Сегодня в проекте «Год после Игр», посвящённом первой годовщине со дня начала Олимпиады-2014, мы вспоминаем громкие заявления тех, кто был уверен в том, что Олимпийские игры в Сочи окажутся кошмарными с точки зрения организации или же вовсе будут сорваны. Много критических стрел было выпущено в организаторов, немало сказано о том, что столица зимних Игр не соответствует своему статусу, что деньги потрачены зря и что это будут самые кошмарные две с половиной недели в истории спорта. Как всё было на самом деле – все помнят, а мы приведём наиболее весомые критические высказывания на тему «Всё плохо и хуже быть не может».
Политики
Как правило, критические выступления политиков и общественных деятелей делились на две категории – «в Сочи Игр не будет, город не готов» и «в Сочи Игры будут, город готов, но всё прогрессивное человечество их должно бойкотировать». При этом в прогнозах о неготовности Сочи принять Олимпиаду в основном соревновались российские политики, которые априори должны понимать нашу действительность лучше зарубежных.
Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам (июль-2013, Тбилиси): «Путин и его люди потратили на эту Олимпиаду 6 лет и $ 50 миллиардов, но большая часть объектов ещё не готова. Не знаю, на что они надеются, когда думают, что за оставшиеся 10 месяцев всё успеют уладить. Даже те объекты, строительство которых закончено, к эксплуатации ещё не готовы. Сочинская Олимпиада станет для президента России Владимира Путина катастрофой. Всё дело в том, каких масштабов будет эта катастрофа. Думаю, что до открытия Олимпиады что-то произойдёт».
Великий чемпион на то и великий, чтобы все ходы просчитывать заранее. Остаётся только порадоваться прозорливости Гарри Кимовича, так точно предсказавшего нераскрытую звёздочку на церемонии открытия. И пожалеть, что уже 10 лет как его аналитический дар не используется в шахматах.
Гарри Каспаров
Владимир Кимаев, руководитель сочинского отделения партии «Яблоко» (сентябрь-2013, радио «Свобода»): «Мы каждый день посещаем нижний кластер в Имеретинской низменности и видим: дороги разбиты, строительство спортивных комплексов продолжается. Рабочие рассказывают, что отделочные работы внутри – там конь не валялся. Что руководство МОК имеет в виду, заявляя, будто к Олимпиаде всё готово, никому не понятно. Если их во время инспекций поселяют в отели класса «Рэдиссон», там их кормят, поят и рассказывают, что такие красивые номера будут везде, то, конечно, они делают соответствующие выводы. При этом никакие другие объекты им не демонстрируют»ю
Видимо, в это же время какие-то другие люди поселили Кимаева в другом отеле, кормили, поили и рассказывали, что ничего сделано не будет. Потому что так садиться в лужу человеку, который должен знать свой родной город лучше других, уж совсем не к лицу.
Линдси Грэм, сенатор США (июль-2013, интервью изданию The Hill): «Считаю, что угроза бойкота Сочи заставит русских задуматься о своём возмутительном намерении предоставить убежище Эдварду Сноудену».
Есть спортсмены, и есть Олимпиада, но, простите, Сноуден тут при чём? Наверное, сенатор решил, что именно опальный шпион выдал Алене Заварзиной какие-то секреты, благодаря которым она завоевала сердце Вика Уайлда и уговорила его выступать за Россию.
Йоахим Гаук, президент Германии (декабрь-2013, Der Spiegel): «Даже если Олимпиада в Сочи состоится, я туда не поеду. Не хочу ехать в страну, где нарушаются права человека».
Йоахим Гаук
Президент Германии? А кто это?
Стивен Фрай, британский актёр и писатель (август-2013, открытое письмо премьер-министру Кэмерону): «Полный запрет на российскую зимнюю Олимпиаду 2014 года в Сочи просто необходим. Проведите их где-нибудь в Юте, Лиллехаммере, где захотите. Нельзя проводить её там, где нарушаются права меньшинств».
Почему-то влюблённому в нашу страну знаменитому американскому фигуристу Джонни Вейру принадлежность к вышеупомянутым меньшинствам совершенно не мешает находиться в России большую часть времени.
Журналисты
Большинство иностранных корреспондентов с радостью делились в соцсетях деталями, свидетельствующими о неготовности Сочи к проведению Олимпиады. В конце концов это вылилось в своего рода флэшмоб «найди отваливающийся кусок обоев, опубликуй на своей странице и получишь сотни лайков и репостов».
Гарри Рики, журналист CNN (3 февраля 2014-го, «Твиттер»): «Вместо 11 номеров, которые мы забронировали, нам дали пока только один, в котором даже карниз для штор не прикреплён».
Шон Уокер, журналист The Guardian (3 февраля 2014-го, «Твиттер»): «У меня есть номер! Без отопления и Интернета, но в нём, по крайней мере, имеется кровать. Лифт сломался уже после полудня, приходится бегать по лестницам. Полнейший фарс».
Кевин Бишоп, журналист ВВС (4 февраля 2014-го, «Твиттер»): «Паркета в моём номере нет, зато есть милое фото российского президента».
Очень мило было видеть представителей иностранных СМИ в середине Игр, бегающих по олимпийским объектам в поисках какого-нибудь открытого люка. А то коллеги уже все главные недоделки уже расхватали и закинули в «Твиттер», ничего не осталось, поездка фактически прошла зря. Ещё более приятными были их слова на финальной «дискотеке» после закрытия Олимпиады, где все они в один голос признавались в том, что это были лучшие Игры в их жизни.
Спортсмены
Привыкшие к совершенно различным условиям атлеты если и демонстрировали недостатки столицы Игр, то делали это с юмором. А серебряный призёр в лыжном слоупстайле Гас Кенуорти так и вовсе нашёл себе сразу нескольких новых друзей – знаменитый спортсмен вместе с медалью привёз в США четырёх щенков, которых он подобрал во время Олимпиады. Но некоторые его соотечественники восприняли Игры по-другому.
Эшли Вагнер, фигуристка (январь-2014, интервью USA Today):
«Я планирую выступать в Сочи в серьгах и маникюре с символикой ЛГБТ-движения. Кроме того, я там хочу поднять этот вопрос на пресс-конференции. Нельзя ущемлять права людей, которые не такие, как все».
В итоге планы непримиримого борца с системой Эшли так и остались планами. В Сочи американка осталась в тени в прямом и переносном смысле. Никаких деталей радужной расцветки замечено не было, а в олимпийском турнире одиночниц Вагнер осталась далеко за чертой призёров, заняв только седьмое место.
Квинтэссенцией всех серьёзных и не очень новостей о неготовности Сочи принять Игры стала фотография двух биатлонисток — Габриэлы Соукаловой и Житки Ландовой, сидящих на соседних унитазах. В спешке строители забыли поставить между ними перегородку, на что и указали звёзды чешского биатлона. «Наша сборная уже почувствовала, что такое командная атмосфера», — так прокомментировали это спортсменки. Но из всей женской сборной Чехии увезти домой индивидуальную медаль удалось только Габриэле. По-видимому, остальные перегородки были на местах. А ведь были ещё и волки, с удовольствием прогуливавшиеся по номерам спортсменов, трупы собак на улицах и многое-многое другое…