Род Лэйвер против Пита Сампраса и Роджера Федерера
Андрей Андреев
Комментарии
"Чемпионат.ру" продолжает рассказывать о величайшем австралийском теннисисте Роде Лэйвере. Мы попытаемся сравнить его достижения с успехами современных звёзд АТР.

Спорить о том, кто является лучшим теннисистом всех времён и народов, – любимое занятие теннисных болельщиков и журналистов, которые, зачастую в угоду своим любимцам, придумывают всё новые голосовалки и новые критерии. Кому-то нравится подсчитывать общее количество выигранных турниров, кому-то – заработанные призовые или количество недель, проведённых в ранге первой ракетки мира. Но ни один из этих критериев не дает однозначного ответа на вопрос: кто самый-самый?

Возьмите огромное желание, добавьте к нему несчётное количество того, что мы называем талантом, сделайте поправку в 10% на то, что это левша, добавьте к этому душевное отношение и огромный аппетит к соревнованиям, и вы получите теннисного гения – Рода Лэйвера.

За последние годы сильно выросла репутация турниров «Большого шлема», которые зачастую являются и главным аргументом в спорах типа «who is who». 14 титулов «Большого шлема» Пита Сампраса и 13 мейджеров Роджера Федерера, казалось бы, делают их главными претендентами в споре на звание самого великого игрока в теннис. Опросы последних пяти лет убеждают в лидерстве Федерера. Что неудивительно, если учесть, что 4,5 года из них швейцарец был первой ракеткой мира.

Но надо иметь в виду, что на «лидерстве» Федерера в опросах болельщиков и рассуждениях журналистов, безусловно, сказывается «эффект близости событий»: все, кто голосует сегодня, видел игру Федерера, кто-то не застал на кортах Сампраса, мало кто имел возможность наблюдать за теннисом, например, Беккера, Лендла или Коннорса. А уж игру Рода Лэйвера, единственного в истории двукратного обладателя «Большого шлема» (1962 и 1969), помнят совсем немногие.

К сожалению, сегодня имя Лэйвера с его 11 титулами «Большого шлема», многочисленными победами в Кубке Дэвиса и огромным количеством других турниров частенько отодвигается на второй-третий план. Что не совсем, на наш взгляд, справедливо. Если брать ту же статистику, то надо обратить внимание на то, что оба «Больших шлема» и три других титула завоёваны за очень короткий игровой промежуток времени: Лэйверу было 22-24 года во время первой серии из шести «больших» побед, а затем в 30-31 он добавил в свой послужной список ещё пять мэйджеров.

Выиграв в 1962 году «Большой шлем», Лэйвер в расцвете сил ушёл в профессионалы и был лишён возможности играть турниры из серии «Большого шлема» с 1963 по 1967 год. Можно только гадать, сколько из этих 16 «пропущенных» турниров он мог бы выиграть, находясь на пике физических и творческих возможностей. Пять? Восемь? Десять? Думается, вполне достаточно, чтобы стоять сейчас впереди Сампраса и Федерера по этому показателю.

Очевидцы, например Анна Дмитриева, говорят, что «в 1962 году Лэйвер заиграл так, словно до него вообще никто не умел играть». Анна Владимировна внимательно наблюдала за многими выступлениями Рода Лэйвера, но посетовала, что весьма трудно рассказать обо всех достоинствах его игры. «Если сказать, что он бьёт из любого положения в любое место, искусно варьируя скорость полёта мяча и его вращения, что умеет полностью сконцентрироваться на игре, что его работа ног идеальна, а вторая подача не менее опасна, чем первая, что, будучи левшой, он использует все преимущества левши, – это всё равно не даст полного представления о виртуозной игре Лэйвера.

За последние годы сильно выросла репутация турниров „Большого шлема“, которые зачастую являются и главным аргументом в спорах типа „who is who“. 14 титулов „Большого шлема“ Пита Сампраса и 13 мейджеров Роджера Федерера, казалось бы, делают их главными претендентами в споре на звание самого великого игрока в теннис.

Я никогда не видела теннисиста более быстрого, чем Лэйвер; мячи, которые он доставал, для всех остальных были абсолютно безнадёжными, из труднейших положений он умел отвечать неожиданно, резко, но всегда на необходимой грани обдуманного риска… В его игре как бы сконцентрировано всё лучшее, что привнесли в теннис его знаменитые предшественники».

Американский журналист Джоэл Дрюкер попытался описать австралийского теннисиста так: " Возьмите огромное желание, добавьте к нему несчётное количество того, что мы называем талантом, сделайте поправку в 10% на то, что это левша, добавьте к этому душевное отношение и огромный аппетит к соревнованиям, и вы получите теннисного гения – Рода Лэйвера".

Один из главных соперников и партнёр по сборной Австралии Джон Ньюкомб – ещё одна теннисная легенда – выразился короче: «Большинство из нас молят Господа Бога за наши великолепные удары. А Роду они были дарованы свыше».

Когда пытаются представить себе идеального игрока, то у каждого чемпиона берут его главные «козыри», например у Курта Нильсена – мощную подачу, у Вильгельма Бунгерта – стремительный удар справа, у Кена Розуолла – безошибочный удар слева, у Роя Эмерсона – идеально направленный удар с лёта, у Лью Хоада – непринуждённый удар с полулёта, у Мануэля Сантаны – коварную и неожиданную свечу. Феномен же Рода Лэйвера заключался в том, что Рокхэмптонская Ракета прекрасно владел всеми перечисленными компонентами теннисной игры, но не переставал их совершенствовать на протяжении всей карьеры. Поэтому у очевидцев его игры часто создавалось впечатление, что он может догнать любой мяч и послать его из любой части корта куда угодно.

Поклонники Лэйвера считали, что их любимец и так выиграл всё, о чем только может мечтать теннисист, что равных ему в мире любительского тенниса не было, и поэтому согласились с его стремлением утвердить себя лучшим в мире. А для Лэйвера действительно ничего, кроме тенниса, в мире не существовало. Сам Род Лэйвер в предисловии к своей книге «Как побеждать в теннисе» пишет: «Если же вы увлеклись теннисом всерьёз и чувствуете, что способны провести на корте 22 000 часов, то у вас есть шансы догнать и победить меня. Правда, мне к этому времени будет уже около 70. Я затратил эти 22 000 часов, и отдача превысила мои надежды. Не знаю, был ли первый миллион ударов самым трудным, но твёрдо уверен, что именно этот период доставил мне много радости».

В жизни большинства теннисистов есть матч, который становится переломным в их спортивной карьере. Для Рода Лэйвера таким матчем стал поединок второго круга Уимблдона-1959 с Куртом Нильсеном. Хотя встреча не раз прерывалась из-за дождя, Лэйвер одержал над одним из тогдашних фаворитов неожиданную для многих победу в трёх драматических по накалу сетах. Именно после этого выигрыша Род Лэйвер из старательного новичка-аутсайдера превратился в яркую восходящую звезду. С каждой последующей встречей крепла его уверенность в себе, он легко побеждал соперника за соперником и лишь в финале проиграл американцу перуанского происхождения Алексу Ольмедо.

Финал Уимблдона открыл путь к будущим победам. Через полгода Лэйвер выиграл свой первый большой турнир – открытый чемпионат Австралии, затем ещё дважды играл в финале Уимблдона, а в 1962 году Роду уже не было равных, и год закончился его полным триумфом.

Сегодня большой теннис живет по законам шоу-бизнеса и вовсю продвигает нынешних героев, которые помогают «ковать железо, пока горячо», организаторам этого бизнеса, ставящим «Большие шлемы» во главу угла этого шоу.

В последние годы в профессиональном теннисе многократно увеличилась роль денег. Смешно сравнивать заработки Лэйвера (в его годы 200 000 за год были рекордной суммой) с призовыми Сампраса, Федерера или Надаля. Но сам Род Лэйвер, будучи в своё время самым высокооплачиваемым теннисистом в мире, говорил: «Молодой теннисист должен сражаться, испытывая настоящую любовь к самой игре, а не к той награде, которую она сулит. В ином случае давление награды может принести игре только вред».

Сегодня большой теннис живет по законам шоу-бизнеса и вовсю продвигает нынешних героев, которые помогают «ковать железо, пока горячо», организаторам этого бизнеса, ставящим «Большие шлемы» во главу угла этого шоу. Есть разные версии появления термина «Большой шлем» в теннисе, которым уже 70-75 лет, но нет в мире другого теннисиста, которому удалось выиграть «Большой шлем» дважды. 40 лет назад это сделал Род Лэйвер.

Читайте первую часть материала о Роде Лэйвере здесь: 40 лет «Большому шлему» Рода Лэйвера.

Комментарии