Сезон неумолимо приближается к концу. Имена чемпионов и обладателей Кубка конструкторов уже известны, в командах вовсю работают над машинами к 2016 году. Увы, почти нет интриги и на трансферном рынке: почти все ещё до зимы знают, с какими пилотами будут работать. Попробуем разобраться, почему «Глупый сезон» — 2015 не поразил воображения и завершился досрочно.
Гранды останутся при своих
Контракты Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга в «Мерседесе» действуют до конца следующего года, и стороны не видят причин ничего менять. Работающий практически без сбоев механизм останется в прежнем составе и в 2016-м. Главным изменением может стать уход Ники Лауды по окончании сезона. Австриец сыграл важную роль в становлении коллектива, и его отставка может спровоцировать дальнейшие перестановки.
В «Феррари» царит похожая стабильность, хотя контракт Кими Райкконена этим летом не обсуждал только ленивый.
«Мерседес»: Хэмилтон и Росберг;
«Феррари»: Феттель и Райкконен;
«Уильямс»: Боттас и Масса;
«Ред Булл»: Квят и Риккардо;
«Форс Индия»: Перес и Хюлькенберг;
«Лотус»: Мальдонадо и Палмер;
«Торо Россо»: Ферстаппен и Сайнс;
«Заубер»: Наср и Эрикссон;
«Макларен»: Баттон и Алонсо;
«Манор»: будет подтверждено позже;
«Хаас»: Грожан и Гутьеррес.
В конце концов, стороны пусть с опозданием, но пришли к соглашению. Себастьян Феттель счастлив в Маранелло, и его контракт никогда не ставился под сомнение – а спокойный финн (да к тому же едущий где-то чуть позади) абсолютно устраивает Себа.
Валттери Боттас, которого называли главным претендентом на место Райкконена, предложения от «Феррари» так и не получил, и следующий год станет для него уже пятым в «Уильямсе». Финн продолжит работать с Фелипе Массой, который за два года достиг с Гроувом полной гармонии. Правда, против Массы играет возраст, но в 2015-м Фелипе отнюдь не демонстрировал признаков «гоночной старости».
«Хонде» вопреки
Ещё одна контрактная сага развернулась вокруг Дженсона Баттона. Провальные моторы «Хонды» нанесли по команде сильный удар, гонщики не стесняясь критиковали машину и не смогли набрать на двоих 30 очков. Ходили слухи, что Фернандо Алонсо, недовольный низкими результатами, ищет себе новое место, но испанец опроверг их в «Твиттере».
Затем выяснилось, что Баттон не горит желанием продлевать контракт. Поговаривали, что Дженсон может стать телеведущим, а Марк Уэббер приглашал британца в гонки спортпрототипов. Рон Деннис ввиду непростой ситуации в Уокинге пытался сократить Баттону зарплату, но экс-чемпион, похоже, настоял на своём.
В общем, Фернандо и Дженсон второй год подряд станут боевыми пилотами «Макларена», а Стоффель Вандорн получит статус третьего гонщика и проведёт ещё сезон в одной из младших серий. Для Кевина Магнуссена места в Уокинге не нашлось, о чём датчанину сообщили аккурат в день рождения.
Австрийский кризис
В паддоке близится к развязке драма с поставками моторов командам «Ред Булл». Хельмут Марко и Кристиан Хорнер целый год искали к следующему году новые силовые установки, но работать с бывшими чемпионами на их условиях никто не захотел. Сейчас поставки небрендированных двигателей «Рено» кажутся наименее сложным вариантом.
Французы хотят, чтобы Матешиц принёс официальные извинения за разгромную критику в начале года, а тот угрожает покинуть чемпионат, если не получит моторы. Сейчас в Милтон-Кейнсе согласны на любой двигатель, но время идёт, и график работы на зимних тестах уже под угрозой. Если кто-то всё же согласится сотрудничать с «Ред Булл», замен в составе пилотов не предвидится.
«Если мы останемся в Формуле-1, то сохраним гонщиков», — сказал в Мексике Кристиан Хорнер. Контракт с Риккардо руководитель команды ещё летом назвал железобетонным, и недавнее заявление стало подтверждением продления Даниила Квята на второй сезон.
Наверняка прежним останется состав «Торо Россо». Франц Тост полностью доволен обоими дебютантами, и хотя Карлос Сайнс набрал гораздо меньше очков, испанец заслужил ещё один шанс – недобор в первую очередь вызван регулярными механическими проблемами. Впрочем, Хельмут Марко не раз принимал непредсказуемые решения — место в его программе никому не гарантировано.
«Грин-карта» для Грожана
Главной неожиданностью сезона трансферов в этом году стал Ромен Грожан. Француз решил не дожидаться соглашения между «Рено» и «Лотусом» и предпочёл начать всё с чистого листа в «Хаасе». В конце 2013-го его называли главной восходящей звездой Формулы-1, но с тех пор «Лотус» откатился назад, и после четырёх полных сезонов и десяти подиумов Грожан покидает Энстоун. Поначалу решение Ромена покинуть уже почти заводской «Лотус» в пользу команды-новичка выглядело странным, но чем дольше «Рено» тянет с покупкой погрязшей в долгах команды и чем ближе становятся связи «Феррари» и «Хааса», тем меньше хочется обвинять Грожана в недальновидности.
Вторым гонщиком новой американской команды станет Эстебан Гутьеррес. Джин Хаас договорился о техническом партнёрстве с «Феррари», и контракт с третьим пилотом «Скудерии» ни для кого сюрпризом не стал. В автоспорте Хаас наиболее известен как владелец команды NASCAR. Дела у него пошли в гору после того как он объединился в 2009 году с Тони Стюартом. Стюарт и Хаас выиграли чемпионат уже в 2011 году, а сейчас их коллектив является одним из грандов Sprint Cup.
Для «Лотуса» уход Грожана стал неожиданностью. В результате свой шанс получил отчаявшийся было Джолион Палмер. Чемпион GP2 2014 года целый год комментировал чужие заезды и регулярно выезжал по пятницам, и уже готов был искать себе место в других гонках. В свой первый сезон в Формуле-1 Палмер станет напарником Пастора Мальдонадо, чьи с Палмером спонсоры — единственное, что пока держит Энстоун на плаву.
Ещё одной важной новостью в мире экономики паддока стал возможный приход «Астон Мартина» в качестве титульного партнёра «Форс Индия». Виджай Маллья уже заявил, что готов на ребрендинг, если всё пройдёт в соответствии с интересами команды. Так или иначе, «Форс Индия» проводит лучший сезон в своей истории, её будущее выглядит относительно стабильным, и она одной из первых подтвердила пилотов — Нико Хюлькенберг и Серхио Перес продолжат работать вместе.
«Заубер» также сохраняет состав. Фелипе Наср и Маркус Эрикссон приобрели кое-какой боевой опыт, а их спонсоры могут обеспечить хоть сколь-нибудь стабильное финансирование. В Хинвиле считают, что потенциал нынешней команды до конца не раскрыт, и Мониша Кальтенборн продолжает вести коллектив в выбранном направлении.
Последними свободными вакансиями в Формуле-1 остаются места в «Маноре», но весь проект в целом в последние дни вызывает большие сомнения. Команда попала на орбиту «Мерседеса» и в следующем году получит немецкие моторы, но в конце года из команды уйдут её создатели — Джон Бут и Грэм Лоудон, и неясно, кто поведёт её дальше.
Среди кандидатов на место в кокпите часто называют новоиспечённого чемпиона DTM Паскаля Верляйна. Юный немец быстро добился всего в кузовных гонках, и в «Мерседесе» хотели бы дать своему протеже набраться опыта в Формуле-1. Стороны обсуждают финансовую сторону возможного соглашения. За место второго пилота сейчас борются Александер Росси и Уилл Стивенс. Американец ярко дебютировал в этом сезоне и сразу затмил британца, и теперь в дело вступают спонсоры.
Продолжение следует
Следующий сезон во многих отношениях станет продолжением текущего. Команды сохраняют составы, радикальных перемен в регламенте не будет. Сейчас ведущие представители первенства, ФИА и Берни Экклстоун работают над более далёкой перспективой — обликом Формулы-1 в 2017 году. В спорте назрели глобальные перемены, но до сих пор никто не знает, какими они должны быть.
К этому моменту многие лидеры могут пересмотреть составы пилотов. В 2016-м заканчиваются контракты Росберга и Райкконена – и будущее обоих пилотов, очевидно, не гарантировано. Если «Рено» всё же завершит сделку с «Лотусом», очевидно, что найдётся много претендентов на места Палмера и Мальдонадо. Ещё один сильный сезон Ферстаппена в «Торо Россо» также грозит взбаламутить трансферный рынок. Наконец, не вечен Баттон — и надо ещё посмотреть, продвинет ли «Макларен» вперёд Вандорна и попробует привлечь звезду со стороны… Трансферный рынок – 2016 закрыт, да здравствует «Глупый сезон» – 2017!