Показать ещё Все новости
«В хорошее верить трудно, но маячок есть». Откровенный разговор с тренером Марии Ласицкене
Ангелина Николаева Михаил Чесалин
,
Откровенный разговор с тренером Марии Ласицкене
Комментарии
Геннадий Габрилян подробно объяснил, как и почему именно Маша стала олимпийской чемпионкой. И рассказал, что будет дальше.

Мария Ласицкене – одна из крутейших спортсменок планеты, трёхкратная чемпионка мира в прыжках в высоту, победительница в драматичной схватке за золото Олимпиады в Токио, звезда лёгкой атлетики и российского спорта.

Но ничего этого, наверное, не было бы без Геннадия Гариковича Габриляна – бессменного тренера чемпионки. За почти 20 лет работы с Машей он создал уникальную систему подготовки, благодаря которой его подопечная на протяжении долгих лет остаётся сильнейшей прыгуньей в высоту в мире.

В большом и обстоятельном интервью «Чемпионату» Геннадий Гарикович рассказал о своём уникальном тренировочном подходе, о том, как отстранение от международных соревнований влияет на Ласицкене, и почему именно она – олимпийская чемпионки и сильнейшая прыгунья в высоту в мире.

«Сейчас приходится работать вслепую»

– Геннадий Гарикович, сезон-2022 прошёл без международных стартов. Над чем вы с Машей работали в таких непростых условиях?
– В первую очередь изменилась психология подготовки. Сейчас абсолютно другие цели, горизонты и препятствия. Но за семь лет мы к этому уже адаптировались, это как бег с препятствиями, и сезоны, подобные этому, у нас уже были. Сейчас у нас есть только одноуровневые по своей психологии старты. Они отличаются названиями, значимостью, но очень похожи друг на друга.

Обычно есть технические и психологические старты. После больших стрессовых соревнований я использую технические старты в виде восстановительных мероприятий, нацеливающих на следующие психологические старты. Именно они показывают результат, и становится понятно, что делать дальше, используя технические старты, где Маша по большей части борется сама с собой.

А сейчас всё однотипно, и каждый выход на старт – технический, и нет того, после чего нужно восстанавливаться. В этом есть своя сложность, получается, что мы работаем вслепую, и целый сезон мы не видим результата. В нашей системе для понимания результата обязательно нужен психологический старт, где есть с кем бороться, есть соперницы, большие высоты и полный стадион. К сожалению, на наших стартах это встречается очень редко. Но мы надеемся, что это всё станет подготовкой к дальнейшим психологическим стартам.

– И когда же будет ближайший психологический старт?
– На этот вопрос никто не может ответить. Сейчас очень сложная ситуация, как было и несколько лет назад, когда российскую лёгкую атлетику не выпускали на зарубежные старты, и многие спортсмены и тренеры задавали себе вопрос – а к чему готовиться? В никуда. А ведь у нас большая армия спортсменов, у которых нет нейтрального статуса. И на сегодняшний день это приговор.

Материалы по теме
Россиян лишили шанса на золото ЧМ по лёгкой атлетике. Пострадала не только Ласицкене
Россиян лишили шанса на золото ЧМ по лёгкой атлетике. Пострадала не только Ласицкене

Мы для себя нашли выход из положения, как бы подсознательно адаптируясь к ситуации, мы намечаем себе определённую цель. Например, нашей прошлой целью были Олимпийские игры в Токио. И мы шли к этому от старта к старту, от сезона к сезону, независимо от того, какой был сезон – выездной или мы сидели дома, этот маячок у нас был. Ради него мы работали и шли к этой цели, и, как оказалось, не зря. Мы вышли на определённый рубеж, ворота открылись, Маша выехала и заняла первое место. Я надеюсь, что подобная ситуация повторится и сейчас. Сейчас этот маячок – Олимпиада в Париже, и мы концентрируемся именно на ней. Все наши технические старты я адаптирую в строительный материал, с помощью которого выстраиваю подготовку к 2024 году.

К сожалению, сейчас есть подножки, когда спортсмен готов к стартам, но ему не дают реализовывать и видеть свои сегодняшние возможности. И приходится работать вслепую. Пока что мы угадывали. Я боюсь зарекаться, но цель обозначена, хотя реализация этой цели – затаённая штука, и мы только держим кулачки и относимся к этому как к хрустальной вазе – очень бережно.

Мария Ласицкене и Геннадий Габрилян

Мария Ласицкене и Геннадий Габрилян

Фото: Из личного архива Марии Ласицкене

– Искусственно сделать российские старты психологическими возможно?
– Пока не получается. В системе, по которой мы с Машей работаем, основное условие – это соперник. То есть не борьба с какими-то внутренними амбициями и потребностями, а именно раздражитель в виде соперника, и желательно, чтобы он был ещё и сильнее. Тогда Маша начинает делать чудеса. Были моменты, когда Маша и одна была способна прыгать большие высоты, но тогда она несколько лет проходила и обкатывала всю эту школу, была непрерывная подготовка от старта к старту. А сейчас старты, включённые в нашу систему соревнований, нельзя назвать психологическим.

– То есть бороться с цифрами и, например, результатами, показанными на чемпионате мира, не получится?
– Ни в коем случае. Цифры для меня сейчас второстепенны, потому что нет основной составляющей – психологического статуса старта, основная деталь которого – это соперник. Маша – спортсмен, она должна бороться с кем-то.

«Я придумывал свою систему бессонными ночами»

– Можно ли сказать, что на российские старты Маша подсознательно выходит с мыслью, что она сильнее всех, поэтому и нет нужды выкладываться?
– Тут другая история. Я с детства Машу настраивал, что на каждый старт нужно идти как в первый и последний раз. Это ответственный экзамен, к которому готовишься с полной отдачей. Идёт Маша на Олимпийские игры или готовится к техническому старту, где нет большого соперничества, она делает это с полной отдачей, которая заключается не в цифрах, а во внутренней ответственности.

Но конечно, уже понятно, на каких высотах девочки плюс-минус закончат соревнования. Маша начинает с 1,85 м, и в этом трудность адаптации к этим стартам, потому что ей приходится очень долго ждать своей начальной высоты. Недавно Маша так просидела больше часа. А делать разминку и пробные прыжки во время соревнований – это неправильно. Когда она начинает, остаётся всего несколько девочек. Бывало даже так, что Маша начинает, когда все уже закончили, но это редкость, потому что у нас сейчас девочки — умницы, начали улучшать результаты. Мы болеем и радуемся за них.

Честно говоря, когда я смотрю на девочек, которые прыгают уже, например, 1,92 м или 1,94 м, я думаю: «Бери, бери, бери!». Во-первых, я за них болею, потому что это наши девчата и наши коллеги, плюс я хочу, чтобы у Маши было соперничество. Казалось бы, девочки сейчас не возьмут, и это хорошо – у Маши уже есть первое место, но меня больше удовлетворяет борьба. Пускай она даже дольше продолжится. И как раз на зарубежных стартах таких моментов больше, там Маша начинает подсознательно просыпаться на тех высотах, до которых здесь даже не доходит. Пример тому – старт на Кубке Москвы — Мемориале Владимира Куца. Маша начала прыгать с 1,85, потом прыгнула 1,88 и осталась одна. Я подсказал Маше, чтобы она прыгала 1,95, чтоб потом попробовать 2,00 или 2,01. И тут Маша сбивает. Вроде, летит, но сбивает пяточками. Внешне может показаться, что это нерасчёт, но на самом деле она просто ничего не чувствует, не ощущает борьбы, и это выливается в то, что она сбивает.

Материалы по теме
«Не вышли рож… паспортом». Сколько медалей Россия завоевала бы на ЧМ по лёгкой атлетике?
«Не вышли рож… паспортом». Сколько медалей Россия завоевала бы на ЧМ по лёгкой атлетике?

Она осталась недовольной стартом, к которому готовилась, к которому шла. Но мы понимаем, что она не виновата. И Маша, и я знаем, что, если сейчас дать ей условия психологического старта, картина будет совершенно другая.

Технические старты без психологических закладывают определённые стереотипы. Спортсмен привыкает к этим стартам, к этому режиму, и вырваться из него сложно. И обычно, когда начинают открываться ворота, приходится преодолевать этот барьер, в этом тоже есть определённая сложность, по сравнению с тем, если бы был просто маршевый путь.

Я как раз и отвечаю за все эти привычки и стереотипы. В эти застойные моменты, когда по не зависящим от нас обстоятельствам в подготовке есть только технические старты, когда всё идёт монотонно, в тренировочном русле, я придумываю определённые установки, которые должны сберечь Машу от этого привыкания и дезадаптации от маршевого режима.

Мария Ласицкене

Мария Ласицкене

Фото: РИА Новости

– Можете привести пример?
– Конечно. Я придумал систему закладывания информации спортсмену в подсознание, минуя сознание. С этой темой я работаю давно. Обо всём этом подробно рассказываю при общении с тренерами. Эту систему прекрасно знает Маша, потому что мы с ней совместно это всё изобрели. Машина задача – выполнять, а моя – направлять и давать условия для выполнения её работы.

Я это придумывал бессонными ночами, перебирал варианты, чтобы найти правильный, который будет работать – за этим есть целая история. И таких вариантов у нас несколько, два из которых стали для нас с Машей судьбоносными. Когда казалось, что выхода нет – находили.

Именно система закладывания движений, закладывания информации в подсознание, минуя сознания, способствует тому, что у неё нет осмысленных действий, то есть работает только подсознание. И та деятельность, которая была заложена в подсознание, в стрессовой ситуации может открыть все внутренние резервы. А когда нет стрессовой ситуации, этот механизм не работает, и тогда мы видим обыкновенную Машу, которая работает в тренировочном режиме.

В стрессовой ситуации в кровь выделяется адреналин, а моя система способствует тому, чтобы преимущественно выделялся норадреналин. Адреналин – это гормон, который имеет защитную функцию, чтобы человек в критической стрессовой ситуации не получил травму, это сдерживающие эффекты, они позволяют работать внешним и внутренним антагонистам. Когда человеку страшно, он сковывается, а норадреналин способствует убиранию всех антагонистов. Вопрос, гормон это или нет, спорный, но норадреналин считается гормоном смелости, и в момент, когда у человека выделяется норадреналин, он готов на чудеса, которые рождаются именно в стрессовой ситуации. У него нет ни внутренних, ни психологических, ни внешних антагонистов.

Это то же самое, что воришка яблок, который убегает от сторожа с ружьём. В этот момент воришка способен перемахнуть через такой забор, на какой его ни один тренер никогда искусственно не натренирует.

Моя задача, чтобы этот эффект сработал на соревнованиях.

Это моя находка именно в высоте, именно в работе с Машей. Я перечитал очень много работ, где речь идёт о том, чтобы информация закладывалась в подсознание, минуя сознание, и везде говорится, что это возможно только в двух случаях: первый – когда младшие подражают старшим, и второй – с помощью гипноза. А я нашёл ещё один способ использовать это в прыжках.

Мария Ласицкене и Геннадий Габрилян

Мария Ласицкене и Геннадий Габрилян

Фото: РИА Новости

«В стрессовом состоянии человек способен на чудеса»

– Звучит необычно. Но пока непонятно, как это работает на практике.
– Мой подход уникален тем, что ни одного указания, типа «быстрее пробеги через маховую ногу», «держи плечи» и так далее напрямую через сознание я Маше не даю. Даю второстепенные указания, которые Маша выполняет осознанно и за счёт них правильно выполняет и основные действия.

Например, я должен научить Машу быстро поднимать руку. И я не буду рассказывать про механизм и систему поднимания руки, а буду искать какие-то второстепенные образные установки. Например, я скажу, чтоб она представила, что рука – это пёрышко, а снизу дует мощный поток ветра, и этому ветру нужно подчиниться. И происходит работа. Сознание в этот момент контролирует ветер, а само движение, минуя сознание, закладывается прямиком в подсознание. И многократное повторение образует настоящий подкорковый динамический стереотип двигательного навыка. И в стрессовой ситуации, именно он проявит себя с многократной быстротой и мощностью. Сознание и антагонисты не смогут ему в этом помешать. И чем больше страх и волнение, тем ярче будет проявляться этот эффект. Движение называется «подними руку вверх», но я его называю «ветер». И у нас такие «ветра» везде, начиная с разбега, заканчивая приземлением на маты. Это кодовые названия, которые не говорят о настоящем движении, а говорят об установках, с помощью которых выполняются те или иные движения и закладываются в подсознание. По такой системе у нас построены каждое движение и прыжок как упражнение в целом. Каждому из них я присвоил свои образные установки и кодовые названия.

Материалы по теме
«Вам не хватит смелости снять наказание с россиян». Ласицкене жёстко ответила Томасу Баху
«Вам не хватит смелости снять наказание с россиян». Ласицкене жёстко ответила Томасу Баху

И ещё важно, что на соревнованиях я Машу не трогаю. У меня задача не отвлечь её и не «обрезать крылья» у этого мальчишки с яблоками, который убегает от сторожа через забор, иначе он через него не перепрыгнет.

Представьте ребёнка-пианиста на сцене в полном зале зрителей, где есть занавес и прожектора. Он сыграет лучше, чем его самый лучший вариант в классе. Потому что появляются вдохновение, подъём, кураж. На соревнованиях происходит то же самое. И странно будет выглядеть педагог, что-то в это время подсказывающий из-за кулис. Он просто отвлечёт и собьёт ученика. Поэтому я Маше никогда не подсказываю – я за кулисами, Маша на сцене. Единственное, когда Маша прыгнет, я показываю жест, что всё нормально, работай дальше. Маша знает, что я здесь, рядом, в остальном работает подсознание.

Моя задача – сделать желобок, а она, как вода, должна беспрепятственно течь, куда нужно. Её задача – выполнять, моя – направлять и не мешать. И я думаю, что моя главная заслуга в том, что я не мешал ей себя реализовывать.

У меня бывает много внутренних противоречий – а правильно ли я делаю? И хочется взять и всё рукой поправить на тренировке или на соревнованиях. Но я нахожу в себе силы держать руки сзади, ждать тренировки и своим методом всё это делать. Если только я это нарушу – испорчу всё. Можно сказать, что своим методом я противоречу основной системе методики обучения – это показ, рассказ и так далее, а у меня всё получается наоборот.

– Приведите, пожалуйста, пример конкретной установки, которую вы используете с Машей на соревнованиях.
– Мы с Машей придумали установку, которую назвали «назад-вперëд» – это контролируемое движение тазобедренным суставом назад и вперёд во время бега. Это родилось, когда Маше ещё было 11-12 лет. Для того чтобы заложить реактивно-инерционное движение, маховое, а не силовое, я придумал для неё упражнение. Она стояла на одной ноге лицом к шведской стене, держалась руками за жердь, а другой била передней частью стопы о покрытие, как можно сильнее и быстрее. Всё это, контролируя движение тазобедренного сустава максимально назад, а затем вперёд. При этом нога, абсолютно расслабленная, хлестала всё с большей скоростью и с большей амплитудой.

Своеобразное реактивно-инерционное загребающее движение ноги совершенствовалось и постепенно переносилось в бег. Контроль был только за движением тазобедренного сустава – назад и вперёд. Так и родилась установка. Маша, согласно установке, выполняла движения тазобедренным суставом назад и вперёд, а на самом деле бежала. Это была одна из первых установок с использования подсознания. Осознанно она думала и выполняла движения тазобедренными суставами, а сам бег при этом выполнялся неосознанно.

Адаптация к условиям с помощью этих установок – это и есть тренированность. Когда Маша выходит на старт, она вообще об этом не думает. Я даже боюсь предположить, о чём Маша думает – это её, это личное. Я боюсь это нарушить. Думает ли она об установках или о цели перепрыгнуть планку, у неё получается всё так, как нужно. На тренировках модель имеет один размер, а в стрессовом состоянии он увеличивается в несколько раз, и человек способен на чудеса. На соревнованиях Маша бежит в разы быстрее, чем на тренировке.

– Есть какой-то особенно красочный пример такого с Машей?
– Был случай, который я никогда не забуду. В 2009-м Маша поехала в Доху на юношескую Всемирную Гимназиаду, но меня туда не взяли. Я тренерам подсказал, какой жест надо Маше показать, какую установку напомнить, если вроде всё правильно, но не перелетает. И Маша там отлично прыгнула, у неё был личный рекорд 1,85, а там она его улучшила, прыгнув 1,87.

Главный тренер по резерву Виктор Алексеевич Шпак позже мне сказал: «Гена, там Маша выглядела как машина для прыжков в высоту».

А вот что эта машина рассказала мне (улыбается), Маша жаловалась: «Геннадий Гарикович, там так страшно было. Стемнело, планка под прожекторами аж горит. Зрители сидят, и тишина – они ждут моего прыжка. Колени трясутся, страшно». Но она разбежалась и прыгнула. Вот об этих моментах даже взрослые спортсмены мечтают. Это эталон преодоления страха, трудностей, препятствий. Вот этой Машей я и горжусь.

– Ваши установки могут быть применены к другим спортсменам?
— Я думаю, да. И, наверное, это применимо не только в спорте, но и в жизни, и я сам мечтаю научиться использовать это в некоторых моментах, но, как говорят, сапожник обычно без сапог. Когда я осознанно подхожу к некоторым вещам и делаю ошибки, думаю – в следующий раз я должен наработать себе какие-то чисто бытовые, обиходные установки, но нет, не получается. Зато я могу тут умничать (смеётся), и вроде бы всё получается. Дело в том, что я не заставляю Машу преодолевать барьеры, а, наоборот, убираю их с её пути, чтоб она беспрепятственно шла вперёд. Но если тренер убирает барьер у спортсмена, он ставит его перед собой. И я постоянно должен преодолевать эти барьеры, и они растут всё больше и больше, особенно в последнее время. И об этом нужно думать постоянно, 24 на 7. Я не могу отвлечься и не хочу. Я боюсь отвлечься и пойти по другой дороге. А развилки идут постоянно, и можно прийти к дереву, которое не даст плоды – этого я боюсь больше всего.

Мария Ласицкене

Мария Ласицкене

Фото: Эдгар Брещанов, «Чемпионат»

«Когда Маша выигрывала, я сидел без эмоций»

– А как вам лично удаётся сохранять правильный психологический настрой?
– Я сам по себе человек эмоциональный и импульсивный. Когда наши футболисты на чемпионате мира – 2018 выиграли у Испании, я результат узнал в самолёте и закричал: «Ура!». На меня все сидящие в самолёте обернулись. И тогда я обратил внимание, что могу радоваться, могу кричать – на меня победа наших очень сильно подействовала. Но это одно, а когда Маша прыгает на соревнованиях, перелетает, выигрывает, я сижу, не шелохнувшись. Многие даже мне говорят: «Какая же у вас выдержка!» – потому что я просто сижу.

Перед стартом мне кажется, что, если Маша выиграет или прыгнет определённую высоту, я буду прыгать от счастья, но, когда это случается, я счастлив, я рад, но не шелохнусь. Сижу, будто меня это и не касается.

– На Олимпиаде в Токио у вас тоже не было всплеска?
– Не было. Я сел немного в стороне от наших коллег, спортсменов, доктора, руководителей, чтоб был ракурс, с которого мне всё хорошо видно. И когда Маша прыгала, я смотрю: там сбоку все эмоционально реагируют, а я абсолютно нет, я сидел без эмоций. Когда прыгает Маша, я сижу внешне без эмоций, а всё напряжение у меня внутри. Я не знаю, что это такое, но это что-то особенное, и я боюсь это потерять. Если это потеряю, всё будет по-другому.

Материалы по теме
Маша — величайшая! Об этом золоте Ласицкене на Олимпиаде нужно снимать фильм!
Маша — величайшая! Об этом золоте Ласицкене на Олимпиаде нужно снимать фильм!

Я работаю с внешней картинкой, а Маша – с внутренними ощущениями, и у нас всё это должно соединиться. И с детства я запретил Маше смотреть на себя со стороны, и она себя вообще не видит и не смотрит. Когда-то я ей объяснил, для чего это нужно, а она очень дисциплинированная и не смотрит.

– Именно запретили? А почему?
– Да, запретил. Приведу пример: если я сейчас включу запись своего голоса и себя послушаю, то свой голос возненавижу. Я не люблю свой голос, хотя все окружающие говорят, что я разговариваю обыкновенно. И так у многих людей, это естественно. Если я начну целенаправленно менять дикцию, говор, чтобы мне понравилось, я отойду в сторону от себя естественного.

И спортсмен делает то же самое, когда смотрит свою внешнюю картинку и старается исправить ошибки. И для Маши это было бы катастрофой. Мне нравится, как Маша прыгает, и всему миру нравится, как она прыгает, но ей она сама не нравится. Она видит себя внутренними ощущениями, а мы на неё смотрим со стороны. И я счастлив, что её и наши видения совпадают.

– А как же она сама себе не нравится, если не смотрит на себя?
– Был случай в 2014 году. Тогда в Осло Маша впервые встретилась в одном секторе с Бланкой Влашич и Анной Чичеровой. А мне всегда нравились их прыжки – это звёзды такой величины, что я раньше даже и не мечтал, что Маша будет вместе с ними прыгать. Так вот, тогда была такая нелётная погода, никто не прыгал 1,98 м, а Маша взяла и перелетела — и победила их. После этого мы с Машей идём через разминочный зал, и там висит огромный монитор на полстены, где показывают наши соревнования. И вдруг мы видим, как Маша готовится на 1,98. Мы встали и смотрим: «Вот, вот, смотри, как раз». И Маша прыгает. Мне очень понравился прыжок, а Маша говорит: «Фу, я так медленно бегу» и так далее. Я и говорю: «Стоп, Маша. Всё, продолжаем не смотреть».

Геннадий Габрилян и Мария Ласицкене

Геннадий Габрилян и Мария Ласицкене

Фото: Из личного архива Марии Ласицкене

«Маша, выходя в сектор, перерождается в льва»

– Десять лет назад для вас примерами были Бланка Влашич и Анна Чичерова. Можно ли сказать, что Маша превзошла ваш прежний эталон?
– На всех легендарных прыгуний я смотрел с интересом, но меня на создание своего разбега очень сильно вдохновила американская прыгунья Шанте Лоу, в девичестве Ховард. Она подтолкнула меня к тому, что я выбрал с Машей именно прыжки в высоту. Я мог бы с ней прыгать в длину, бегать барьеры, бегать спринт – она способная, талантливая. Как говорят, если человек талант, он талантлив во всем. Маша была приспособлена к этим видам, она могла бы достичь в них определённых успехов. Она и в баскетбол прекрасно играла. Но именно разбег Шанте Лоу вдохновил меня на высоту. Мне нравилась динамика разбега, нравилась экспрессия, которую она давала зрителям именно в этом разбеге. Я и с Машей начинал копировать этот разбег. То есть я, как в музыке, скопировал нотку с нотки, пауза в паузу, перенёс Маше, и она выучила это, как танец. И определённое время прыгала с разбегом Шанте Лоу.

Наверное, через всё это надо пройти прежде, чем найдёшь свой почерк. Каждый проходит через всякие странности: в музыке копируют великих музыкантов в игре, художники копируют картины. Об этом я сейчас вспоминаю с улыбкой, ведь, конечно, потом я понял, что нельзя это делать, так как каждый человек индивидуален. Потом пошли изыскания, поиски своего, и вот так началась история нашего с Машей разбега. Но Шанте Ховард оставила в моей с Машей спортивной судьбе свой приятный след. Естественно, сейчас у Маши свой почерк и совершенно другой разбег, и он не хуже. И теперь многие зарубежные тренеры говорят мне, что они копируют разбег Маши.

Тут, кстати, тоже интересно, почему разбег именно такой. Дело в том, что в Прохладном есть зал, в котором Маша выросла. Места для большего разбега там не было. Она пяткой становилась на плинтус задней стены и бежала. Разбег мы адаптировали под прыжок и с тех пор его не меняем. Несколько раз в больших залах я пытался изменить длину разбега, но уже поздно менять внутренние Машины стереотипы движений в разбеге, не навредив прыжку. К счастью, это помогло нам найти свой стиль, свой способ прыжков.

– В ваших глазах Маша – новый эталон?
– Да. Мне больше всего нравятся Машины прыжки (улыбается). Если бы я сейчас начинал, я бы копировал с Маши.

– В чём её особенность? Почему именно она – олимпийская чемпионка?
– Это сочетание воспитания, привычек из детства и таких качеств, как целеустремленность, желание быть первым, усидчивость, воспитанность, послушание – это у Маши с детства. Если старший сказал сделать пять раз, например, она сделает пять, но не шесть и не четыре.

Тут и симбиоз, казалось бы, противоположных, но дополняющих друг друга вещей. Она внешне милая девушка. Бывает весёлой, бывает грустной, бывает задумчивой, но когда она выходит в сектор, перерождается в льва.

Маша никогда не зазнавалась, даже нет таких предпосылок и мыслей об этом. Она с уважением относится к старшим и с очень большим уважением относится к младшим спортсменам. То есть с какой бы стороны её ни характеризовать, она только положительная. И вот это всё складывается в одно – Маша – спортсмен, который идёт на соревнования и выигрывает их.

– Складывается впечатление, что она как очень хороший материал, из которого вы, как скульптор, создаёте некий шедевр.
– Да, я не мешаю ей расти, а она помогает мне работать с ней, но при этом и я расту вместе с ней. Она доверяет мне, даже в несуразных, казалось бы, вещах. Допустим, в конце сезона она прыгала 2,05 м. Но в первые дни нового сезона – это совсем другая Маша, когда для нас проблема прыгнуть 1,75 м. Но она всё равно доверяет мне и уже потом начинает прыгать выше и выше.

Помню, когда она ещё встречалась с будущим супругом, Владас пришёл на первую тренировку сезона и смотрит, как Маша прыгает. А потом мне говорит: «Геннадий Гарикович, наверное, что-то не то. Да? А она правда может два метра вот так прыгнуть?». А я отвечаю: «Подожди, всё будет» (улыбается).

– А каких-то конфликтов или споров не бывает на тренировках?
– Нет. Споры бывали раньше, когда Маша была помоложе. Но они ни в коем случае не касались нашей деятельности. Самые большие конфликты были, наверное, когда Маша бывала не в духе, а я у неё выпытывал, что случилось. Она говорит: «Геннадий Гарикович, не обращайте внимания, всё хорошо. У меня просто нет настроения». А я продолжаю спрашивать, пытаюсь сделать лучше, а получается как всегда (улыбается).

Допытываюсь, допытываюсь, и у неё нервы не выдерживают: «Геннадий Гарикович, я могу какому-нибудь постороннему улыбнуться и сделать вид, что всё хорошо. А вы для меня как родной человек, поэтому я такая, какая есть, и не притворяюсь, просто у меня настроения нет».

Материалы по теме
Ласицкене была на грани поражения. Но триумфально завершила сложнейший сезон
Ласицкене была на грани поражения. Но триумфально завершила сложнейший сезон

Как-то Машу спрашивали о нашей с ней работе, и она ответила, что никогда не притворяется, что у неё на душе, такая она и есть. Она привыкла к этому, и нам так комфортно. И я приспособился, в эту зону не лезу с вопросами. Бывает, и у меня настроения нет, но мы никогда не скандалили. Иной раз спрашивают, ругал ли я её когда-нибудь, а я говорю: «А за что её ругать?». И какая она была раньше, она такая же и осталась. И работаем мы как раньше – играючи. Выдумали вот эту игру, которая называется прыжки в высоту. Мы не занимаемся техническим видом, а играем вот в эти «назад-вперёд» и другие установки.

– Вы начали работать с Марией, когда ей было около 10 лет. В какой момент поняли, что она – будущая олимпийская чемпионка?
– Когда она училась во втором классе, я пришёл работать преподавателем в её школу. Маша была такая подвижная, тоненькая-тоненькая, и, когда мы играли во что-нибудь, она болела, прыгала и делала это изящно. И с определённого времени иногда я Маше начал назначать отдельные от класса тренировки. Она приходила, разминалась, и я индивидуально с ней занимался.

А до меня у неё в первом классе, а потом и в старшей школе преподавал мой коллега, а в будущем и мой очень хороший друг Хамидбий Хабасович Гудов. Он преподаватель с большой буквы, учитель физкультуры, и его школа много лет выигрывала городские Спартакиады. Вёл он секцию баскетбола, его девочки выигрывали город, и он мечтал, что Маша вырастет и с ней он выиграет республику. Но, к сожалению, его мечта осталась нереализованной, потому что Маша пошла немного по другому пути (улыбается). Однако Маша участвовала в городской стыковой игре, когда между школами играли, но она больше сидела на скамье запасных, и в критические моменты он её выпускал. Она немножко поиграет, потом снова сядет. Он её берёг, потому что впереди у неё на тот момент уже были юношеские Олимпийские игры.

Мария Ласицкене

Мария Ласицкене

Фото: РИА Новости

«Могу похвастать, что и в музыке у меня есть своя система»

– У вас есть увлечения, которые помогают отвлечься от спорта?
– Сейчас нет, тем более в это время. Когда у нас сбит привычный режим, когда у нас штиль, всё внимание на спорт. Для Маши тренировка заканчивается, она едет домой и отдыхает до следующей тренировки. А для меня в этот период всё наоборот – у меня тренировка идёт между её тренировками. Я постоянно просматриваю что-то, постоянно мыслю. Бывает так, что я всё наметил, что будем делать и какие установки. Приходит утро, и я думаю – ни в коем случае! Переделываем! Позже вспоминаю ещё какой-то момент и думаю – всё, это окончательный вариант. Еду на тренировку, в это время думаю и возвращаюсь к первому варианту. Бывает и такое. Мне нельзя расслабляться, и я не знаю, когда это случится. После Спартакиады в Челябинске стартов нет, и у нас месяц отдыха, а для меня это – жуткое время. Не знаю, куда себя применить, потому что полностью забыться я не могу, я боюсь это всё отпустить.

– У вас много примеров из музыки. Играете ли вы на каком-нибудь музыкальном инструменте?
– Да, раньше я это обожал. Музыка – это отдельная история. Я в детстве мечтал научиться играть на гитаре, так как мой брат, который на восемь лет меня старше, играл в школьном и городском ансамблях, играл на танцах. А раньше на танцах была целая жизнь, многие вопросы решались именно там. Встречи, расставания, эмоции – всё происходило на танцах.

После 10-го класса брат поступил в военное училище, стал лётчиком, а я мечтал научиться играть как он. Мой старший брат был и остаётся для меня примером. Не зря я говорил о подражательной системе, которая работает с подсознанием, минуя сознание. Я настолько мечтал научиться играть на гитаре, что включал музыку, брал гитару и, не умея играть, подражал, будто это я играю. И однажды брат приехал в отпуск и показал мне три аккорда. Я настолько был одержим этим, что, когда он через полгода снова приехал, я уже снимал некоторые песни The Beatles и играл их. Более того, я к тому времени к трём песням сочинил свой текст и пел их. Это «Come Together» и «It’s Only Love» Джона Леннона и песня «Let It Be» Пола Маккартни. На первые две я сам придумал текст, а на третью в журнале «Мелодия» нашёл песню «Две копейки», которую исполняет Миронов в каком-то художественном фильме. Я взял эти слова, мелодию «Let It Be» – и получилось! На следующий же день я с гитарой пришёл в школу, сыграл эту песню, всем понравилось, и мы всем классом её пели.

Потом я подумал, как же люди играют соло, какая там система? А я же самоучка, не знаю ни нотной грамоты, ничего. Мне начали объяснять, но я в этом ничего не понимал. Поэтому придумал свою систему на основе показанной мне пентатоники и начал играть на соло-гитаре. По этой системе научил и своего племянника, и он стал соло-гитаристом у себя в одной музыкальной группе.

Так что могу похвастать, что и там у меня есть своя система (улыбается). И, кстати, там тоже определённые установки закладываются, при их выполнении в подсознании идёт именно то, что нужно – аппликатура, моторика.

Я люблю играть на соло-гитаре. Мне посчастливилось два года поиграть в ВИА «Ритмы молодости» городского дворца культуры, на тех же танцах, что и мой брат. А в дальнейшем много лет играл в другой группе. Давно это было.

Наши городские музыканты каждый год 1 октября отмечают день музыки. Там есть инструменты, каждый берёт, играет, и получается такой сейшен. Мне тоже захотелось, я взял соло-гитару и под минусовку композиции Ричи Блэкмора, тряхнул стариной. В интернете есть видео. Кажется, это было в 2017-м.

Мария Ласицкене

Мария Ласицкене

Фото: РИА Новости

«Маша была готова выступать на чемпионате мира»

– В этом сезоне Маша прыгнула на два метра два раза – это только из-за психологии? Могла бы она прыгнуть выше, если бы её выпустили?
– Если бы во время этого штиля можно было позволить разгуляться буйному ветру, то Маша бы вошла в эту струю. Она была готова ехать на международные старты. Она была готова выступать на чемпионате мира в Юджине, на чемпионате Европы. Но, к сожалению, она осталась в штиле.

Кстати, почему на чемпионате России в Чебоксарах я Маше порекомендовал взять высоту 2,04 м. По правилам соревнований тот, кто один остаётся, имеет право брать любую высоту. Мы раньше два-три раза даже ставили 2,10 м, пропуская высоты, которые Маша могла бы преодолеть. И в Чебоксарах у меня были свои амбиции прыгнуть именно 2,04 м, а у Маши — свои. У меня была цифра 2,04 м, потому что это результат Олимпийских игр в Токио, и были мысли, чтобы она повторила свой олимпийский рекорд. А Маша была вдохновлена выступлением Анжелики Сидоровой, которая очень хорошо прыгнула за день до этого, а Анжелика – её очень хорошая подруга. Они друг за друга болеют.

Материалы по теме
«Было больно кричать». Мария Ласицкене выиграла чемпионат России со слезами на глазах
«Было больно кричать». Мария Ласицкене выиграла чемпионат России со слезами на глазах

Даже был один момент в финале Бриллиантовой лиги, когда Маша должна была на следующий день прыгать, а у нас есть правило, что перед стартом никаких просмотров соревнований, никаких эмоций – нужно беречь себя. И я ей сказал, чтоб она не ходила на стадион, она ответила: «Да, конечно, я не иду». А мы с нашим менеджером Ольгой Назаровой пошли болеть за наших ребят и, в частности, за Анжелику Сидорову. Мы поболели, а потом стоим и ждём, когда же Анжелика выйдет, и тут она выходит вместе с Машей. Она, оказывается, тоже сидела и болела. И после этого прыгнула 2,05 м. То есть взрослым людям иногда можно отклониться от этих ворчаний старика (улыбается), чтобы это было на пользу. Так что Анжелика всегда вдохновляет Машу — и наоборот.

– Взять 2,10 и установить новый мировой рекорд реально?
– В то время, когда Маша прыгала по 2,06 м, один раз на 2,10 м она достаточно хорошо полезла. Я много размышляю, конечно, на этот счёт. Здесь уже идёт «если бы да кабы», но если бы всё было хорошо…

Когда пандемия закончилась, а нас всё равно не выпустили, Маша очень сильно сдала, потом трудно-трудно было до самой Олимпиады, а ещё и травма. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – из-за всего этого мы нашли новую установку, которая идёт сейчас. И вот с теми наработанными установками, если бы всё это и дальше пошло, я думаю, это было бы. Честно говоря, в душе уже мечтал об этом.

– А вы с Машей говорили об этом?
— Никогда. Мы эту тему не затрагиваем. На нас с Машей цифры очень плохо действуют. Самый главный психологический момент – нужно идти на соревнования с элементами сомнения. Казалось бы, нужно быть уверенным, но нет. По моему принципу противоположностей, чем больше сомнений – тем больше чудеса. Если Маша идёт с сомнениями, она прыгает 2,06 м, если Маша идёт, думая, что результат там будет больше, то прыгает хуже.

Мария Ласицкене

Мария Ласицкене

Фото: РИА Новости

«В этой ситуации трудно верить в хорошее»

– В России сейчас есть девочки, которые могут составить конкуренцию и перенять победную эстафету у Маши?
– Не могу ответить на этот вопрос. Но хотелось бы видеть сильных конкуренток. Спиридонова Наташа – очень хорошая девочка, Мария Качанова, Татьяна Ермаченкова и другие. Это молодые девочки, которые вполне могли бы. А у Ермаченковой вообще такая пружинка, мне очень нравится, как она попадает в себя. Очень хорошая девочка. Просто, видимо, каждому спортсмену нужно дождаться своего времени, когда пойдёт. И наверняка есть талантливые девчата, которых мы просто пока не видим, которые растут.

Мне сложно говорить, потому что я абстрагировался от всего. Но были моменты, когда консультировал других спортсменов. Ко мне приезжала Лиза Матвеева из Казахстана, меня попросили с ней поработать. И результат получился у неё. Она приехала с потолком 1,75, а уехала 1,80. Тут же прыгнула 1,82 в Казахстане, а через месяц-полтора после того, как мы позанимались, она выиграла с 1,84 Азиатские игры — это приятно. И я работал именно по своей системе.

– А из парней к вам кто-то подходил?
— Были моменты, когда подходили ребята и спрашивали, можно ли заниматься стабильно. Мне пришлось извиняться, так как я постоянно в разъездах. Когда Лизу Матвееву прислали, специально выгадали месяц, когда я буду здесь.

Мне самому интересно, как это работает. Да, каждый человек выбирает алгоритм движений в зависимости от его антропометрических качеств, и у каждого будет свой потолок, но я уверен, что работа с подсознанием даст в стрессовой ситуации больший результат, нежели осмысленная работа.

– Насколько в финансовом плане изменилась ситуация в этом году из-за того, что Маша не может выступать на международных стартах?
– Конечно, из-за отсутствия зарубежных стартов у спортсменов есть финансовые потери. Потому что Бриллиантовая лига и другие зарубежные турниры являются одним из способов зарабатывания денег. Терять это не очень приятно. Не хочется считать чужие деньги, но ясно, что, хоть спортсмены и как художники, которые пишут для души, коммерческие старты на то и коммерческие, даже название об этом говорит, тут уже никуда не денешься. Жалко, конечно.

Материалы по теме
«Выигрывать надо. Тогда будет, что кушать». Интервью с чемпионом Европы по лёгкой атлетике
«Выигрывать надо. Тогда будет, что кушать». Интервью с чемпионом Европы по лёгкой атлетике

И в этой ситуации, чтобы картина дальше писалась, чтобы было вдохновение, нас спасает намеченный маячок – это 2024 год. Всё остальное непредсказуемо и не может обсуждаться. В хорошее верить трудно, но маячок этот есть.

Комментарии