Почему у тебя нет тренера? Вопрос, который многие годы доставал не только меня, многих игроков. Классическое дилетантское мнение всегда бежит впереди планеты всей со своими экспертными советами. Не понимая, что тренер – это обычно не волшебник в голубом вертолёте и не суперсила в костюме Бэтмена или человека Паука. Это лишь всего-навсего человек с определённым характером, опытом работы, собственным мнением и подходом к спорту. И да, он не выпрыгнет играть за тебя, если ты сегодня не в духе, плохо себя чувствуешь, мандражируешь или в целом не готов играть.
История с тренером и учеником всегда более сложная и глубокая, нежели её себе представляют. И это, как ни странно, к большому сожалению. Примеры долгосрочных успешных союзов из тренера и ученика можно пересчитать в нашем спорте по пальцам. Навскидку я, наверное, назову только два: Жюстин Энен и Михаил Южный. Два игрока с именем, которые на протяжении всей карьеры прошли со своими наставниками огонь, воду и медные трубы. При этом союз Энен работал до тех пор, пока не начался совместный бизнес. И там где действовал тандем ученик-тренер, тандем партнёров не смог просуществовать настолько же долго. Академия, открытая на оба имени, в итоге распалась на две части.
Вообще, это сложная история. Все всегда хотят результата здесь и сейчас. Особенно когда у тренера уже есть сформированное имя и у теннисистов появляется возможность такому тренеру платить. Понять игроков можно. Ты платишь в месяц нехилые деньги, плюс чаще ещё определённый процент с призовых и, естественно, оплачиваешь все остальные нужды в виде отдельного номера, питания и перелётов. Это логично — ждать при таких расходах на супертренера как минимум околосуперского результата. Но чаще реальность и многие бытовые нюансы вносят в подобного рода ожидания свои коррективы. Ты можешь не сойтись характером с человеком, тебе реально может не понравиться подход к тренировкам и вообще взгляд на то, каким путём ты должен двигаться к достижению своей цели. Притирка и стыковка многих проходит не за день и не за два. Порой даже не за месяц. А результат все ждут уже на следующем турнире. И это одна из проблем, с которой сразу сталкивается большинство игроков.
При этом нужно понимать, что быть супертренером с игроками, которые уже стоят минимум в топ-50, гораздо проще. То есть сделать из номера 30 номер 20 это, конечно, круто. А из номера три номер два – так и вообще крутяк. Но скажу вам без всяких прикрас: сделать из номера 1000 даже номер 200 – это ГОРАЗДО сложнее и круче. Это работа, которая требует не одного дня и не одной удачно сложившейся турнирной сетки. Это работа, которая требует постепенности, планомерности, терпения, самоотдачи и реальной любви к тому, что ты делаешь. Не каждый тренер к этому готов и в целом на это способен. Не каждый спортсмен в свою очередь сможет это выдержать и, в первую очередь, оплатить.
Чем выше поднимается спортсмен, тем больше в нём растёт желание взять тренера из тура, который знаменит, именит и стоит в год как однокомнатная квартира в Подмосковье.
Из этого и получается замкнутый круг элиты супертренеров и тех, кому не судьба в неё пробиться. Потому что чем выше поднимается спортсмен, тем больше в нём растёт желание взять тренера из тура, который знаменит, именит и стоит в год как однокомнатная квартира в Подмосковье. И тем меньше нужны им те, кто шёл с ними от истоков. Даже если всё по дороге складывалось и получалось. Всегда хочется больше и лучше. Это закон.
Опять-таки не всегда и всё решают сами игроки. Вокруг всегда задействован не один советчик в виде родителей и определённой команды, если вам изначально повезло такую заиметь. И тоже нельзя сказать, что прислушиваться к ним неправильно. Большинство из нас сделали, делают и будут продолжать делать спортсменами не кто иные, как наши родители. И этот факт ещё более резонный, чем все остальные.
Тренеры тоже в свою очередь делятся на несколько категорий. Есть конкретно детские тренеры, которые умеют хорошо поставить технику, научить ребёнка работе, вниманию и прочим нужным изначально моментам. Но не более. В таких нет ни желания, ни определённых черт характера и опыта для того, чтобы работать даже с юниорами. Не говоря о профессионалах. То же можно сказать и про тех, кто наоборот может отлично работать с подрастающей профсменой. Следит за тем, чтоб всё не развалилось во время физического формирования и мозгового подросткового периода. Кто-то теряет при росте точку удара, кто-то успевает от нагрузок заработать хронику в коленях, грыжу в позвоночнике и простое, но такое понятное желание послать все к чёрту. И с этим тоже со всем нужно считаться, бороться и уметь помогать преодолевать, прежде всего тренеру.
Все со своим характером, со своим уже сложившимся мнением и определённым набором желаний и амбиций, которые не всегда совпадают с реалиями.
Работа же с профессионалами вообще требует индивидуального подхода. И тоже не всегда сахар. Все со своим характером, со своим уже сложившимся мнением и определённым набором желаний и амбиций, которые не всегда совпадают с реалиями. Отсюда возникает множество взаимных претензий, несогласий, аргументов для дискуссий, ссор и дальнейшего распада, порой так толком и не сформировавшегося союза. И да, порой некоторые теннисистки со своими тренерами ещё и спят, что тоже не добавляет в процесс лёгкости и оптимизма.
И это только маленькая вершина айсберга, которую я не совсем ловко попыталась оголить. Рассказы о том, что куча тренеров в целом непрофпригодны, нетерпимы, ничего не понимают в технике и как следствие уродуют детей по всем фронтам, изначально требуют не одного и не двух постов. Тема, пожалуй, вообще достойная диссертации. Поэтому в следующий раз, задавая кому-то из игроков вопрос про тренера, подумайте: а оно вам надо? Вы же всё равно в целом не поймёте то, что вам попытается объяснить любой из спортсменов. Поверьте, тренера хочется всем. Совпадение возможностей и вариантов есть далеко не у каждого. И это грусть грустяшная.