— Как оцените проведение Кубка Европы?
— Ну, мы же любим гулять по-взрослому. Вот это по-взрослому и было. Такого Кубка Европы больше не будет никогда.
— Что скажете о трассах? Уже удалось покататься?
— Я первый раз проехал по соревновательной трассе, а до этого два дня специально был в Альпах, чтобы ощущения от того, как это будет, были свежее. Хочу сказать, что наша трасса – это очень высокий стандарт. Может быть, я и субъективен, но это очень круто. 5,5 км с самого верха и до зоны финиша – это длинная трасса. Даже по альпийским стандартам. Перепад высот и профиль трассы очень сложные.
Мы думали, что этот Кубок Европы будет как первый блин комом. Здесь же всё делалось с колёс, в последний момент провели электричество, дорогу, искусственный снег завозили. И то, что всё прошло на таком высоком уровне, само по себе заслуживает самых лестных оценок, и низкий поклон всем, кто своими руками всё это сделал.
В частности, например, женский скоростной спуск Бернард Русси, видимо, спроектировал специально для того, чтобы женщины там бились, потому что только женоненавистник мог такую трассу спроектировать. Там сразу после трамплина достаточно крутой поворот и резкий спуск вниз. То есть поворачивать будут в воздухе. Наверное, женщины как-то умеют это делать, но я не стал, бочком съехал. То есть уровень трассы очень хороший и отвечает самым лучшим стандартам. Авторитетно вам говорю, что здесь кататься интересно.
Вот для продвинутых любителей, к которым я причисляю себя и своих друзей, здесь есть куски, на которых надо притормаживать. Так просто съехать вразвалочку невозможно. Это, кстати, является ещё одним впечатлением, потому что мы понимаем, что для того, чтобы здесь было массовое катание, нужно сделать побольше более лёгких трасс для людей, которые просто любят кататься, которые не являются продвинутыми любителями или полупрофессионалами, а просто чайники. Им хочется прокатиться, посидеть на солнышке, выпить глинтвейна. Тут, конечно, мы будем добавлять.
— Отсутствие зрителей объясняется требованиями безопасности. К проведению Кубка мира этот вопрос реально будет решить?
— Давайте не будем портить праздник. Всё-таки соревнования прошли на очень высоком уровне, получили высочайшие оценки, у всех хорошее настроение, погода отличная, состояние трасс великолепное. Просто не хочется сегодня говорить о конкретных проблемах. Вообще мы думали, что этот Кубок Европы будет как первый блин комом. Но пробовать-то нужно. Здесь же всё делалось с колёс, в последний момент провели электричество, дорогу, искусственный снег завозили. И то, что всё прошло на таком высоком уровне, само по себе заслуживает самых лестных оценок, и низкий поклон всем, кто своими руками всё это сделал. Есть много моментов, которых мы пока просто не знаем. Мы никогда не принимали столько гостей, туристов, поэтому такие колоссальные меры по секьюрити. Понятно, что они выглядят немного одиозно, скажем так, не настолько гостеприимно, как хотелось бы. Они нужны, с этим никто не спорит, но на многих ведущих курортах с этой проблемой научились справляться более деликатно. Мы обучаемся, как это делать. Как принимать гостей, как запускать соревнования. Городским властям тоже придётся учиться, правоохранительным органом придётся научиться улыбаться, снимать вот это лицо, «не терпящее отлагательств». Они должны в толпе туристов найти террористов, а они пытаются из толпы террористов выделить того, кого сегодня можно пустить. То же самое касается различных проверок, требований и прочих стандартов. Вот эти подъёмники сертифицировать трудно было, ну не было у нас подъёмников такого уровня, только сейчас начали строить, поэтому и технические специалисты не так готовы. Мы сами видим много вещей, которые нужно доделывать. Например, будет расширение курорта, появится ещё столько же трасс, сколько уже есть сейчас.
Мы с самого начала не смотрели на этот проект, как на высоко рентабельный, как говориться, будет концы с концами сводить – и слава богу. Всё-таки курорт «Роза Хутор» – это наша визитная карточка. Когда сюда будут приезжать люди, они должны помнить, что наша, российская компания «Интеррос» построила такой курорт и сюда можно приехать и отдохнуть.
На данный момент работает около 40 км трасс, в течение 5-6 лет их будет порядка 80 км. К Олимпиаде будет 60 км, потом ещё доберём.
— В Европе не так много курортов такого уровня, созданных буквально на пустом месте. Расскажите, каково это было, создать такой курорт с нуля?
— Мы иногда между собой шутим, что если бы мы, когда всё это в 2002 году начиналось, когда появилась первая идея, знали бы, что праздник открытия состоится только в 2011, то, наверное, бросили бы всё. Но глаза боятся, а руки делают. Конечно, начинать с нуля – это всегда непросто. В большинстве стран с высокой горнолыжной культурой, где много туристов, где уже десятилетиями на этом зарабатывают и живут целые города, к этому просто другое, более продвинутое отношение. Там больше помогают, выделяют землю, строят дороги, инфраструктуру подтягивают. Здесь же как получилось. Инвесторы, причём, не только мы, а и другие тоже, сначала начали строить, и только потом государство и местные власти стали помогать с инфраструктурой и со всем остальным. Однако жаловаться не приходится, потому что у нас медленно запрягают, но уж как только запрягли… Вот например, дорогу к зоне финиша построили всего за год. Это подвиг, потому что такую дорогу в Альпах строили бы года три. Так что с одной стороны со всякими разрешениями, которые, казалось бы, за три месяца можно сделать, по два года мучаемся, а с другой стороны дорогу, которую нигде бы не построили, здесь взяли, и построили. Всё как в России. Бумажку два года выбиваешь, а какую-то вещь, за которую не один европеец в здравом уме и трезвой памяти даже не возьмётся, наши делают, и в итоге вы сюда сегодня приехали по этой дороге.
— Как бизнесмен вы хотя бы задумывались о сроках окупаемости ваших вложений в этот проект?
— Если честно, то я больше забочусь о том, чтобы курорт был рентабельным, потому что считаю, что все убыточные проекты депрессивны. Люди там работают без удовольствия, поэтому курорт должен зарабатывать деньги на своё существование, на амортизацию, на развитие. Мы с самого начала не смотрели на этот проект как на высоко рентабельный, как говорится, будет концы с концами сводить – и слава богу. Всё-таки курорт «Роза Хутор» – это наша визитная карточка, я хотел бы, чтобы это была визитная карточка «Интерроса». Когда сюда будут приезжать люди, они должны помнить, что наша, российская компания «Интеррос» построила такой курорт и сюда можно приехать и отдохнуть. Вы знаете, это тоже важно, в том числе с точки зрения репутации компании, которая взялась, и в чистом поле всё это сделала. Согласитесь, это круто.
Я не люблю, когда говорят, что вместо Европы люди должны ехать сюда. Просто те, кто любит кататься, ездят на лучшие европейские курорты, они обязательно захотят разок-другой приехать сюда, потому что здесь тоже круто. Поэтому должно быть не «вместо», а «в дополнение».
— А что ещё нужно сделать для того, чтобы русские горнолыжники отказались от поездок в Европу?
— Для этого ничего не нужно делать. Наоборот, люди должны продолжать ездить туда, куда и раньше ездили. Я не люблю, когда говорят, что вместо Европы должны ехать сюда. Просто те, кто любит кататься, ездят на лучшие европейские курорты, они обязательно захотят разок-другой приехать сюда, потому что здесь тоже круто. Поэтому должно быть не «вместо», а «в дополнение». Другое дело, что много людей просто никогда не ездили за границу, у кого-то языковой барьер, для кого-то дороговато, и так далее. Но я хочу, чтобы люди сравнивали и понимали, что у нас тоже здорово.
— Что будет с ценами?
— Кстати говоря, о ценах. Предполагается, что скипассы у нас будут стоить значительно дешевле, чем в Европе, это уже привлекательный момент, плюс к этому и гостиницы будут дешевле. Сейчас единственное узкое горлышко – сюда доехать дороже, чем до Европы, но это уже вопрос к государству. Если мы хотим, чтобы отдых здесь был доступным, тогда помимо того, чтобы стимулировать инвесторов к разумной ценовой политике, нужно стимулировать и тех, кто занимается тарифной политикой. А то получается, что здесь в два раза дешевле отдохнуть, но в два раза дороже долететь.