во время лётного эксперимента, прошедшего 18 октября в подмосковном Жуковском, лётчик-испытатель пытался воспроизвести условия взлёта разбившегося самолёта. Как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолёта, его руль высоты ещё во время разгона был отклонён сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов. Имитируя действия одного из пилотов Як-42, испытатель во время разгона держал ноги на тормозных педалях, одновременно оттягивая на себя штурвал. При этом к штурвальной колонке самолёта был присоединён динамометр, измеряющий усилия рук пилота. Прибор зафиксировал усилие в 64 килограмма, которое потребовалось для того, чтобы удержать руль высоты в положении 13 градусов. Как отмечает издание, чтобы обеспечить его, испытателю пришлось «что есть мочи давить на тормоза». Ещё один лётный эксперимент показал, что если бы пилот Як-42, разогнав его, просто устранился от управления самолётом, взлёт прошёл бы успешно.
Результаты прошедших испытаний лягут в основу доклада о причинах катастрофы.
Як-42 с хоккеистами «Локомотива» разбился 7 сентября в ярославском аэропорту Туношна. На борту находились 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Выжил в катастрофе только один — инженер Александр Сизов.