Очередной гоночный день регаты Mayhollydays, проводимой яхтенным клубом «Навигатор», для экипажа шкипера Ярослава Ивашкевича, уверенно лидировавшего в «синей» группе, начался с очередной, уже пятой по счёту победы. Затем «Вида» заняла второе место, а две завершающие гонки завершила на пятом и шестом местах. Это, впрочем, не помешало, Ивашкевичу и его команде выиграть общий зачёт регаты. Едва высадившись на берег шкипер рассказал мне о любви к победам и отдал должное своему экипажу.
Очень приятно было работать со своим экипажем, без которого я бы точно не справился. Ребята большие молодцы, они ведь почти все первый раз на регате. В нашей победе огромная доля их заслуг, они очень старались и отлично поработали.
— Вячеслав, до завершения регаты Mayhollydays осталась одна гонка, однако уже ничто не помешает вам и вашему экипажу праздновать итоговую победу в «синей» группе. Подведите итоги регаты: что понравилось, что – нет.
— Гоняться с «Навигатором» очень понравилось, ну и побеждать, конечно, тоже. Особенно пять раз подряд (улыбается). Очень приятно было работать со своим экипажем, без которого я бы точно не справился. Ребята большие молодцы, они ведь почти все первый раз на регате. В нашей победе огромная доля их заслуг, они очень старались и отлично поработали.
— После пяти побед подряд последовали второе, шестое и пятое места. Что случилось? Устали, расслабились, может, появились первые признаки звёздной болезни?
— Думаю, и устали, и расслабились. Сегодня немножко потеряли концентрацию, не только ребята, но и я. Я сегодня другую расстановку попробовал в экипаже, поменял ребят местами. Получилось не самым удачным образом. Но в целом всё нормально, в конце концов, не всегда же выигрывать. Тем более после поражений начинаешь задумываться над тем, что тебе нужно ещё работать и работать.
— Как оцените прогресс членов вашей команды? Насколько они прибавили по сравнению с тем моментом, когда первый раз ступили на борт яхты?
— Самое главное – у людей начинают гореть глаза. На мой взгляд, такая регата – это лучшая возможность взглянуть на парусный спорт с самой удобной стороны. Мы всего пять дней гонялись, а уже побывали и в штиле, и в шквале, по нескольку гонок в день катали. Так что глаза горят, а это самое важное.
— Чем парусный порт является для вас?
— Это образ жизни, это способ жизни. Образ мышления, то, о чём я думаю, засыпая и просыпаясь. В моих планах парусный спорт на первом месте. Множество дел в своей жизни я подстраиваю под это занятие.
— Когда вы пришли в парусный спорт?
— В 2,5 года. Мы в Запорожье жили, меня привёл отец. Он сам занимался парусом много лет. Лет шесть я как бы присматривался, мне просто нравилось, потом стало очень нравиться, а к 13 годам сделал свой окончательный выбор — гонки. Я понял, что мне нужна скорость, хочу гоняться. Вот с тех пор и гоняюсь.
— Какие победы приносят вам наибольшее удовлетворение?
— Моя стихия – шквал. Такие гонки я люблю больше всего. Когда ты летишь на всех парусах и борешься не столько с соперниками, сколько с ветром, с силой, которая тащит тебя вперёд, если ты сумеешь её покорить. В позапрошлом году у меня на родине, в Запорожье, во время гонки на водохранилище порывы ветра достигали 20 метров в секунду, и дождь лил стеной. Мы выиграли гонку с огромным отрывом от всех соперников. Эту победу я помню очень хорошо, и дело здесь даже не в конечном результате, а в том, что со всем этим удалось достойно справиться.
Коммерческие регаты для любителей очень важны. Люди приходят, участвуют и понимают, насколько это здорово. Если раньше яхтингом могли заниматься только профессионалы и опытные спортсмены, то с появлением таких регат у любого желающего появилась возможность научиться азам, понять, как и что работает, и самому принимать реальное участие в управлении яхтой.
— Что как шкипер считаете своей самой сильной стороной?
— Умение терпеть и концентрироваться. Что касается технической части, моя сильнейшая сторона – гонка полным курсом. По ветру, под спинакером – то, что мне нужно.
— Как вам организация этой регаты, проводимой «Навигатором»?
— Мне нравится. Первый раз я с ними в прошлом году гонялся, а до этого участвовал только в полностью спортивных регатах и гонках. В прошлом году попробовал, мне очень понравилось. Прежде всего, наверное, тем, что днём мы гоняемся, как настоящие спортсмены, а вечером отдыхаем.
— Насколько сегмент коммерческих любительских гонок важен для развития парусного спорта в России?
— Очень важен. Люди приходят, участвуют и понимают, насколько это здорово. Если раньше яхтингом могли заниматься только профессионалы и опытные спортсмены, то с появлением таких регат у любого желающего появилась возможность научиться азам, понять, как и что работает, и самому принимать реальное участие в управлении яхтой. За пять дней можно получить очень серьёзное представление о парусном спорте.
— Для тебя гонка – это чистая физика с математикой? Рассчитал все силы, правильно их использовал и победил. Или есть что-то ещё?
— Нет, конечно. Это настоящее искусство. Кроме математики с физикой это ещё и опыт, чутьё, техника. Пауль Эльвстрем – четырёхкратный олимпийский чемпион по парусному спорту – написал книгу «Искусство плавания под парусами». Рассчитать всё нельзя, даже с учётом возможностей современной техники, которой оснащены яхты. Пример – гонки маленьких детей, когда выходят 200 лодок, а побеждает один – без всяких навороченных «виндексов», эхолотов и компасов. Так что тут об одной математике говорить уже не приходится.
— Результат Екатерины Скудиной на Олимпиаде – это успех или поражение?
— Я считаю, что Катя – очень талантливая гонщица, она вполне могла выиграть эту Олимпиаду. В Лондоне она, безусловно, была одной из сильнейших, но в самый нужный момент не смогла сконцентрироваться, сосредоточиться. В полуфинале, когда начала проигрывать, немного, наверное, потеряла уверенность в себе. После того как Скудина в 1/4 победила британку Салли Макгрегор – главного фаворита олимпийского турнира, уже россиянка стала основным претендентом на победу, но когда в полуфинале золото стало уплывать из её рук, Катя занервничала. Конечно, остановка матча при счёте 1:2 не совсем легитимна, нужно было переносить оставшиеся гонки на следующий день, но говорить, что только организаторы виноваты в поражении Скудиной, нельзя.
— В детстве у вас был кумир в парусном спорте?
— Конечно, Валентин Манкин – трёхкратный олимпийский чемпион. Он побеждал на Играх в Мехико, Мюнхене и Москве. После того как Бен Эйнсли в Лондоне выиграл свою четвёртую Олимпиаду, в мире осталось всего два трёхкратных олимпионика – Манкин и немец Йохен Шуман.
— Поделитесь планами на ближайшее время.
— В июне собираюсь выступить на «Ролекс кап», затем надеюсь принять участие в чемпионате России, в классе «эМКа». Ну и тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Готовиться на чемпионат мира.
Ярослав Ивашкевич и экипаж яхты «Вида» выиграли регату Mayhollydays