Танки на стадионе
Михаил Чесалин
Комментарии
В России и сопредельных странах стремительно набирает популярность танковый биатлон. Выясняем, что это такое и чем он так интересен.

На первый взгляд, танковый биатлон кажется крайне необычным, может быть, даже искусственным видом спорта, придуманным исключительно на потеху публике. Однако если чуть вдуматься, то всё выглядит очень просто и логично. Для чего нужен танк? Для того чтобы на высокой скорости преодолевать препятствия и поражать мишени. Именно поэтому танковым биатлоном и занимаются. И не стоит обращать внимание на военный характер вида спорта. Классический биатлон также вырос из соревнований пограничников и гонок военных патрулей. Быть может, и состязания танкистов в недалёком будущем обретут столь же высокую популярность.

Танковый биатлон – это состязания танковых экипажей в искусстве управления танком и стрельбе из установленного на нём оружия. Казалось бы, такое могли придумать только в России, но нет, идея, оказывается, не наша. Аналогичные соревнования на призы канадской армии проводились с 1963 по 1991 год между военными из стран НАТО. В России же идея возродить танковый биатлон появилась буквально пару лет назад. Считается, что предложение выдвинул лично министр обороны Сергей Шойгу, желавший повысить престиж российской армии. Ряд внутренних соревнований имел успех, и уже в августе 2013 года на полигоне в подмосковном Алабино прошла схватка танкистов из четырёх разных стран: России, Казахстана, Белоруссии и Армении. Победу тогда в упорной борьбе праздновали россияне.

В 2014 году про танковый биатлон не забыли. Наоборот, география начала расширяться, что привело к организации полноценного чемпионата мира по данному виду спорта. С 4 по 16 августа представители 12 государств на полигоне в Подмосковье будут сражаться за титулы лучших танкистов планеты. Любопытно, что в состязаниях будут принимать участие не только представители дружественных нам стран из СНГ, но и, например, Китай, Индия, Венесуэла или Ангола. Планировалось, что приедут и представители отдельных стран, входящих в НАТО, однако изменившаяся политическая обстановка не позволила им это сделать. Все участники будут сражаться за победу на российских танках Т-72Б, и лишь китайцы привезли свою технику: Type-96А, что вносит дополнительную интригу в борьбу за первое место.

Как и в классическом биатлоне, в танковом предусмотрены соревнования в различных дисциплинах. Первой из них станет индивидуальная гонка, в рамках которой, выражаясь языком биатлона, спортсменам предстоит преодолеть три круга по семь километров и три огневых рубежа. В спринте предусмотрены лишь два круга по три километра и одна остановка для стрельбы. Гонка преследования – это три круга по четыре километра и снова три огневых рубежа. Наконец, есть и любопытный спортивный этап. Члены экипажа танка должны не только ловко управляться с боевой машиной, но и быть хорошо физически подготовленными, поскольку им придётся соревноваться друг с другом в беге, силовых упражнениях и прохождению полосы препятствий на скорость. Очки, заработанные командами на всех описанных этапах, суммируются, и представители четырёх лучших стран примут участие в финальной эстафете. Каждая страна выставляет по одному танку и три экипажа, которые сменяют друг друга по ходу гонки. Обладатели лучшего результата по итогам эстафеты и становятся чемпионами мира по танковому биатлону.

Организаторы делают всё возможное, чтобы приблизить соревновательные условия к боевым. Причём выражается это не только в подрывах муляжей снарядов по ходу движения танков, но и в сложных рукотворных препятствиях, которые преодолевают танкисты. Во-первых, границы трассы отмечены флажками, и их нарушение влечёт за собой получение дополнительных секунд штрафа.

Во-вторых, спортсменам предстоит неоднократно преодолевать броды, косогоры, противотанковые рвы, минные поля и эскарпы. Перед механиком-водителем ставится задача не только мчать на танке вперёд на максимальной скорости, но ещё и технично проходить препятствия, не подвергая опасности себя и других членов экипажа. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

На огневых рубежах всё так же очень любопытно. Не столь динамично, как в классическом биатлоне, зато куда более зрелищно. Прежде чем начать вести огонь, экипаж танка в полном составе должен выскочить из боевой машины и начать погрузку боеприпасов. Только после этого можно начинать стрельбу. Существует три типа целей: «Танк», «Вертолёт» и «РПГ», естественно, представляющие собой лишь муляжи данных объектов. Огонь можно вести из зенитного пулемёта, спаренного пулемёта, а также из основного орудия на ходу или стоя. Каждый вид стрельбы строго оговорен в зависимости от типа мишени и дисциплины. За промахи, как и положено, начисляются либо штрафные секунды, либо круги по 500 метров. В этом аспекте танковый биатлон ничем от классического не отличается.

Конечно, состязания танкистов пока очень молоды и лишь набирают свою популярность. Но уже сейчас в зрелищности им отказать сложно. Мощь и скорость – вот два фактора, которые будут привлекать зрителей к экранам, тем более что и качество картинки находится на высоком уровне. Болельщики могут увидеть как съёмки с беспилотников, так и планы с камер, установленных внутри танков. Информация на экране всегда позволяет понять, кто лидирует на дистанции, а кто поражает все мишени на рубеже, а разноцветные танки не дадут запутаться в национальности их экипажей. Кроме того, военная тематика нынче становится модной, а российские танкисты на чемпионате мира входят в число фаворитов. Так что приобщайтесь к танковому биатлону – не пожалеете!

Комментарии