— Валерио, первая неделя нынешнего «Тура» оказалась уж слишком богатой на завалы, в которые регулярно попадали и представители «Катюши». Что это – чистой воды авантюризм гонщиков? Или есть другие объективные причины для объяснения происходящего?
— На «Тур де Франс» похожая ситуация складывается каждый год, и на это нет каких-либо определённых причин. Каждый год на первой неделе «Тур де Франс» происходит такое. Перед началом «Тура» гонщики во всех командах без исключения испытывают напряжение, стресс, может быть, дело в этом. Дополнительно давит и то, что у многих есть цель победить на этапе. Все хотят выиграть, все хотят проявить себя уже на первой неделе, поэтому и рвутся вперёд. С одной стороны — спринтеры, которые хотят выиграть этап, поэтому они всегда стараются вырваться вперёд, пытаются спринтовать, выбрать лучшую позицию. С другой стороны — гонщики, которые претендуют на успешное выступление в общем зачёте. Команды также стараются держать их впереди как раз для для того, чтобы они не упали, ведь всего одно падение, один завал может полностью перечеркнуть планы на высокое место в общем зачёте. Поэтому все хотят быть впереди, а ширина дороги зачастую просто не позволяет оказаться там всем и сразу. Когда кто-то не помещается и, естественно, падает. Это обычное дело. В этом смысле нынешний «Тур» пока нельзя называть экстраординарным.
Когда гонщик едет «Тур де Франс», это всё равно что он проходит минное поле. Мины везде, средств для их обнаружения нет, и человек понимает: рано или поздно он на какую-нибудь из них.
— Попадание в завал Дениса Меньшова как-то отразилось на его физическом или эмоциональном состоянии?
— Вряд ли. Я разговаривал с Денисом, там было незначительное падение. Он заработал небольшие ссадины и ничего более. Поэтому с физической точки зрения Денис абсолютно не пострадал, он полностью готов продолжать гонку. Что касается психологического момента, то это падение никак не могло повлиять на Дениса, так как гонщики в принципе готовы к падениям, они отлично знают, что это может произойти в любой момент. Денис едет свой уже 11-й «Тур», он не раз и не два падал, поэтому прекрасно осознаёт, что это возможно. Когда гонщик едет «Тур де Франс», это всё равно что он проходит минное поле. Мины везде, средств для их обнаружения нет, и человек понимает: рано или поздно он на какую-нибудь из них наступит. Конечно, можно пройти поле так, чтобы тебя не задело, но это очень сложно и во многом зависит от везения. С другой стороны, если у гонщик реально боится, то тогда ему нечего делать в борьбе за общий зачёт, потому что невозможно чего-то добиться в «генералке», имея страх перед падениями.
— Больше всех не повезло Оскару Фрейре, он был вынужден досрочно завершить гонку. Что потеряла команда с его уходом?
— Это очень большая потеря для команды, потому что, в первую очередь, мы рассчитывали на него как на одного из потенциальных победителей этапа. Мы хотели выиграть этап, и его кандидатура была наиболее реальной, потому что он является одним из лучших спринтеров мира, он выигрывал этапы на «Тур де Франс» и отлично знает, как это делать. К тому же Оскар был в неплохой форме. На первой неделе у него не было особых шансов, потому что профили этапов были не совсем под него, а когда он участвовал в спринте, то старался слишком сильно не рисковать, так как думал об Олимпиаде и о чемпионате мира. Мы рассчитывали на Фрейре на второй половине «Тур де Франс». Там как раз запланированы подходящие именно для него этапы, у Оскара был реальный шанс выиграть один из них. Конечно, у нас есть и другие парни, которые могут показать результат. Любой гонщик, который уедет в отрыв, имеет хорошие шансы, чтобы выиграть, но с Оскаром, с его опытом это был бы самый реальный вариант. Поэтому потеря действительно серьёзная и практически невосполнимая. Кроме того, Фрейре очень сильный командный боец и на некоторых этапах он очень существенно помог бы Денису Меньшову, особенно на второй половине «Тура». И вообще, ехать «Тур» в восемь или в девять человек – заметная разница. Оскар вчера должен был уехать домой, в Швейцарию. За ним приедут автомобиле, так как на самолете ему передвигаться нельзя: из-за разницы давления может открыться кровотечение. Врачи дают на восстановление месяц, неделя уже прошла. В Олимпиаде он точно не примет участие.
— Как вы считаете, если бы по регламенту травмированного гонщика можно было заменить, как в футболе, например, это пошло бы на пользу велоспорту?
— Я никогда не думал об этом, это какая-то неожиданная идея. Я не знаю, насколько это реально. Возможно, спустя какое-то время что-то подобное и появится, но представить это сейчас я не могу. На многодневке достаточно сложно это сделать, ведь есть общий зачёт. Наверное, велоспорт потерял бы от этого свой соревновательный дух, потому что, как вы правильно заметили, тот же «Тур де Франс» — это настоящее авантюрное приключение. Каждая команда, которая выходит на старт с девятью гонщиками, понимает, что есть шанс потерять одного, а то и двух райдеров. Можно победить, а можно даже не доехать до финиша. Вот в этом и есть особенная спортивная составляющая велоспорта. Поэтому если привнести в многодневки замены, наш спорт может потерять свою особенную прелесть.
Потеря Оскара действительно серьёзная и практически невосполнимая. Фрейре очень сильный командный боец и на некоторых этапах он очень существенно помог бы Денису Меньшову, особенно на второй половине «Тура». И вообще, ехать «Тур» в восемь или в девять человек – заметная разница.
— Чисто теоретически лидер может остаться вообще без помощников В вашей практике такое бывало?
— В любом случае, есть помощники или нет, к финишным километрам, к последним горам, лидер всегда остаётся один. Совсем мало команд, которые могут до решающих этапов оставлять рядом с лидером двух-трёх человек. Я никогда не был в таких командах, которые могли бы позволить себе оставить несколько человек вокруг одного. Меньшов, Эванс, Нибали — на решающих этапах лидер остаётся один. Все кто ему помогают, делают это до определённого момента. Конечно, есть такие команды, как Sky, например, где несколько человек идут до конца, была команда Discovery Channel с Лэнсом Армстронгом. Но, в принципе, помощники делают всё возможное, чтобы подвести лидера к решающим этапам, а дальше ему приходиться разбираться самому.
— До окончания «Тура» ещё полторы недели. Какова дальнейшая судьба Александра Кучинского и Владимира Гусева, получивших травмы?
— В первую очередь, я очень надеюсь, что они оба закончат гонку. Что касается Володи Гусева, то у него нет перелома, просто сильный ушиб плеча. Есть боль, но она постепенно уходит и его состояние постепенно улучшается. Я надеюсь, что пройдёт ещё несколько дней, и Володя придёт в своё нормальное состояние и сможет продолжить борьбу на высоком уровне. Что касается Кучинского, то тут ситуация сложнее. Я пока не могу сказать, долго ли продлится его пребывание на «Туре». Мы с ним разговаривали, Саша говорит, что у него каждый день очень сильно болит рука. Он постоянно приезжает в конце группы, потому что в горах ему тяжело держать руль, спускаться, тормозить. Конечно, присутствует и страх усугубить травму или получить новую. Но мы просто не можем себе позволить потерять сейчас ещё одного человека, поэтому я попросил Кучинского пока остаться в команде. Да, в горах он нам не может помочь, но в случае если Денис сможет подняться в общем зачёте либо возьмёт майку или будет идти на призовое место, то на равнинных этапах Саша может серьёзно помочь: выйти вперёд, потянуть группу за собой, оказать существенную помощь. Пока мы решили, что альпийский блок он проедет так, как сможет. Что будет дальше – посмотрим по ситуации.
— В целом вы довольны тем, как на данный момент складывается эта гонка?
— На данный момент я доволен тем, как всё складывается. Денис находится на пятом месте в общем зачёте, к этой минуте это нормальная ситуация, и желать чего-то большего не стоит. Денис начал «Тур» не на пике формы, и это хорошо, он постепенно улучшается, и я рассчитываю, что к третьей неделе он выйдет на свой максимум и сможет очень сильно прибавить. Пятая позиция до сих пор позволяет серьёзно рассчитывать на успешное выступление и думать о том, что мы сможем привести Меньшова к подиуму на «Тур де Франс». Это наша основная задача. Мы не говорим о победе, мы говорим именно о подиуме, потому что случиться может всякое. Поэтому пока всё хорошо, единственный минус — отсутствие Оскара Фрейре, потому что его победа на этапе – это было реально, этого вполне можно было добиться. Но ничего уже не изменить, поэтому говорить об этом не стоит. Конечно, я предпочёл бы, чтобы не было травм и падений, но с другой стороны, эта проблема имеется практически в каждой команде. Это данность «Тура», и если эти моменты не брать в расчёт, то я очень доволен.
Окончание следует.