Сезон-2017 подходит к концу, большинство главных стартов и мероприятий уже позади, так что можно подвести итоги для основных проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга, которые реализуются совместно с генеральным партнёром яхт-клуба компанией ПАО «Газпром».
Рассказывает Командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров.
— За последние годы нам удалось сформировать сильную команду менеджеров по каждому из направлений, обладающую уникальным опытом и знаниями. Это признают и наши, и иностранные партнеры. Сезон-2017 был насыщен яркими парусными событиями, на месяц, в августе, мы превратили центр города в стадион для парусных гонок, проведя подряд три крупнейшие международные и общероссийские регаты. Более двух миллионов жителей и гостей города стали невольными свидетелями этого парусного марафона на акватории Невы, перед Петропавловской крепостью. Одним из приятных итогов этой работы стала для нашего яхт-клуба победа в номинации «Лучший организатор международных регат» по версии общественной премии Всероссийской федерации парусного спорта «Яхтсмен года 2017». Мы смогли вдохнуть новую жизнь в уникальный проект Балтийской регаты открытого моря Nord Stream Race, предложив победителям набирающего популярность в Европе формата парусных лиг попробовать себя в настоящем офшоре, с ночными переходами и суровой погодой Балтики. По итогу мы получили огромный интерес зрителей и СМИ, а так же заявки на участие от многих европейских Лиг.
Значительно выросло число занимающихся детей у нас в Академии парусного спорта, теперь более 700 юных петербуржцев в возрасте от 6 до 12 лет регулярно, зимой и летом, занимаются парусным спортом у нас в академии. На сегодняшний день мы с гордостью можем сказать, что по количеству занимающихся детей мы — самая большая школа в Европе. В этом сезоне мы значительно расширили работу со средствами массовой информации. Только по нашим проектам и программам мы сняли четыре больших документальных фильма, более 150 сюжетов вышло на федеральном и региональном ТВ и более 1000 статей и интервью в местной, региональной и федеральной прессе.
Будущий год станет для нас знаковым, ведь в мае мы планируем спустить на воду наш знаменитый деревянный фрегат «Полтава». Кроме того, весь год мы проведем под флагом 300-летнего юбилея создания первого в мире яхт-клуба, я говорю о петровском «Невском Флоте». Наш яхт-клуб планирует ярко заявить это знаковое для всего мирового яхтинга событие.
WMRT Gazprom Team Russia
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Представляем вашему вниманию основные итоги проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга в 2017 году.
Академия парусного спорта www.sailing-academy.ru
На начало 2017 года в академии регулярно занималось 395 детей и 160 курсантов-нахимовцев и кадетов, по итогам года в академию зачислено дополнительно 120 детей и порядка 300 курсантов и кадетов. В спортивных достижениях академия показала отличные результаты и выиграла Спартакиаду России, а спортсмены академии подняли рейтинг региона на второе место после Москвы.
Академия парусного спорта провела важнейшие детско-юношеские регаты общероссийского масштаба. Это первенство Санкт-Петербурга с 275 участниками; первенство России в национальных и олимпийских классах с 235 спортсменами со всей страны; первенство России в командных гонках — участвовало 44 спортсмена; Кубок ассоциации класса «Оптимист» — 141 лучший спортсмен (эта регата была последним этапом отбора на первенства мира и Европы); Кубок ассоциации класса «29-й», в котором приняло участие 6 экипажей, а также провели серию из 4 детских регат «Оптимисты Северной столицы. Кубок Газпрома» — порядка 100-140 участников в каждой регате серии. Кроме того, было проведено порядка 15 клубных детских регат.
Лучшие спортсмены, юниоры и олимпийцы участвовали в 20 внутрироссийских и порядка 25 крупнейших международных регатах.
Один из сильнейших молодых спортсменов России Даниил Крутских, выступающий за академию в классе «Лазер-радиал», в 2017 году занял 1-е место на VIII летней Спартакиаде учащихся России, 1-е место на открытом чемпионате Испании, 2-е место на европейской регате Garda Meeting, 2-е место на этапе Еврокубка, 4-е место на первенстве Европы, 5-е место на чемпионате мира среди взрослых, 1-е место на первенстве России в классе «Лазер-стандарт» (U19) и 2-е место в общем зачете.
Талантливая юниорка Елизавета Боровкова завоевала 5-е место на первенстве мира среди девушек до 17 лет в классе «Лазер-радиал», 1-е место на регате Garda Meeting, 1-е место на этапе Еврокубка в Варнемюнде, 1-е место на первенстве Европы.
В классе «кайтбординг» Елена Калинина завоевала серебро чемпионата мира и бронзу чемпионата Европы.
Виндсерфингистка Мариам Сехпосян завоевала золото первенства России и серебро чемпионата России в олимпийских классах яхт.
В детском классе «Оптимист» Максим Шапошников завоевал серебро первенства России.
Оптимисты Северной Столицы
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
В олимпийских классах яхт золото чемпионата России завоевали Ян Чех/Иван Зотов в классе «49-й» и Сергей Комиссаров в классе «Лазер», серебро досталось Борису Кучеренко/Андрею Акименко в классе «470» и Мариам Сехпосян в классе «RS:X», бронза — Константин Носов/Александр Гайдаенко в классе «49-й» и Мария Леменкова в классе «RS:X».
В этом году открыт филиал академии в городе Воткинск (Республика Удмуртия). Академия парусного спорта продолжает работу по созданию сети филиалов и планирует охватить весь Северо-Запад России, увеличив число занимающихся детей до 2 тысяч, а это значит, что будет намного проще найти самых талантливых и направить их дальше развиваться в олимпийский парус.
С успехом реализуется проект раннего развития «Малыш» для детей от 4-5 лет. В начале года общее число занимающихся детей было 13 человек, к концу года оно выросло до 30. Увлекательные регулярные занятия в игровой форме помогают маленьким детишкам осваивать азы метеорологии, вязание узлов, правила безопасности на воде, правила парусных гонок и многое другое, а также развивают умственные, физические и практические навыки для дальнейшего хождения под парусом.
С этого года запущен новый, не имеющий аналогов проект «Познай Россию под парусами». В рамках проекта воспитанники Академии совмещают тренировки и путешествия по самым интересным и необычным уголкам нашей страны. Объединяя познавательные экскурсии, погружаясь в историю России, наши ребята популяризируют парусный спорт среди населения, проводя мастер-классы для детей, живущих в регионе, а также приобретают новые навыки хождения под парусом в разных условиях на различных водоёмах.
Познай Россию коллаж
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Спортсмены «Морской школы» Академии парусного спорта приняли участие в регате больших парусников The Tall Ships Races. На яхте «Лукулл» они приняли участие в двух этапах береговой программы регаты – в Котке и Турку, а также в гонке от Турку до Клайпеды. Экипаж занял 8-е место в своём классе. Всего в этом походе приняли участие более 20 воспитанников академии. На деревянных парусно-гребных судах – гичках – более 20 спортсменов «Морской школы» прошли по маршруту Санкт-Петербург – Котка – Ловийса – Санкт-Петербург и приняли участие в регате The Small Ships Races.
«Морская школа» — проект, направленный на развитие гармоничной личности средствами парусного спорта, передачу будущим поколениям наследия морской культуры и морской истории России и всего мира. Спортсмены «Морской школы» тренируются на трёхместных швертботах Laser Bahia, 12-метровых парусно-гребных шлюпках капитанская гичка типа Bantry Bay, учебном паруснике «Лукулл», участвуют в международных соревнованиях, приобретают опыт дальних плаваний в морских походах. Возраст спортсменов – от 13 до 17 лет.
С 2013 года академия проводит парусную практику для курсантов кадетских училищ, ребята приобретают разносторонний парусный опыт – на учебном паруснике «Лукулл» и шлюпках типа капитанская гичка. В 2017 впервые была проведена выездная практика для курсантов Удмуртского кадетского корпуса ПФО имени В.Г.Старикова в открывшимся филиале академии в Воткинске.
Bronenosec Sailing Team
Сезон-2017 стал уже третьим для команды Bronenosec Sailing Team в классе «ТР52». Первые этапы 52 Super Series состоялись в США и оказались сложными для команды Яхт-клуба Санкт-Петербурга. С возвращением серии в Европу «Броненосцу» удалось улучшить результаты и завоевать медаль этапа в Порто Черво. В итоге 52 Super Series 2017 команда «Броненосец» завершила на пятой строчке.
В классе RC44 в прошедшем сезоне команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга дебютировала практически полностью российским экипажем. В двух из пяти этапов RC44 Championship Tour 2017 «Броненосец» завоевывал медали, в том числе бронзу чемпионата мира этого класса. В общем зачете «Броненосец» финишировал на пятой строчке.
RC44 в гонке
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
В 2017 году команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга Gazprom Team Russia дебютировала в престижной международной серии матчевых гонок World Match Racing Tour, которая проводится на катамаранах класса М32. Это был настоящий вызов, так как Gazprom Team Russia впервые была составлена полностью из молодых российских яхтсменов во главе с Виктором Сережкиным. Практически на каждом из этапов серии россиянам удавалось взять несколько побед в матчах с опытными соперниками, но место на пьедестале – программа следующих сезонов.
Впервые в истории один из этапов World Match Racing Tour состоялся на Неве у Петропавловской крепости. В начале августа 18 команд из десятка стран порадовали тысячи зрителей беспрецедентной по накалу и красоте борьбой скоростных катамаранов. Победу в этапе одержал новозеландец Фил Робертсон.
WMRT квалификация
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Получившая свое название от одноименного трубопровода, соединившего Россию и Европу в 2012 году, в новом сезоне Nord Stream Race расширила свою географию и охватила пять стран. После старта в Киле 25 августа флот регаты посетил Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки и финишировал 6 сентября в Санкт-Петербурге.
Отличительной чертой юбилейного сезона Nord Stream Race 2017 стал состав участников. Вызов Балтики приняли пять команд, которые были сформированы яхт-клубами-победителями национальных парусных лиг своих стран. Это Deutscher Touring Yacht-Club (Германия), Frederikshavn Sejlklub (Дания), Cape Crow Yacht Club (Швеция), Nyländska Jaktklubben (Финляндия) и «Повелитель паруса – Европа» (Екатеринбург, Россия). В распоряжение участников Яхт-клуб Санкт-Петербурга предоставил флот яхт нового класса Club Swan 50.
Участники соревнований единодушно признали новый формат регаты очень успешным, а визит в Санкт-Петербург – прекрасным завершением регаты. По результатам соревнований победу в общем зачете праздновали шведы. Команда из Екатеринбурга победила в заключительном этапе гонки Хельсинки — Санкт-Петербург.
В 2018 году старт гонки запланирован на конец июня. Подтверждено участие пяти команд, в том числе и российской. Параллельно организаторы обрабатывают заявки о включении новых стран в проект Nord Stream Race.
Норд Стрим Рейс российская Повелители паруса — Европа
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Парусная Лига чемпионов Европы
Поддержка клубного движения в России и в Европе остается одним из приоритетов Яхт-клуба Санкт-Петербурга. Проведение квалификационного этапа парусной Лиги чемпионов Европы в августе 2016 года в Санкт-Петербурге оказалось столь успешным, что в нынешнем сезоне команды более десятка яхт-клубов Старого Света вернулись на акваторию Невы. Три дня гонок в прекрасных условиях при большом скоплении зрителей подарили незабываемые впечатления как участникам, так и болельщикам, ведь команда яхт-клуба Санкт-Петербурга и Академии парусного спорта под управлением Анны Басалкиной завоевала бронзовую медаль!
SCL в СПб
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
С 2015 года Яхт-клуб Санкт-Петербурга традиционно принимает один из этапов Национальной парусной лиги. 2017 год не стал исключением, но порадовал болельщиков позитивным развитием. При поддержке яхт-клуба Санкт-Петербурга этап впервые состоялся на Неве у Петропавловской крепости, что дало возможность еще большему числу болельщиков наблюдать за гонками. Кроме того, этап в Санкт-Петербурге вошел в историю Лиги как самый насыщенный: в течение трех дней состоялись более 50 гонок! Это своеобразный рекорд лиги. В соревнованиях клуб представляла команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга и Академии парусного спорта под управлением Анны Басалкиной. В составе экипажа соревновались молодые спортсмены академии. По результатам сезона Национальной парусной лиги экипаж академии вошел в десятку сильнейших в стране, завоевав серебро этапов в Нижнем Новгороде и Гранд-финала в Сочи.
Традиционно в календаре соревнований в Санкт-Петербурге присутствуют и соревнования класса «Дракон». Состоявшийся в 2016 году в Яхт-клубе Санкт-Петербурга чемпионат Европы в классе «Дракон» дал значительный импульс развитию этого класса в стране, и календарь «Драконов» в 2017-м предусматривал ряд интересных соревнований. В частности, это Серебряный кубок класса, соревнования классических «Драконов» и, конечно, открытый чемпионат России. Чемпионат собрал 22 экипажа из шести регионов страны, а победу праздновал экипаж члена Яхт-клуба Санкт-Петербурга Дмитрия Самохина.
Верфь исторического судостроения «Полтава»
Историческая верфь «Полтава» в 2017 подошла к одному из ключевых этапов постройки реплики 54-пушечного линейного корабля «Полтава», который был спущен на воду в Адмиралтействе в 1712 году. Линейный корабль «Полтава» готовят к спуску в мае 2018 года. Четыре года уникальные специалисты – конструкторы, столяры, плотники, кузнецы, парусные мастера и резчики строят «Полтаву». Итог работы близок: весной корабль спустят на воду. Торжественная церемония пройдёт в мае будущего года. Среди нескольких вариантов спуска выбран и утверждён вариант спуска краном.
Сейчас инженеры занимаются подготовительными работами. Строительство корпуса линейного корабля «Полтава» на завершающейся стадии. Доделана наружная обшивка, проведена герметизация, достроены все палубы. На корабль установлены два механизма: якорный шпиль и рабочий шпиль. Также на «Полтаву» установили декор: на корме развесили деревянные резные фигуры, а на носу появился четырёхметровый лев. Увидеть творения петербургских корабелов можно лично, посетив экскурсию. Сегодня верфь исторического судостроения, учрежденная Яхт-клубом Санкт-Петербурга, является одной из ведущих по ремонту больших парусников России.
Полтава
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
За последние годы проведен ремонт рангоута и такелажа парусного учебного судна «Херсонес», ремонт мачты и бушприта парусника «Надежда», отреставрированы палуба и шлюпки крейсера «Автора», в ближайшее время планируется ремонт легендарного парусника «Седов». Ведется строительство адмиралтейской модели «Полтавы», масштаб модели – 1:12. Конструкторским бюро создан проект конструкции корпуса фрегата «Петр и Павел» в Новой Голландии и проект воссоздания шхуны «Запад» в Архангельске.
Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт
Программа «Надежда Морей» — шхуне «Надежда» в этом году исполнилось 105 лет, однако после капитального ремонта она вновь поборолась за призовое место на международной регате The Tall Ships Races 2017. В экипаж команды вошли студенты, которые прошли конкурсный отбор. Причём больше половины из них побывали в море впервые. Проект «Надежда морей» — это серия обучающих походов для студентов не морских профессий. В минувшем сезоне в этом проекте приняли участие более 120 студентов из 4 петербургских вузов: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Университет ИТМО; Горный Университет; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Шхуна «Надежда» прошла более 2500 морских миль с июля по сентябрь, побывала в 4 европейских портах, приняла участие в двух этапах международной регаты больших парусников The Tall Ships Races и заняла 14 место в классе B в гонке от Турку до Клайпеды. После похода на регату на шхуне продолжились учебные плавания. Это были 5-дневные походы по Финскому и Выборгскому заливам.
Надежда морей — Фонд
Фото: Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Марсельная шхуна «Леди Л» вышла в залив под парусами. В минувшем сезоне парусник «Фонда» (проект Grumant-69) вооружили: установили рангоут, такелаж, паруса. Экипаж шхуны провёл ходовые испытания под парусами, которые прошли успешно. До начала следующего сезона на шхуне мастера проведут наладку систем и усовершенствуют проводку такелажа. В этом году «Леди Л» приняла участие в Ораниенбаумском морском фестивале. Также на паруснике прошли несколько тренировок экипажа и учебных плаваний по программе «Надежда Морей». «Грумант-69» — проект шхуны XVIII века. Такой тип парусников широко использовался в Атлантическом океане и на Средиземноморье. В XVIII веке этот тип парусников также начали использовать во флотах европейских держав в качестве пакетботов для перевозки и быстрой доставки почты и иных мелких грузов.
Волонтёры «Фонда» провели экспедицию по островам Выборгского залива – прошли 200 морских миль на яхте «Лукулл» по маршруту Санкт-Петербург – Выборг – о. Новик – о. Вихревой – Санкт-Петербург с 26 по 30 июня. Цель экспедиции – посещение захоронения русских моряков на острове Новик. На некрополе яхтсмены убрали мусор, отмыли и отчистили надгробные камни, обновили памятные надписи.
В этом году морскую практику на базе верфи «Полтава» и судах «Фонда» прошли 160 курсантов Нахимовского военного-морского училища и 80 кадетов Кронштадтского морского военного корпуса. В программе морской подготовки – теоретические занятия по истории кораблестроения, устройству парусников и основам морского дела, такелажные, артиллерийские, кузнечные мастер-классы, учебные выходы в залив.
Издательский отдел «Фонда» выпустил книгу «Возвращение Надежды» на русском и английском языках об истории шхуны «Надежда», иллюстрированное издание о декоре и внутреннем убранстве линейного корабля «Полтава». Также подготовлены к печати книга об истории класса Л-6 «Морские яхты национального класса Л-6. История и современность», графический роман «Полтава. Гроза Балтики», детская книга о линейном корабле «Полтава» — «Приключения корабельного кота Питера» и книга о современной реконструкции линейного корабля «Полтава».
Основной задачей «Фонда» является сохранения морского наследия России — классических яхт и исторических судов с помощью попечителей и меценатов. На сегодняшний день на попечении у Фонда находятся легендарные суда, построенные в период с 1888 по 1970-е гг.: шхуны, классические яхты, паровой колёсный катер. Жемчужиной Фонда является легендарная шхуна «Надежда» 1912 года, сохранена и готовится к музефикации первая стальная яхта России «Утеха» Князя Олсуфьева. В реставрационной мастерской проводятся строительные и ремонтно-реставрационные работы мастерами и волонтерами Фонда. В том числе яхты «Нина» 1884 г. и яхты «Чаечка», 1891 г. (строительство реплики). Фонд и Верфь проводят производственную и морскую практику Морской школы яхт-клуба Санкт-Петербурга, а также морскую практику для курсантов Нахимовского училища и Кронштадтского кадетского корпуса.
Санкт-Петербургская региональная спортивная общественная организация «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» создана в 2007 году. Главная цель: хранение идеалов морской этики на суше и воде, развитие парусного спорта и поощрение увлечения парусом. Философия яхт-клуба основывается не только на необходимости сохранить, но и на обязанности передать будущим поколениям наследие морской культуры и морской истории России и всего мира.
Генеральным партнером Яхт-клуба Санкт-Петербурга является компания «Газпром».
WMRT гоночная деревня