«Тур де Франс» – поистине изматывающее состязание, продолжающееся немногим менее месяца. На разнообразных по профилю этапах у многих гонщиков есть шансы проявить себя и вписать своё имя в историю: любителей спринта порадуют большее, относительно других Гранд-туров, число «столообразных» спринтерских этапов, для специалистов гонок с раздельного старта практически всегда есть как минимум две возможности показать все свои таланты, у любителей побороться за победу из ранних отрывов также есть возможность зацепить кусочек славы, особенно перед изнуряющими горными этапами. Но больше всего внимания приковывает, безусловно, борьба на тяжелейших горных этапах, на которых отсекается большая часть пелотона и остаются самые стойкие – главные претенденты на итоговую победу. Невозможно выиграть «большую петлю», не умея хорошо ездить в горах.
Многие подъёмы остаются в маршруте «Тур де Франс» из года в год, хотя организаторы и стараются разнообразить программу. Так же, как в пелотоне есть звёзды, свои легендарные подъёмы есть и у маршрута «большой петли». О них-то рассказ и пойдёт.
Альп-д’Юэз
Мон-Ванту
Возможно, этот подъём нельзя назвать самым сложным, но с момента своего дебюта на «Туре» в 1952 году он видел много великих разборок на отдающем мистикой извилистом серпантине, ведущему к вершине. Фаусто Коппи стал первопроходцем, поднявшись сюда впереди своих соперников. Эта гора далеко не каждый раз присутствует в маршруте гонки, но зато появляясь сразу приковывает к себе большую часть внимания. Сотни тысяч зрителей собираются на склонах горы в день этапа, который завершается на самой ей верхушке. По-настоящему прочувствовать эпичность восхождения на неё можно только пробираясь сквозь плотную толпу болельщиков, расступающуюся буквально в сантиметрах от гонщиков, несмотря на все старания полиции немного разогнать толпу.
Здесь побеждал Лэнс Армстронг, когда в 2004 году единственный раз в истории по 21 извилистому повороту подъёма проходила «разделка». В 2008 году именно здесь одержал свою главную победу в карьере Карлос Састре, для которого триумф на Альп-д’Юэз принёс викторию во всей гонке. Последним победителем на радость французам стал Пьер Роллан, выигравший два года назад самый сумасшедший по развитию событий этап за последние годы.
Мон-Ванту
Впервые этот подъём, не похожий ни на какую другую гору, появился на «Большой петле» в 1951 году. Вдоль дороги нет ни одного деревца, а потому гора продуваема всеми ветрами, и считается, что легковесным горнякам здесь выиграть сложно. Непосредственно рядом с финишем на вершине горы расположена метеорологическая обсерватория.
Как и другие великие горы, она длинная и крутая. Легендарной же является благодаря своим холодным ветрам, порывы которого могут превышать 160 км/ч и оказывать немалое влияние на гонку. Беспощадные ветра смели всю растительность, оставив землю бесплодной, вид которой только усиливает отчаяние во время этапа после долгих часов в седле. Эта гора появлялась на «Туре» менее 20 раз, но все помнят эпическое сражение Армстронга и Пантани в 2000 году. С 2002 года, когда здесь победил Ришар Виранк, она на долгие семь лет пропала с карт «Тура» до тех пор, пока, наконец, не вернулась в 2009. Тогда победу одержал Мануэль Гарате, а Альберто Контадор спокойно сохранил лидерскую майку.
Галибье
На «Тур де Франс» эта гора зачастую идёт в паре с другим подъёмом – Телеграф, и является одной из старейших вершин велогонки. Впервые она возникла на пути велосипедистов в 1911 году. В те годы, как и на большинстве других гор, не было никакого асфальта, а штурмовали вершины гонщики прямо по земле. Галибье и по сей день остаётся одним из главных мест, где «горняки» могут проявить себя во всей красе. Средний градиент подъёма не является запредельным, хотя остаётся очень солидным – 6,8%, позволяющим серьёзно изменить ситуацию в общем зачёте. В разное время здесь блистали Жак Анкетиль в 1957, Эдди Меркс в 1969, Тони Ромингер в 1993, Марко Пантани в 1998 и другие. Последним покорителем Галибье стал Анди Шлек, выигравший здесь в 2011 году.
Обиск
Гора впервые появилась в маршруте «Тура» в далёком 1910 году. Регулярно оказываясь на пути велогонщиков, она становилась частью «Большой петли» более 60 раз. Правда, финишной горой она была всего лишь три раза, зато последний из них – в 2007 году – стоит десяти других. События тогда были связаны не столько с борьбой Микаэля Расмуссена, ехавшего на тот момент в жёлтом, и только восходящей звезды Контадора, сколько с тем, что последовало после того 16-го этапа гонки, на котором победу отпраздновал датчанин. Его команда – «Рабобанк» – сняла Микаэля с гонки с довольно мудрёной формулировкой, но чётко намекающей на подозрения в допинге.
Другими победителями этой горы, пусть она и не являлась на этапе финишной, становились Джино Бартали в 1938-м, Фаусто Коппи в 1949-м и 1952-м, Эдди Меркс в 1969-м, Мигель Индурайн в 1989-м и Лоран Жалабер в 2002-м.
Турмале
Ещё одна легендарная гора, которая множество раз встречалась в маршруте «Тура». Правда, финишной ей повезло стать лишь дважды. Однако последний из этих двух раз пришёлся на недавний 2010 год, когда победу на этапе одержал Анди Шлек. В прошлом году первым на неё на 16-м этапе заехал Томас Воклер. В 1980 году гора получила от организаторов высшую категорию сложности, а до этого на протяжении почти 50 лет, с тех пор как у подъёмов появились категории, у неё была первая. За долгие годы раньше остальных на неё приезжали Бартали в 1938-м, Коппи в 1949-м и 1952-м, Меркс в 1969, Ромингер в 1993-м и Ришар Виранк в 1994 и 1995 годах.