А БЫЛА ЛИ МАША?
Не повезло, конечно, организаторам парижского турнира с афишей, точнее, с лицами турнира. На плакате 19-го по счёту соревнования Open GDF SUEZ первоначально значились сразу три теннисистки – чемпионка Australian Open Ким Клийстерс, ещё одна бельгийка и экс-первая ракетка мира Жюстин Энен, а также лидер сборной Франции Араван Резаи. Но с момента утверждения афиши Энен объявила о завершении карьеры и, соответственно, не приехала на турнир. Из-за возникших проблем с WTA также временную паузу в выступлениях взяла и Резаи.
Казалось бы, спасение было найдено, когда неожиданно wild card на парижское соревнование попросила Мария Шарапова. Плакат в некоторых вариантах был переделан на дуэт Клийстерс / Шарапова. Но и выступление звёздной россиянки в столице Франции тоже до последнего момента было окутано завесой таинственности. Мария несколько раз переносила свою пресс-конференцию перед началом турнира, передавала журналистам извинительные сообщения, пока, наконец, в четверг, когда уже дальше тянуть было нельзя, снялась с соревнований, сославшись на полученную во время Кубка Федерации в Москве простуду.
Стадион Пьера де Кубертена удачно вписан в парижские улицы, и с непривычки его можно просто не заметить
Плакаты с Клийстерс, Резаи и Энен остались в истории
За спиной известного арбитра Кадера Нуни находится «иллюминатор», через который можно следить за событиями на первом корте прямо из коридора
Журналисты в пресс-центре задавались вопросом в духе романа Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» Утверждать, что Мария и вовсе не приехала в Париж, нельзя. Да, в комплекс имени Пьера Кубертена она точно не заходила, но, как говорится, была где-то рядом. На это указывают несколько фактов, в частности накануне вечером в теннисном центре появился новый наставник Марии швед Томас Хогстедт с ракетками, который пообщался о чём-то с представителями турнира. Да и как удалось узнать, водители в эти дни возили Марию несколько раз на находящийся неподалёку знаменитый «Ролан Гаррос», где тоже есть закрытые хард-корты. Как бы то ни было, но на дневную сессию четверга, которую традиционно открывали акробаты, веселящие публику, вместо Шараповой вышла местная теннисистка Стефани Коэн-Алоро, ставшая в итоге лаки-лузером.
БЕСПЛАТНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ
Кстати, развлекательная программа на турнире организована на высоком уровне. Акробаты на центральном корте работают в поте лица, веселят публику – раскидывают зрителям призы, пытаются подражать теннисисткам, в общем, улучшают и без того праздничный фон. В небольшом фойе для болельщиков организованы стенды фирм-спонсоров, на которых разыгрываются всевозможные призы. Болельщикам раздаются так называемые «колотилки» — надувные палки с логотипами спонсоров, введённые в моду французами ещё со времён знаменитого финала Кубка Дэвиса — 2002 Франция – Россия. Точек общепита предостаточно, очередей у них не бывает, а цены, не в пример московским, вполне демократичные, практически не отличающиеся от средних по Парижу.
Организаторы турнира до последнего момента рассчитывали на участие в соревнованиях Марии Шараповой
Эйфелева башня
Главную достопримечательность Парижа — Эйфелеву башню — можно приобрести во всевозможных вариациях
Проблема с питанием хорошо знакома журналистам, работающим на теннисных турнирах, проходящих в Москве – на Кубке Кремля и ранних стадиях Кубка Дэвиса и Кубка Федерации. Если не вдаваться в подробности, то цены в московском пресс-буфете, мягко скажем, не для среднего кармана. В Париже эта тема вообще закрыта – есть и ланч, и ужин, и большой ассортимент напитков, и всё это раздаётся обильно и абсолютно бесплатно. Только работай в своё удовольствие и ни на что не отвлекайся. Причём стоит напомнить, что призовой фонд турнира в Париже – $ 618 000, а показатели Кубка Кремля, где играют одновременно и мужчины, и женщины, до прошлого года были в три раза выше – суммарно $ 2 млн.
ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ
И тут обязательно нужно упомянуть, что к представителям прессы отношение на парижском турнире действительно как к четвёртой власти, а точнее, как к равноправным участникам процесса. Теннисистки играют, а журналисты своими теле-, фото-, радио-, интернет- и прочими материалами дают возможность узнать о соревновании как можно большему количеству болельщиков. Как говорится, интерес тут обоюдный, и по-хорошему так и должно быть всегда и везде. И неслучайно сектор для прессы на центральном корте расположен здесь на самом удобном месте – по центру, прямо за судейской вышкой. А если вдруг кому-то такой ракурс не понравится – с пропуском для прессы можно сесть абсолютно на любое место по периметру корта – что в ложе для игроков, для vip, для обычных болельщиков или для разнообразия подняться на галёрку. Проблем никаких не будет, даже если придёт хозяин этого места с билетом: вежливое «пардон муа» — и конфликт исчерпан.
Атмосфера на стадионе вполне уютная, можно сказать, домашняя – зрители приходят целыми семьями, очень много людей в годах, с многолетним болельщицким стажем – огромных почитателей Игры с большой буквы. Неслучайно теннисистки тепло отзываются о местной публике, способной по достоинству оценить элементы ультра-си, невзирая на принадлежность игрока к той или иной стране. Часто на галёрках появляются большие группы детей, тоже, так сказать, приобщающихся к прекрасному.
Теннисные стенды в холле стадиона
WTA и Gaz de France — главные организаторы турнира в Париже
Центральный корт
Любопытно здесь расположены две арены – центральный и первый корт разделены коридором, который проходит за спинками верхних рядов по одной из сторон главной арены, а со стороны первого корта этот коридор закрыт стеной с равномерно расположенными по ним круглыми окнами а-ля иллюминаторы. То есть можно одновременно наблюдать с этой позиции как за событиями на центральном корте, так и, сделав пару шагов, заглядывать в этот иллюминатор и быть в курсе того, что происходит на второй по значимости площадке.
ДУШКА АМЕЛИ
То, что турнир в Париже будет непростым, стало сразу ясно по количеству представителей WTA, приехавших на турнир. Вместо привычных для Москвы одного-двух человек, работающих с прессой, в Париж только представителей департаментов по коммуникациям и маркетингу приехало не менее пяти. Ответ на этот вопрос прояснился очень скоро, когда появилась руководитель женской теннисной ассоциации Стэйси Элластер и пошли одна за другой пресс-конференции, на которых объявлялось о всё новых и новых спонсорских контрактах, подписанных WTA. Что и говорить, теннис сегодня – не только спорт, но и успешный бизнес.
Очень органично в эту почти домашнюю атмосферу и обстановку турнира вписалась ещё недавно сама блиставшая на парижских кортах в качестве игрока, а ныне являющаяся со-директором турнира Амели Моресмо. Она постоянно заходит в пресс-центр, интересуется, всё ли в порядке, приветливо общается со знакомыми репортёрами. Что и сказать – просто душка!
Но не только теннисом жив стадион. К примеру, в среду вечером, когда по всему миру проходили товарищеские футбольные матчи, стадион имени Пьера де Кубертена на два часа отвлёкся от борьбы представительниц прекрасного пола на центральной арене. Телевизоры в холле и под трибунами спорткомплекса, а также один из двух больших экранов в пресс-центре были переключены на поединок Франция – Бразилия, проходивший на 80-тысячном «Стад де Франс». К радости местной публики, пентакампеоны были повержены – 1:0.