Россиянка Мария Шарапова в четвёртый раз в карьере вышла в финал открытого чемпионата Австралии по теннису. В полуфинальном матче 2-я ракетка мира обыграла свою соотечественницу Екатерину Макарову со счётом 6:3, 6:2. Следующей соперницей Марии станет американка Серена Уильямс. Напомним, что Шарапова проиграла ей 15 матчей подряд, в том числе в финале Australian Open-2007. На послематчевой пресс-конференции Мария поделилась своими мыслями о прошедшем полуфинале и рассказала, чем отличается подготовка к финалу от любого другого матча.
— Это ваш второй финал на турнирах «Большого шлема» менее чем за 12 месяцев. Что вы чувствуете?
— Вообще-то, я не думала об этом с такой точки зрения. Стараюсь относиться к каждому турниру так, как будто никогда не была там в финале. Такой настрой помогает мне ощущать голод до побед. Но, безусловно, я горжусь тем, что сумела снова дойти до этой стадии.
— Для вас это особенное чувство — вновь выйти в финал здесь, на Australian Open?
— Безусловно. У меня здесь были очень хорошие матчи, и в целом в Австралии я выступала хорошо – ещё с юниорских времён. Мне удалось продолжить эту традицию во взрослом теннисе. У меня много прекрасных воспоминаний, связанных с ареной Рода Лейвера. Надеюсь, мне удастся добавить к ним ещё одно.
— Придаёт ли вам уверенности перед финалом то, как вы играли, особенно в последних раундах?
— Безусловно, я довольна своей игрой. И сегодня мой теннис был цельным — я сделала всё, что нужно было сделать. Было важно устоять в первых геймах, что мне удалось, хотя в них и приходилось отыгрываться. Такие ключевые моменты очень важны, и я рада, что сумела уверенно победить сегодня.
— Вы будете играть с соперницей, которая немного больна. А вы как себя чувствуете?
— Спасибо, хорошо (улыбается).
— Выходя в финал турнира «Большого шлема», вы что-то меняете в подготовке к матчу или стараетесь делать всё, как привыкли?
— Я стараюсь придерживаться своих стандартных привычек. Единственная разница в том, что можно не беречь силы для следующих матчей, поскольку он последний на турнире. Нужно полностью выложиться, до последнего розыгрыша.
— Можно сказать, что вы нервничаете больше обычного в финале турнира «Большого шлема»?
— Да, конечно. Я думаю, все так делают, это же особый момент. Спортсмены тратят бесконечные часы на то, чтобы достигнуть таких высот. Мы бы не были людьми, если бы не ощущали дополнительную нервозность.
— И дополнительное возбуждение?
— Безусловно. Я думаю, нервы и возбуждение в определённой степени связаны друг с другом. Ты знаешь, что впереди тебя ожидает что-то значимое.
— Как вы справляетесь с нервами? Сидите и слушаете музыку? Идёте на прогулку? Принимаете ванну? Что помогает вам настроиться на нужный лад?
— Принимаю ванну? Хороший вариант. Никогда этого не пробовала (смеётся). Всё зависит от того, как я себя чувствую. Но я не принимаю ванну перед матчем и не слушаю музыку, ничего такого. Обычно я провожу время с командой; мы разговариваем, обсуждаем матч, делимся ощущениями от игры. Тут всё зависит от тебя, от того, как ты смотришь на вещи, можешь ли ты заставить себя относиться к этому как к вызову, как к своему шансу. Очень легко испугаться того, что ты оказываешься на большой сцене в важный момент. Однако именно для этого ты и работаешь, именно до таких матчей хочешь добраться.
— А снятся ли вам сны о матчах?
— Слава богу, мне вообще теннис мало снится.
— Похоже, что мы будем видеть Мэдисон Кис всё чаще и чаще. Как вы её оцениваете?
— Она провела великолепный турнир. Она играет на хорошем уровне уже несколько лет.
Очень мощно бьёт с обеих рук, здорово подаёт. Я в течение нескольких лет следила за тем, как Кис поднимается по рейтинг-листу. Для неё этот турнир стал настоящим прорывом, и у неё огромный потенциал.
— Вы играли с ней в августе и победили в трёх сетах. Что вы можете сказать по тому матчу?
— По-моему, это был первый раз, когда мы встретились на корте. Матч первого круга… Она из тех игроков, которые любят идти на мяч, вкладываться в удары, диктовать свои условия на корте. Я бы не хотела бояться того, чтобы вступать с ней в длинные розыгрыши. Особенно важно это на её подаче. Если она подаёт со скоростью 200 км/ч, то затянуть её в розыгрыш непросто. Не уверена, подавала ли я когда-нибудь так же быстро. Подача определённо даёт ей серьёзное преимущество.
— Вы провели в туре уже 12 лет. Можете напомнить, когда вы выигрывали турнир с матчболов?
— Не знаю, случалось ли такое когда-нибудь.
— В Риме.
— А, в Риме.
— В финальном матче.
— Нет, я не думаю, что такое действительно было. Не помню (на самом деле в 2012-м у Ли На был матчбол в концовке финала Рима против Марии. – Прим. ред.)
— Вы говорите себе одно и то же каждый раз, когда отходите за заднюю линию и возвращаетесь к корту? Сохраняй позитивный настрой, ты можешь сделать это? Или думаете о каких-то конкретных советах для того, чтобы победить? Это зависит от соперницы, её подачи, информации от тренеров?
— Вы только что сделали всё куда сложнее, чем оно есть на самом деле (смеётся). Теннис – индивидуальный вид спорта, где все идёт от одного розыгрыша к другому, и есть очень много моментов, когда можно изменить ход матч. Всегда торопишься сделать что-то ещё, продолжать игру. Для меня такие моменты – просто возможность сказать себе что-то подбадривающее, вернуть или сохранить концентрацию. Дело нескольких секунд. Я уже давно так делаю, и это мне помогает.
— В финале вы играете с Сереной. У вас плохая статистика личных встреч с ней. Что в её игре настолько неудобно для вас?
— Её мощь и агрессивность. Это всегда заставляло меня действовать слишком агрессивно, немного более агрессивно, чем мне удобно. Она великолепно умеет заставлять соперниц выполнять такие удары, которые они выполнять не хотят. Слишком сильно рисковать, пытаться попасть точно в линию. Это действительно будет тяжёлый матч – но я боец. Я выйду и сделаю всё, что в моих силах, чтобы переломить тенденцию наших личных встреч.
— У вас есть новая стратегия на матч с ней?
— Я только-только выиграла полуфинал. Но позже, конечно, поработаю над этим.
— Насколько уверенно вы себя чувствуете в матчах с ней?
— Моя уверенность должна быть на высоком уровне благодаря выходу в финал турнира «Большого шлема», независимо от того, с кем я там играю и насколько плоха статистика личных встреч. Это не имеет значения. Я не просто так попала в финал, я заслужила это место – и сделаю всё, что смогу, чтобы завоевать титул.
— Екатерина сейчас в топ-10, будет девятой после турнира. Её уровень игры позволит ей продержаться там?
— Безусловно. Она способна играть на таком уровне, тем более что в последние годы стала выступать гораздо стабильнее.
— Вы помните полуфинал 2005 года здесь с Сереной? Там была такая упорная борьба...
— Да, была, но я уже не очень хорошо помню этот матч. То была выматывающая битва, и поражение получилось тяжёлым. Определённо, у меня было много шансов, но я проиграла.
— Вас устраивает статус аутсайдера в финале против Серены?
— Да, вполне. Почему нет.
— Вы никогда не были действующей чемпионкой двух турниров «Большого шлема» одновременно. Вы держите этот факт в голове?
— Что значит «одновременно»? В течение одного года?
— Да.
— Конечно. Победа на одном турнире – то, с чего нужно начать. Это первая цель. Раньше мне не удавалось достичь такого. Так что сначала я постараюсь победить здесь, а потом…
— Я имел в виду — в течение календарного года. Вы ведь действующая чемпионка «Ролан Гаррос», и сейчас можете стать таковой на ещё одном турнире «Большого шлема».
— Это было бы здорово, да (улыбается).