Сегодня гонщиков ожидал первый этап с более-менее ощутимым рельефом. Четыре из шести небольших подъёмов располагались непосредственно на подъезде к Булонь-сюр-Меру. Решающий из них, согласно официальному роудбуку, начинался за 700 метров до финиша со средним градиентом 7,4 %. Такая горка явно не по зубам Марку Кэвендишу и другим узкоспециализированным спринтерам, а вот гонщики вроде Петера Сагана и Филиппа Жильбера вполне могли забрать победу на этапе. В прежние годы я бы отнёс к числу претендентов и Алехандро Вальверде, но нынешняя форма лидера Movistar пока вызывает вопросы. Кстати, 10 лет назад здесь был более равнинный финиш, и тогда победу одержал нынешний тренер-консультант «Катюши» Эрик Цабель.
1. Петер Саган (Словакия) Liquigas 4:42.56
2. Эдваль Боассон Хаген (Норвегия) Sky +0.01
3. Петер Велиц (Словакия) Omega Pharma
4. Фабьян Канчеллара (Швейцария) RadioShack
5. Михаэль Альбасини (Швейцария) GreenEdge
6. Кэдел Эванс (Австралия) ВМС — у всех то же отставание
...30. Оскар Фрейре (Испания) «Катюша» +0.08.
Несмотря на довольно быстрый старт, пятерым гонщикам удалось уйти в отрыв уже на первых километрах. Вновь отличился равнинный горный король датчанин Михаэль Мёркёв, компанию которому составили украинец Андрей Гривко, французы Джованни Бернадо и Себастьян Минар и баск Рубен Перес. Гонщики Euskatel весьма активны на старте «Тура». Уже через семь километров упорной работы отрыв перевалил за четыре минуты, однако вскоре включились гонщики Radioshack, и он стабилизировался в районе пяти минут.
Размеренный ход гонки разнообразил небольшой завал, после которого в роли догоняющих оказались Александр Винокуров, Юрий Трофимов и Янез Брайкович. Словенец, претендующий на роль лидера «Астаны», даже получил несколько ссадин. Постепенно к американской команде во главе пелотона присоединились гонщики Liquigas, рассчитывающие на вторую победу Сагана. Основная интрига в противостоянии отрыву заключалась в том, успеют ли настигнуть беглецов до начала горных премий, которые так нужны Мёркёву.
Повеселил публику и Кэвендиш, который выскочил из коробочки как чёртик из табакерки и издевательски оставил всех соперников за спиной, успев даже оглянуться перед промежуточной финишной чертой, а заодно сократил отставание от Сагана в очковой классификации. Мёрков взял первое очко без борьбы, так как конкуренты с пониманием отнеслись к его амбициям. К тому же датчанин проводил самые длинные смены в отрыве.
1. Фабьян Канчеллара (Швейцария) RadioShack 14:45.30
2. Брэдли Уиггинс (Великобритания) Sky +0.07
3. Сильвэн Шаванель (Франция) Omega Pharma +0.07
4. Тиджей ван Гардерен (США) ВМС +0.10
5. Эдвальд Боассон Хаген (Норвегия) Sky +0.11
6. Кэдел Эванс (Австралия) ВМС +0.17.
Беглецов догоняли не спеша, пока вперёд снова не вышел Liquigas почти в полном составе. Рост темпа привёл к огромному завалу, в котором пострадали минимум десяток гонщиков, а пелотон оказался расколот на две части. Главным пострадавшим оказался белорус Константин Сивцов, получивший травму ноги и ставший первым сошедшим с «Тур де Франс». Вместе с ним на асфальте побывали Тайлер Фаррар и Льюве Вестра, а Саган был вынужден отсиживаться за «техничкой» «Катюши», пытаясь догнать пелотон.
У подножья вершины третьей категории из отрыва дёрнул Гривко, что сразу же привело к выпадению Бернадо. Однако Мёркёв, продолжающий собирать очки, держался уверенно. На спуске произошёл очередной, не менее массовый завал, в котором пострадала и «Катюша». К счастью, Денис Меньшов оказался в безопасности, но один из его ключевых грегари Джампаоло Карузо получил травму. Оказались в отвале и Эдуард Ворганов с Юрием Трофимовым, а самым титулованным в большой группе отстающих был прошлогодний четвёртый номер «Тура» Томас Вёклер. Наконец, лишился своего штатного спринтера Movistar: Хосе Хоакин Рохас не смог продолжить гонку после завала.
Постепенно от отрыва не осталось ничего. Отчаянная атака Гривко на одном из последних подъёмов ни к чему не привела, и первым вершину третьей категории покорил ведущий пелотон Иван Бассо. Сильвэн Шаванель предпринял первую попытку отрыва за пять километров до финиша. Француз рисковал на каждом спуске, вкалывал как проклятый на длинных прямых и пытался удержаться на последней горе, но был безжалостно настигнут гонщиками ВМС.
Американская команда явно работала на Филиппа Жильбера, но он сам оказался к решающему рывку не готов, в отличие от молодого Сагана. Словак играючи оторвался от преследователей и на последних метрах позволил себе зажигательный танец в седле. Вторым с отставанием в несколько метров приехал Эдвальд Боассон Хаген, а замкнул тройку лучших соотечественник триумфатора Петер Велиц. В простоте и лёгкости 22-летнего Сагана олицетворяется новое поколение гонщиков, для которых изначально нет непререкаемых авторитетов и излишнего пиетета перед «Туром». Для лидеров этап обернулся проблемами: Брэдли Уиггинс и Денис Меньшов приехали позже основной группы, но если британец получил фиксированное время за три километра до финиша, то Меньшов лишился места в шестёрке лучших общего зачёта.