Когда усталые гонщики после воскресной разделки заезжали на веронскую античную арену, построенную задолго до знаменитого Колизея, в их глазах легко было прочесть радость независимо от показанного результата. Радость от того, что им удалось преодолеть этот трёхнедельный кошмар с дождями и ветрами, почти отвесными подъёмами, крутыми спусками и снежными перевалами, неловкое движение на которых может окончиться трагедией. Лишь чуть больше трети пелотона, а именно 138 из 198 гонщиков, смогли завершить это испытание. Поэтому каждый из них чувствовал себя немного победителем.
Но всё же самым счастливым человеком на арене был отец 7-летней Домитиллы и 4-летнего Сантьяго, который спустя четыре года вернулся на вершину «Джиро». Именно поддержка семьи помоглаИвану Бассо преодолеть тяготы скандальной «операции Пуэрто» и последовавшей затем дисквалификации, а также перенести трудности первого после возвращения сезона. Честно говоря, накануне гонки я не считал Ивана главным претендентом на итоговую победу. Слишком хороши были Кэдел Эванс и Александр Винокуров, традиционно опасным в горах считался Карлос Састре, а Бассо на прошлогодних «Джиро» и «Вуэльте» элементарно не хватало резкости, из-за чего он раз за разом терял соперников на решающих подъёмах.
1. Иван Бассо (Италия) «Ликвигас» 87:44:01
2. Давид Аройо (Испания) «Кас д'Эпарнь» +1:51
3. Винченцо Нибали (Италия) «Ликвигас» +2:37
4. Микеле Скарпони (Италия) «Андрони Джокаттоли» +2:50
5. Кэдел Эванс (Австралия) «БиЭмСи» +3:27
6. Александр Винокуров (Казахстан) «Астана» +7:06.
Первая неделя изрядно потрепала нервы Бассо и других лидеров. Попав в завал на восьмом этапе, он проиграл лидерам две минуты, причём на самых трудных участках трассы смотрелся хуже своих соперников. Но супермногодневки тем и специфичны, что выигрывает не тот, кто подходит к ним в хорошей форме, а тот, кто сможет прибавить по ходу. Бассо сумел. Это стало заметно ещё на 14-м этапе при подъёме на Монте Граппу, а днём спустя он выиграл сумасшедшее восхождение на Дзонколан. Как в старые добрые времена Бассо атаковал не резко, а постепенно задавал высокий темп, не вставая из седла. Обессиленные противники сами отваливались на пути к финишу. Всё бы хорошо, но незадолго до начала гор произошло одно любопытное обстоятельство. На 1-м этапе отрыв, в составе которого находилось несколько потенциально сильных гонщиков, уехал далеко вперёд, и привез всем фаворитам почти 13 минут на финише. «Классифика» в мгновение ока изменилась до неузнаваемости, и записные фавориты отправились во второй десяток.
Конечно, было ясно, что далеко не все новоиспечённые лидеры смогут удержаться наверху, и Ричи Порт поносил розовую майку лишь пару дней. И всё же гонка неожиданно получила ещё одного претендента на победу – Давида Аройо. 30-летний испанец давно считается неплохим горняком, достаточно сильным для помощи именитому Алеханро Вальверде, но не для победы на гранд-туре. А тут такое счастье привалило. Лишь на последнем подъёме 19-го этапа лидерам «Ликвигаса» Бассо и Винченцо Нибали удалась решающая атака, принесшая Ивану розовую майку. Конечно, без поддержки команды во главе с верным оруженосцем Нибали, который в ущерб собственному результату работал на капитана, Бассо вряд ли отыграл бы такую фору. Да и Скарпони, Винокуров и Эванс, вынужденные в горах действовать почти в одиночку, к концу третьей недели были окончательно истощены.
Многие, в том числе и лидер российской «Катюши» Владимир Карпец, говорили, что организаторы специально усложнили трассу «под итальянцев». Конечно, доля правды в этом есть, но «Джиро» всегда отличалась повышенной сложностью гор, превосходя по этому показателю «Тур де Франс», так что каким-то особенным нынешний маршрут назвать нельзя. Тот же Дзонколан был включён и в 2003, и в 2007 годах. Владимира понять можно. С его 191 сантиметрами роста карабкаться в 20-процентные подъёмы с лёгкостью чистых горняков почти невозможно, а задача накануне гонки стояла высокая – попасть в пятёрку лучших. Окажись Карпец в том отрыве счастливчиков, уверен, ему бы это удалось, но, потеряв 13 минут и откатившись в конец второй десятки, россиянин был вынужден рисковать, тратя силы в одиночных атаках. В итоге довольно скромное 15-е место.
Не решив глобальную задачу, «Катюша» преуспела в локальных сражениях. Помимо тяжелейших условий эта «Джиро» запомнилась ещё отсутствием тотального превосходства одной из команд. Не случайно ни одному коллективу не удалось выиграть более двух этапов, а в числе тех, кто сделал дубль, оказалась и российская команда. Много лет живущий в Италии Евгений Петров шёл к своему индивидуальному успеху целых семь лет и выиграл тот самый этап из большого отрыва. Один из самых популярных гонщиков Италии Филиппо Поцатто мечтал победить на родине в майке чемпиона страны. По иронии судьбы счастливым для него оказался 13-й этап. Две победы на «Джиро» уже перекрыли аналогичное достижение по обоим гранд-турам прошлого сезона, а ведь впереди ещё «Тур де Франс», где наша команда будет ставить себе не менее высокие задачи.