«Судья, гуди давай! Чего ты не гудишь, Никифорову гудели, а нам? Что за дела», — летит в сторону судейской яхты «Атлантис» с лодки шкипера Максима Дивеева. Дивеев недоволен: он только что едва не обыграл опытнейшего Евгения Никифорова, лидируя по ходу гонки и уступив грозному сопернику всего 40 секунд, но гудка в честь второго места не услышал. Судья регаты Пётр Изосимов абсолютно невозмутим: по правилам только финиш победителя заслуживает звукового сигнала, а сегодня это яхта «Вивиана». Хотя и результат Дивеева, безусловно, впечатляющ, ведь после финиша Максим с досадой воскликнет: «Да я столько не живу, сколько он гоняет. Как мне его обыграть?». Действительно, разница в опыте просто колоссальна, однако впереди у нас шесть соревновательных дней, а значит, шансы услышать заветный гудок в свою честь у молодого шкипера остаются.
Тем временем оставшиеся участники гонки в «красной» группе, получившие в своё распоряжение яхты «Бавария 40С», оснащённые спинакерами, завершали стартовую гонку. А ведь всего три часа назад казалось, что старт регаты придётся перенести на следующий день. Оба флота, пришедшие на движках из Сукошана и Биограда, благополучно встретились в намеченной точке и вынуждены были уныло «нарезать круги»: на воде царил полнейший штиль. Час ожидания не изменил ситуации, да и прогнозы были неутешительными – ветра не обещали. Решено было подождать ещё немного и возвращаться в Сукошан: шкиперы уже готовились давать соответствующие команды своим экипажам, однако внезапно, вопреки прогнозам, с северо-запада подул лёгкий ветерок. Изосимов решился дать старт, и на судейском катамаране в воздух взвился оранжевый флаг.
Победители первой гонки в «красной» группе Евгений Никифоров и Михаил Михайлов
Процедура старта в парусном спорте – дело занимательное. Это вам не судейский свисток или выстрел стартового пистолета, всё гораздо сложнее. Судья оповещает спортсменов о подготовке к старту поднятием оранжевого флага. Спустя четыре минуты поднимается второй флаг – флаг класса, сигнализирующий о начале стартовой процедуры для конкретного флота. Ещё через минуту «зажигается» так называемый папа — предупредительный флаг. Это фактически точка отсчёта: через три минуты этот флаг опускается, и за это время все лодки обязаны заглушить свои моторы. Ещё через минуту спуском флага класса и подачей звукового сигнала судья даёт старт гонке.
Заключительные четыре минуты обычно проходят очень живо. Шкиперы, в чьём распоряжении остаются исключительно паруса, отчаянно стараются выгадать себе максимально удобную позицию для старта, но при этом их яхты не имеют возможности остановиться и постоянно перемещаются в непосредственной близости от стартовой линии, маневрируя, чтобы избежать столкновений. Чуть зазевался – и ветер заставит тебя двигаться по замысловатой траектории, да ещё и с разворотом, а пока ты всё это делаешь, соперники успеют получить гандикап в пару сотен метров.
Наш старт обошёлся без происшествий — 18 яхт отправились в путь, а ветер тем временем начал усиливаться. К тому моменту, как спортсмены преодолели половину дистанции и обогнули остров Мисняк, он дул уже со скоростью 7 метров в секунду. Конечно, шкиперы более профессиональной – «красной» — группы тут же спустили стаксели, поставив вместо них спинакеры, и молниями помчались назад к финишу. Удача, как уже говорилось, улыбнулась Евгению Никифорову, опередившему Максима Дивеева. Третьим стал Иван Шарапов.
Яхты «синей» группы были оснащены более безопасными и простыми в управлении генакерами, поскольку их команды практически на сто процентов состояли из новичков и только шкипера были профессиональными. Здесь особой финишной борьбы не получилось: первым уверенно финишировал экипаж яхты «Вида» под командованием Ярослава Ивашкевича, опередивший Дениса Череватенко и единственного шкипера-девушку Татьяну Ларцеву.
Экипаж яхты «Вида» во главе со шкипером Ярославом Ивашкевичем
По уже сложившейся традиции открытие регаты состоялось вечером после первой гонки. Организатор гонки – владелец яхтенного клуба «Навигатор» Олег Гусев выразил уверенность, что каждый из приехавших спортсменов-новичков уже успел понять, что происходит и для чего, собственно, он и ступил на борт яхты. Главный судья соревнований Пётр Изосимов подвёл итоги первого соревновательного дня, поздравив победителей и призёров. После завершения официальной части мероприятия яхтсмены налегли на «горячее», а я поговорил с идейным вдохновителем всего происходящего – Олегом Гусевым.
— Олег, расскажите о регате Mayhollydays. Для кого вы её проводите, какие цели преследуете?
— Мы уже традиционно, несколько раз в году, проводим клубные регаты для тех людей, которые уже хоть немного разбираются в парусном спорте, и для тех, кто только собирается в него прийти. Данная регата прежде всего посвящена майским праздникам, характер её чисто спортивный. Днём мы гоняемся, вечером обмениваемся опытом и делимся впечатлениями от прошедших гонок.
— Расскажите о ближайших планах «Навигатора».
— Для начала нам нужно успешно провести Mayhollydays (улыбается). Летом мы планируем провести несколько регат выходного дня в Москве. В сентябре планируем погоняться на Канарах, в октябре – в Китае. Мы стараемся придерживаться регламента монотипного флота, то есть устраиваем гонки совершенно идентичных яхт. Сейчас у нас в регате участвует 18 яхт, осенью их количество может вырасти до 30.
— Что нужно, чтобы попасть на одну из ваших регат?
— Главное – желание и мотивация, общительность и желание работать в команде также не помешают. Ну а дальше помогут опытные шкипера. Милости просим, приезжайте. Ждём всех желающих в нашем клубе!
Организатор Mayhollydays и владелец яхтенного клуба «Навигатор» Олег Гусев
Победитель гонки в любительской группе Ярослав Ивашкевич, кажется, никогда не перестаёт улыбаться и просто излучает оптимизм. О парусном спорте он может говорить часами, и обстоятельная беседа на самые животрепещущие темы у нас ещё впереди, а пока промежуточный лидер «синей» группы, выигравший первую гонку, просто поделился своими эмоциями от старта регаты.
— Ярослав, есть первая победа на регате Mayhollydays. Как настроение после успешной гонки?
— Настроение отличное, ведь побеждать всегда приятно. Тем более мы особо и не рассчитывали на такой успех, собирались «прикинуться» к соперникам, сработаться своим экипажем. Здорово, что так получилось. Погода тут замечательная, ветер отличный был, в общем, всё хорошо.
— Расскажите немного о своей команде.
— Ребята у меня все новички, четверо вообще никогда не ходили на яхтах, в гонке первый раз оказались. Двое других чуть опытнее – девушка Оля со мной уже ходила, в Хорватии, в прошлом году, а мой со-шкипер Олег – самый опытный из всех.
— Какие эмоции получает опытный шкипер от управления экипажем новичков?
— Я раньше участвовал только в серьёзных соревнованиях, но в прошлом году первый раз поучаствовал в подобной регате и остался в полном восторге. На самом деле это удивительное мероприятие, ребята получают возможность и в гонках поучаствовать, и научиться у профессионалов основам яхтенного дела, и хорошо отдохнуть. Всё это очень здорово совмещено. Профессиональные гонки – это серьёзная работа и значительное напряжение, а здесь днём можно погоняться, а вечером расслабиться, культурно отдохнуть. Командный дух в нашем деле очень много значит. Я понимаю, что, когда рассказываю своим ребятам что-то новое, сам в ответ узнаю массу интересного.
Следующим пунктом назначения в маршруте гонки Mayhollydays значится Задар. Туда-то мы и направляемся.