Гаэль Монфис – блудный сын Франции
Роман Семёнов
Гаэль Монфис – блудный сын Франции
Комментарии
Гаэль Монфис, который посеян на этой неделе в Йоханнесбурге под первым номером, является, возможно, лучшим атлетом в ATP-туре. Но может ли этот атлетизм приносить большую пользу?

Гаэль Монфис привлекает внимание. Его одежда кричащая и бросающаяся в глаза, его волосы неприрученные и дикие. Татуировки усеивают его руки, а тело блестит от пота, подмечает известный теннисный журнал DEUCE.

Он был молод и, наверное, совершал какие-то ошибки, но он каждый день пытался продвинуться вперёд, научиться чему-то новому и совершенствоваться. По моему мнению, именно поэтому он так часто менял своих наставников. Он всегда искал чего-то большего.

Во время игры он передвигается по корту как Зорро, поражая мяч ракеткой, словно в его руках меч. Проблема на линии с противоположной стороны – и Монфис должен пролететь через весь корт, чтобы справиться с этим. Он прибывает ровно в тот момент, когда мяч едва не совершает второе касание корта, но форхендом умудряется послать мяч обратно, как будто это бумеранг.

Однако проблема не решена. Мяч возвращается, и мы видим другого Монфиса, скользящего по площадке, словно лёд по поверхности раскалённой плиты. Следующий вызов – укороченный удар, и Гаэль совершает турбоускорение, чтобы успеть добежать до мяча и перебросить его через сетку, снова и снова.

Планы разрушены, и его соперник допускает фатальную ошибку – он бросает свечу. Монфису это нравится. Смеш поражает как удар молнии, и после приземления на землю француз извергается рёвом, пугая окружающих. Толпа ликует, видя, как Гаэль молотит по своей груди. Игра завершена.

Его глаза широко раскрыты, и он смотрит прямо на меня. Он не моргает, и возникает чувство, будто вы пойманы в ловушку его завораживающего взгляда. Удовлетворённый, он снимает напряжение и начинает говорить настолько мягко, что его едва слышно.

«Я нуждался в перемене, – начинает 23-летний парень из беднейшего района Парижа. – Во Франции тренеры хотят всё идеальное. Они желают жёсткую схему, они хотят красоту. Это не про меня».

К данному моменту Монфис сменил множество тренеров, словно настоящий француз, разламывающий свежеиспечённый багет на маленькие кусочки, один за другим. Оливье Делетре (Olivier Delaitre), тренер французской федерации тенниса, был с ним в момент перехода от юниорских турниров к ранним фьючерсам. Он думает, что знает причину этого.

«Гаэль всегда был полон решимости и сосредоточен на игре, – говорит Делетре. – Он был молод и, наверное, совершал какие-то ошибки, но он каждый день пытался продвинуться вперёд, научиться чему-то новому и совершенствоваться. По моему мнению, именно поэтому он так часто менял своих наставников. Он всегда искал чего-то большего».

Французов не так уж легко впечатлить новым талантливым игроком. У них их было очень много: ди Паскуаль, Симон, Цонга и Гаске. Патрик Домингес, бывший технический директор ФФТ, видел их всех. Для него Монфис был особенным.

«Конечно, его физические способности были невероятными, но у него было особое желание, которое выделяло его на фоне других. Именно это произвело на нас впечатление в то время, и с тех пор он никогда не подводил нас».

Домингес сидит в первом ряду, наблюдая за тренировкой Монфиса. Это было похоже на любое другое очко, пока он мощно не сыграл справа, посылая мяч спарринг-партнёру. Теперь у Гаэля появился соблазн быстро пойти к сетке. Немедленно, без предупреждения, он выпрыгивает вперёд, словно пантера, и перехватывает удар своего партнёра ударом навылет, прежде чем мяч может перелететь через сетку. Домингес слегка улыбается, пока другие игроки с недоверием смотрят на невероятную демонстрацию необработанного спортивного таланта.

«Гаэль – кудесник мяча, – считает Домингес. – Как гарлемский путешественник (легендарный баскетбольный клуб „Гарлемские путешественники“. – Прим.), он любит шоу. Знаете, иногда он приезжает поиграть на „Ролан Гаррос“ вместе со своими друзьями, и они даже не знают, как играть в теннис. Но Гаэля это не волнует, он просто любит играть. Его энтузиазм привлекает людей».

От причёски и выбора ударов до тюнингованного автомобиля Монфис хочет быть особенным. Он не хочет, чтобы его сравнивали с другими. Он хочет быть только Гаэлем Монфисом. Но он также хочет и кое-чего большего – быть великим. И в июле 2008 года он мог услышать начинающееся тиканье часов.

Роджер Рашид был в Австралии, когда он получил звонок. Это было сразу после Уимблдона, и Монфис находился на другом конце планеты, прося его о помощи. «Гаэль, ты думаешь, что ты не справишься сам, тебе нужен помощник? – спросил Рашид. – Ты уверен, что ты готов к этому?»

Да, он был уверен. Уверен больше, чем когда-либо до этого. «Я хотел быть более твёрдым, – признаёт Монфис. – Я нуждался в чём-то сильном».

Если Рашид чего-то хочет, то Рашид этого добивается, и скоро у него были изнурённые ум и тело Монфиса. Годы тренировок Ллейтона Хьюитта утвердили его во мнении, что это необходимо для того, чтобы быть великим, и теперь с новой энергией он взялся за эту миссию. Назовите это «Проект „Гаэль Монфис“.

Он далёк от того, каким я хочу, чтобы он был. Через два года он будет зверем. Когда мы начали, я сказал ему, что потенциально он игрок первой пятёрки, но он должен быть в состоянии играть полный сезон.

»Он далёк от того, каким я хочу, чтобы он был. Через два года он будет зверем. Когда мы начали, я сказал ему, что потенциально он игрок первой пятёрки, но он должен быть в состоянии играть полный сезон. У него есть несколько невероятных физических качеств – его длинное тело, способность растягиваться и общая эластичность. Мы решили искоренить из его игры скольжение, потому что если он скользит, это значит, что он находится в защите. Теперь он делает это, может быть, один или два раза за матч".

«Я думаю, что это было отличной идеей, чтобы Роджер помогал ему, – говорит Домингес. – Роджер жёсткий парень, если дело касается тренировок, у него есть много хороших упражнений, чтобы направить энергию Гаэля в нужное русло. Но самая важная вещь – то, что Роджер понял: для того чтобы Гаэль улучшил свою игру, ему необходимо улучшить понимание игры».

«Первая вещь, которую я сказал ему, когда вышел из самолёта: „С этого времени ты стоишь здесь“, – говорит Рашид, указывая на заднюю линию. – Если вы посмотрите на его теннис до этого, то увидите, что он был защитным. Он может выиграть турнир „Большого шлема“ защищаясь? Нет. Он может выиграть турнир серии „Мастерс 1000“? Нет. Он должен больше играть в нападении, и у него есть оружие, чтобы делать это».

Поставив цель, австралиец должен был достичь её, не сломав в Монфисе дух воина. «Это [стиль игры] часть меня, – настаивает Гаэль. – Когда я нахожусь на корте, мой стиль игры – моя природа, мой инстинкт. Я люблю бегать. Когда я нахожусь на корте, мои родители всегда говорят мне, что моё передвижение является подарком Бога».

Другие игроки замечают улучшения в игре Монфиса. Его близкий друг и соотечественник Жо-Вилфрид Цонга впечатлён: «Гаэль теперь более последователен. Роджер помог ему лучше структурировать игру и показал ему, как можно продвинуться».

«Роджер помог мне стать более профессиональным, – признаётся Монфис. – Он любит работать, и он заботится о деталях».

На бумаге его результаты не выглядят экстраординарными: Гаэль Монфис победил Дениса Истомина 7:6 (7:3), 7:6 (7:2) в первом раунде в Малайзии [в 2009 году]. Но что не написано в протоколе матча, так это то, что Монфис прибыл в Куала-Лумпур только за час до того, как ему предстояло играть матч. Никакого отеля, никакого сна, никакой тренировки. Только 27 минут на разминку.

У него было прекрасное оправдание на случай проигрыша, и кто ему скажет что-нибудь? Три дня назад он одержал победу на турнире в Метце. Но Гаэль в Малайзии, и он хочет большего. Изнурённый и страдающий из-за сбившихся от перелёта биоритмов он бежит на всех парах. Однако он следит за каждым мячом, словно летающая вокруг корта хищная птица. Единственная проблема – Истомин знает, что Монфис готов не на 100 %, и он не прекращает свой расстрел на поражение.

И хотя он проигрывает, француз придерживается своего плана на игру, контролируя заднюю линию. Истомину удаётся попадать в линию каждым ударом. Француз позволяет сопернику сделать брейк, и у Дениса есть два сетбола на своей подаче. Это проверка на прочность Гаэля Монфиса. Он смотрит на Рашида, делает несколько глубоких вздохов и кивает головой вверх и вниз.

Он отказывается сдаваться, было проделано слишком много работы, слишком большие жертвы, он и Рашид вложили слишком много для того, чтобы сдаваться без борьбы. Как Рокки Бальбоа (герой Сильвестра Сталлоне из серии фильмов «Рокки». – Прим.) Монфис достаёт лучшие удары Истомина. Так или иначе, Гаэль делает брейк, но он слишком устал, чтобы радоваться, и вместо этого он поднимает голову и смотрит на Рашида. Никаких слов между игроком и тренером. В этом не было необходимости, один лишь взгляд, который Монфис бросил на Рашида, сказал намного больше, чем это могут выразить любые слова.

Последним матчем француза в 2009 году оказался трёхсетовый триллер против Новака Джоковича в финале «Мастерса» в Берси. Проиграв сет и уступая с брейком, он не видел никаких шансов, так хорошо играл его соперник. Тогда Гаэль собрал все свои силы, всю свою решительность и выровнял матч. Монфис проиграл встречу на тай-брейке третьего сета, но в тот день он завоевал уважение всех тех, кто когда-либо сомневался в его силе.

Монфис проиграл встречу на тай-брейке третьего сета, но в тот день он завоевал уважение всех тех, кто когда-либо сомневался в его силе.

Во многом Монфис – блудный сын Франции. Он имеет преимущество перед остальными – свой огромный талант, но Гаэль восстал против французского метода и уехал из страны. Однажды он мог бы вернуться в Париж, чтобы поднять над головой кубок мушкетёров, подарив Франции героя, которого она так отчаянно ждёт. Патрик Домингес думает так же: «Я думаю, что Гаэль будет тем парнем, который принесёт нам победу на турнире „Большого шлема“.

Монфис слушал людей, которые говорили ему, насколько он талантлив и сколько он имеет возможностей. Всё это увеличило давление и подняло ожидания на немыслимый уровень. Теперь они говорят о нём нечто другое. Теперь они говорят о том, каким жёстким он стал и насколько в нём много артистизма, чтобы развлекать публику. Монфису нравится это.

Комментарии