На корте с Андреем Смоляковым
«Чемпионат»
На корте с Андреем Смоляковым
Комментарии
Известный российский артист Андрей Смоляков давно неравнодушен к теннису. Материал об известном актёре театра и кино предлагает журнал Tennisweekend.

Народный артист России и завсегдатай любительских теннисных турниров Андрей Смоляков — один из самых востребованных актёров отечественного кино. В его фильмографии около 60 картин (достаточно вспомнить хотя бы некоторые из сериалов, в которых он снялся: «День рождения Буржуя», «Следствие ведут знатоки», «Дети Арбата», «Штрафбат», «Исаев»). Завзятым театралам тоже не надо объяснять, кто таков Смоляков.

Каких-то учителей, наставников у меня не было. Если не считать одну довольно пожилую даму, которая часа два учила меня уму-разуму, когда я пришёл постучать о стеночку на корты дворца спорта «Дружба», что в Лужниках. Причём свои советы она давала исключительно по собственной доброй воле.

В 2002 году Андрей стал обладателем премии К.С. Станиславского и премии экспертного жюри «Московская премьера» за роль Брюскона в спектакле «Лицедей» Т. Бернхарда, а в 2004-м — лауреатом Государственной премии РФ в области театрального искусства за исполнение ролей классического и современного репертуара.

Андрей прошёл классическую школу актёрского мастерства. Вначале поступил в знаменитую «Щуку», училище имени Б. Щукина, а на третьем курсе перевёлся в ГИТИС, в мастерскую Олега Табакова, которую благополучно окончил в 1980-м. Госпожа Удача недолго томила молодого артиста невниманием. Известность к нему пришла ещё в студенческую пору, когда он блестяще сыграл свои первые спектакли в Театральной студии на улице Чаплыгина – «Прощай, Маугли!» (главная роль) Р. Киплинга и «Две стрелы» (Человека боя) А. Володина. Мэтр российской сцены Олег Табаков, под руководством которого Смоляков работает в его театре-студии с 1986 года, говорит о нём так: «Андрей из наших ветеранов, из эпохи, обозначенной „Маугли“ и „Двумя стрелами“. Те его достижения не забылись со временем. В них была какая-то самоценность. Он сделал заявку на будущее и эту заявку подтвердил. Природа отпустила ему много даров, внятное сценическое обаяние, превосходную пластику. Ему не надо отстаивать свои позиции в театре. Они у него крепки и надёжны».

В середине ноября в МХТ имени А.П. Чехова прошла премьера «Иванова», где Смоляков исполнил главную роль. Работа, по словам самого Андрея, очень серьёзная, и, естественно, в предпремьерное время ему было не до развлечений в любом виде, включая теннис, давнишним поклонником которого он является. Но в короткой беседе корреспонденту Tennisweekend актёр всё же не отказал.

К теннису Смоляков пристрастился в начале 80-х, что никак не связано с модой на игру. «Ристалища на кортах тогда не были распространены так широко, как сейчас, – рассказывает он. – Получилось же всё очень просто. Теннис давно был мне интересен. И вот однажды я взял в руки ракетку и стал осваивать азы. Потихонечку стало получаться. Наверное, спортивное прошлое помогло. Каких-то учителей, наставников у меня не было. Если не считать одну довольно пожилую даму, которая часа два учила меня уму-разуму, когда я пришёл постучать о стеночку на корты дворца спорта „Дружба“, что в Лужниках. Причём свои советы она давала исключительно по собственной доброй воле».

Про спортивное прошлое Андрей сказал не ради красного словца. В детстве он окончил специализированную волейбольную школу в Подольске. Играл на позиции распасовщика, связующего, что, учитывая относительно невысокий рост актёра (182 сантиметра), было для него оптимальным местом на площадке. Волейбол актёр обожает по-прежнему и считает, что пять лет, потраченные на ежедневные тренировки, даром не прошли.

Кино выматывает тем, что съёмочная смена может длиться несколько часов подряд, в последнее время – так и все десять. В процессе съёмок возникают паузы минут на 30-40, и если сцена психологически напряжённая, драматическая, то ты пытаешься удерживать в себе соответствующее состояние. Работёнка на износ.

«Мне помогает не только физическая подготовка, но и спортивная психология, – рассуждает Андрей. – В плане нагрузок, перегрузок и всего остального у нас просто сумасшедшая профессия. За спектакль „Смертельный номер“ я терял килограмма три. А на премьерном просмотре „Лицедея“ и того больше – около семи килограммов. Это меня очень сильно удивило и даже испугало. Когда я подошёл к зеркалу, то буквально пытался „найти себя за шваброй“. Кино выматывает тем, что съёмочная смена может длиться несколько часов подряд, в последнее время – так и все десять. В процессе съёмок возникают паузы минут на 30-40, и если сцена психологически напряжённая, драматическая, то ты пытаешься удерживать в себе соответствующее состояние. Работёнка на износ».

Лучший способ восстановления тут спорт. Если спектакль заканчивается не слишком поздно, актёр идёт поплавать в бассейн или сыграть партию-другую в теннис. Сейчас в силу занятости Андрей, к собственному сожалению, выбирается на корты редко. В основном это происходит на турнирах «Большая шляпа», за что он искренне благодарен его организаторам. Несколько лет назад, дебютируя на турнире, они с Маратом Башаровым составили замечательную пару, производившую фурор не только теннисом добротного качества, но ещё и милым лицедейством.

«С Маратом, увы, уже года четыре, наверное, не выступаем, – признаётся Андрей. – А вот после того как впервые объединились с ним в пару, играли вместе довольно долго. Марат, считаю, больший дока в теннисе, чем я. Хотя на том, чтобы кровь из носа достичь какого-то результата, мы никогда не зацикливались. Игра для нас всегда была и остаётся лишь игрой. Мы по ходу матча позволяли себе разные дурачества, веселили публику и себя».

При случае Смоляков с удовольствием наблюдает игру теннисных профи – воочию, если представляется такая возможность, или по телевизору. В этом году даже выбрался на Уимблдон.

По мне, так женский теннис гораздо интереснее мужского, – признаётся он. – Вот когда говорят, что матч – это спектакль с непредсказуемым финалом, это больше относится именно к игре, демонстрируемой представительницами прекрасного пола.

Смотрел полуфиналы, в которых Елена Дементьева и Динара Сафина уступили сёстрам Уильямс. «По мне, так женский теннис гораздо интереснее мужского, – признаётся он. – Вот когда говорят, что матч – это спектакль с непредсказуемым финалом, это больше относится именно к игре, демонстрируемой представительницами прекрасного пола».

О своём теннисном уровне актёр довольно скромного мнения, иронично заявляет: «Мне запретили произносить вслух, что я играю в теннис. Но всё же я могу достаточно длительное время перебрасывать мяч через сетку и составлять приличную компанию товарищам. Конечно, с Маратом Сафиным на один корт я не выйду, но на соседнем с удовольствием постою – в качестве достойного партнёра».

Кстати, лучшим партнёром Андрей считает того, кто способен получать радость от игры. И это вполне резонно.

Комментарии