Показать ещё Все новости
Никифоров: парусный спорт – это моя жизнь
Андрей Иванов
Евгений Никифоров
Комментарии
О начале карьеры, самой важной гонке, необходимости коммерческих регат и многом другом — в интервью шкипера "Вивианы" Евгения Никифорова.

Евгений Никифоров выиграл и четвёртую гонку регаты Mayhollydays, проводимой в Хорватии яхтенным клубом «Навигатор». Поначалу организаторы запланировали преодоление вдвое большей дистанции, однако ветер, а точнее, его отсутствие, внёс в планы свои коррективы. Сначала экипажам пришлось идти на движках, попутно отрепетировав построение для сегодняшнего яхтенного парада в честь победы в Великой Отечественной войне, и только в районе Биограда был объявлен старт. В итоге «Вивиана», ведомая Никофоровым, выиграла у ближайшего соперника три минуты и отправилась швартоваться в марину «Бетину». После окончания гонки я, уютно устроившись на правом борту яхты, побеседовал со шкипером-победителем.

— Евгений, расскажите, с чего началась ваша карьера? Как вы попали в парусный спорт?
— В парусный спорт я пришёл в 1972 году, мне тогда девять лет было.

Можно смело сказать, что мы жили в яхт-клубе. Тогда ведь не то что Интернета – телевизоров нормальных не было. Дети и молодёжь в те времена реально занимались спортом, посвящали ему едва ли не всё своё свободное время. Я успевал играть в футбол, в гандбол, в те времена спорт для людей становился частью жизни.

Я жил в городе Снежинске, в Челябинской области, как-то мы гуляли с друзьями, пускали кораблики на озере и увидели яхты. У друга как раз папа занимался парусным спортом, вот мы и решили прийти, позаниматься. История с местным клубом вообще интересная была: в 1961 году в Снежинск (бывший закрытый город Челябинск-70. – Прим. «Чемпионат.com») пришли вагоны с яхтами. Откуда они взялись, никто толком не знал. Возможно, это было как-то связано с нашим испытательным ядерным центом. И как-то так случилось, что они у нас остались. Организовался яхт-клуб. Молодёжи много было, люди с образованием, с пониманием. Начали заниматься, понравилось, да так и пошло дальше. Парусный спорт прижился и стал хорошей традицией, потом и спортшкола образовалась.

— Сколько времени у вас занимали занятия парусным спортом? Как вообще проходили тренировки?
— На самом деле можно смело сказать, что мы жили в яхт-клубе. Тогда ведь не то что Интернета – телевизоров нормальных не было. Дети и молодёжь в те времена реально занимались спортом, посвящали ему едва ли не всё своё свободное время. Я успевал играть в футбол, в гандбол, у нас и сейчас, кстати, команда играет в российской Суперлиге, в призах даже бывает. В те времена спорт для людей становился частью жизни. В каникулы на яхтах ходили с утра до вечера, возились с ними, ремонтировали. Так что ни о каких двухчасовых тренировках и речи не шло – погружались в любимое дело с головой.

— Помните свою первую гонку и ту, которая стала для вас наиболее важной.
— Первую гонку, первую лодку вспомнить уже невозможно, слишком много времени прошло. Что касается важности, то тут я, пожалуй, остановлюсь на одной гонке. В 1995 году в России, под Новоуральском, проходила международная регата довольно высокого уровня. В ней принимал участие француз Себастьян Дестримо, он почему-то приехал один и попросил, чтобы ему дали помощника. Этим помощникам оказался я. С того момента я и начал принимать активное участие в матчевых гонках, потому что понял, что ничего тут страшного нет, это реально. Хотя, конечно, в те времена там такие монстры участвовали – французы, австралийцы.

— Расскажите о своём опыте участия в чемпионатах мира.
— Я три раза гонялся на яхтах класса «Микро». В Латвии мы заняли третье место, в Германии были вторыми, в Москве ещё первенство планеты проходило, там тоже стали вторыми. Принимали участие и в чемпионате мира по матчевым гонкам, выступали вместе с Юрием Фирсовым и Андреем Арбузовым. Фирсов сейчас в одиночное кругосветное плавание собирается. Так что поучаствовал в разных чемпионатах, было время.

— Когда начали выступать в коммерческих регатах?
— В первый раз это случилось в 2003 году, регата называлась «Лазурный берег» и там, разумеется, и проводилась. Это вообще были первые такие регаты, их было совсем немного, по пальцам рук можно было пересчитать. Такой формат, в котором принимали участие любители и профессиональные шкипера, был совсем новым.

— А как вы относитесь к этому формату? Насколько он нужен и кому?
— Он, безусловно, очень нужен. Я после окончания днепропетровского института физкультуры начал работать тренером, воспитывал ребят. Финансирования не было никакого, если хочешь что-то сделать – или давай свои деньги, или спонсоров ищи. Хочешь провести регату или соревнования – ищи желающих оплатить это. Хорошо, если в администрации города или области есть человек, болеющий за спорт. Его можно убедить, привлечь чем-то. А если нет такого человека? А такой формат, который появился в начале двухтысячных – снимает несколько вопросов. Мы съездили на первую регату во Францию – людям очень понравилось. На вторую уже больше желающих было. Чуть позже и финансы какие-то появились, в 2003 году мы сумели провести у себя «Хрустальный кубок России» — лучший турнир в стране. На следующий год уже несколько предпринимателей выразили желание проспонсировать это соревнование, поняли, насколько это интересно. Сейчас это направление развивается семимильными шагами, во многом именно через него люди и приходят в парусный спорт.

— Существует устойчивое мнение, что парусный спорт – для богатых. Снаряжение дорогое, яхты ещё дороже, и если у тебя нет серьёзной суммы, нечего туда и соваться. Это действительно так?
— На самом деле это далеко не так. Парусный спорт многогранен, при желании можно для себя найти удобную, устраивающую именно тебя нишу. Тот же самый класс «Микро» — там даже сами яхты стоят 15-20 тысяч долларов.

Парусный спорт многогранен, при желании можно для себя найти удобную, устраивающую именно тебя нишу. Самое главное – желание. Стоимость участия в одной из любительских регат сейчас реально сопоставима со стоимостью обычного недельного отдыха за границей. А тут ты и на яхте ходишь, и отдыхаешь одновременно.

Не говоря уже о каких-то швертботах, которые грузятся в обычный автоприцеп легковой машины. Понятно, что совсем уж безработному начать заниматься парусным спортом сложнее, чем лёгкой атлетикой, где нужно только надеть кроссовки и можно бежать. Даже в некоторых игровых видах спорта экипировка стоит дороже, чем в парусном. Самое главное – желание. Стоимость участия в одной из любительских регат сейчас реально сопоставима со стоимостью обычного недельного отдыха за границей. А тут ты и на яхте ходишь, и отдыхаешь одновременно. Конечно, погоняться на Сейшелах будет немного дороже, не говоря уже об участии в Кубке Америки, где нужно минимум 5 млн долларов (улыбается), но в целом ни о каких баснословных тратах речь уже давно не идёт.

— С какими задачами вы приехали на регату Mayhollydays?
— Основная цель – подготовка к ежегодной международной регате «Джиралья Ролекс Кап», которая пройдёт в июне в Италии. Она очень известна в парусном мире, в этом году пройдёт уже в 61-й раз. Мы там будем выступать этим же экипажем. Плюс добавятся ещё два человека. Они не смогли приехать в Хорватию, готовятся дома.

— Расскажите пару слов о своём экипаже.
— Мы познакомились прошлой осенью на регате, тоже организованной «Навигатором». Ребята уже три года ходили вместе, пригласили меня стать шкипером. Очень хотят выиграть «Ролекс», гонялись там уже два раза. Татьяна — «пианист», она занимается верёвками, стопорами. Ну и уборкой, готовкой руководит. Валерий работает на стакселе и управляет спинакером. Павел у нас баковый, Мих Михыч (Михаил Михайлов. – Прим. «Чемпионат.com») отвечает за грот и общую настройку. На «Ролексе» будут длинные ночные гонки со сменой вахт, там потребуется второй шкипер, им и станет Мих Михыч.

— У вас на яхте 3-4 камеры, идёт постоянная съёмка. Как вы потом используете материалы?
— Прежде всего – для самообучения. Мы смотрим, изучаем, анализируем. Люди видят со стороны, как и что они делают. Иногда ведь тебе кажется, что ты делаешь всё правильно, а посмотришь со стороны и сразу видишь все ошибки. Это очень большой плюс, когда имеешь возможность понять, что не так, и сделать выводы на будущее. Ну и, конечно, фильмы иногда делаем, сохраняем что-то интересное на память.

Шпипер яхты «Вивиана», выигравшей четыре гонки из четырёх, Евгений Никифоров

Шпипер яхты «Вивиана», выигравшей четыре гонки из четырёх, Евгений Никифоров

— Самое яркое олимпийское парусное впечатление – выступление Екатерины Скудиной. Как считаете, Россию всё-таки засудили в полуфинале или гонке за третье место?
— Я скажу так: главный минус матчевых гонок – субъективное судейство. Там слишком много зависит от судей. Я за свою карьеру видел огромное количество грубых судейских ошибок, и даже Олимпиада без них не обходится. Я в тот момент не был на воде, не видел ситуации, поэтому утверждать что-то конкретное не буду. Разные ситуации могут трактоваться по-разному, иногда нюансы в похожей ситуации решают – есть ошибка или нет.

Мне вообще очень нравятся регаты, организованные «Навигатором». Я участвовал в их регате в прошлом году, почему и с удовольствием приехал в этот раз. Могу отметить работу организаторов, в частности Олега Гусева. Видно, что у него огромное желание провести всё с душой, с удовольствием. И, стоит сказать, у него это получается.

Отмена гонок в полуфинале? Возможно всё. Быть может, будь счёт 2:1 в пользу Кати, организаторы нашли бы время для проведения оставшихся гонок, перенесли бы их на следующий день. Принятие любого решения всегда не в пользу кого-то.

— Как оцените проведение Mayhollydays? Есть ли какие-то предложения, пожелания, может, что-то особенно не понравилось?
— Мне вообще очень нравятся регаты, организованные «Навигатором». Я участвовал в их регате в прошлом году, почему и с удовольствием приехал в этот раз. Могу отметить работу организаторов, в частности Олега Гусева. Видно, что у него огромное желание провести всё с душой, с удовольствием. И, стоит сказать, у него это получается. При этом стоимость участия в регате у «Навигатора» ещё и значительно дешевле, чем у других подобных турниров. Плюс стремление создать незабываемую атмосферу, различные развлечения на берегу – это всё здорово. Конечно, есть какие-то недочёты, но они совершенно несущественны. В общем, мне всё нравится.

— И в завершение нашей беседы сформулируйте: что для вас парусный спорт?
— Парусный спорт – это моя жизнь. Я им живу. Это и работа, и отдых, и хобби – всё. И я рад, что всё так сложилось.

Комментарии