«Нечасто увидишь, как немецкий пилот, выигравший гонку на немецкой машине, в знак уважения приветствует на итальянском болельщиков, стоящих перед ним. У Экклстоуна может быть полно причин привести гонки в Бахрейн, Абу-Даби, Китай или Россию, но такой толпы влюблённых в автоспорт людей он не найдёт нигде, — пишет корреспондент итальянского издания Corriere della Sera Даниэле Даллера. — И хотя мы часто слышали, что гонка в Монце под угрозой, „Храм скорости“ должен остаться неприкосновенным, как Сильверстоун, Индианаполис и Ле-Ман».
«Возможно, гонка была не столь зрелищной, но она наверняка добавит драматизма финальному этапу», — надеется The Guardian. «Прошедший в минувшее воскресенье Гран-при Италии получился не самым захватывающим, однако победа Нико Росберга вкупе с ошибкой Льюиса Хэмилтона ещё больше спутала карты в борьбе за чемпионство. Разрыв сократился всего лишь до двух очков, — напоминает Sky Sports. — Зима близко, игра престолов начинается».
Гран-при Италии, провальный старт Хэмилтона, уход Баттона и Массы, а также слухи о будущем Берни Экклстоуна — в нашем традиционном обзоре западной прессы.
«Никому ничего не гарантировано»
На фоне уверенного доминирования «Мерседеса» болельщики готовились к напряжённой борьбе двух претендентов на титул, однако заминка одного из них на старте привела к тому, что гонка получилась довольно скучной. Но в то же время, отмечают журналисты, она лишь обострила положение в чемпионате.
«Мы никогда не узнаем, победил бы Росберг напарника в равном бою. Гонка, пожалуй, была не самой зрелищной, а для тех, кто пришёл поболеть за „Феррари“, она и вовсе принесла больше разочарования, но взгляните на общий зачёт: 250 и 248 очков у лидеров за семь гонок до конца. И сразу на нескольких из предстоящих трасс заезды проходят непредсказуемо, так что пока никому ничего не гарантировано», — пишет Джонатан Нобл на страницах сайта Motorsport.
Ключевым моментом гонки в результате стал старт, но после финиша в паддоке циркулировали противоречивые данные о том, что стало причиной проблем Хэмилтона. И причиной тому поведение самого британца. «У Хэмилтона снова был ужасный старт. Создавалось впечатление, что он едет в обратном направлении», — отмечает Пол Уивер из The Guardian.
«После финиша Льюис по радио извинился перед командой за плохой старт, но позже, общаясь с прессой, он сказал, что всё делал как обычно. Инженеры проанализировали данные с машины и пришли к выводу, что пробуксовка была вызвана тем, что на ведущую ось передался слишком большой крутящий момент, — сообщает журналист немецкого Auto Motor und Sport Тобиас Грюнер. — Может ли быть дело в том, что Хэмилтон просто слишком сильно утопил газ в пол? Тото Вольф ответил на этот вопрос политкорректно: „В „Мерседесе“ в подобных случаях мы не склонны кого-то обвинять“».
«Откровенно говоря, этот „слоу-моушн“ старт выглядел как человеческая ошибка, а представители „Мерседеса“ в частных беседах намекали, что Хэмилтон провёл процедуру не так, как должен был, — рассказал автор британского таблоида Daily Mail Джонатан МакЭвой. — Однако сам он впоследствии заявил, что не винит себя и обвинил „нестабильное сцепление“. Признайся же, парень!»
«Порой Хэмилтон пилотирует как бог, но слабые старты становятся лейтмотивом его сезона — Мельбурн, Бахрейн, Монреаль, — продолжает Макэвой. — После уверенной победы в квалификации с преимуществом в полсекунды, ему должно быть очень обидно».
Так или иначе, Росберг одержал вторую победу подряд и… вновь удостоился освистываний. «Росберга могут обвинить в том, что он одерживает лёгкие победы, хотя на вершине автоспорта каждый триумф должен быть трудным, — объясняет поведение фанатов Sky Sports. — Но Росберг в этом не виноват. В пятницу и субботу его отставание от напарника было почти унизительным. У него не было скорости Хэмилтона, но ему хватило упорства и хладнокровия, когда он оказался впереди на старте. Да, легенды так не пишутся, но пока подход Нико работает, а его самая сильная черта — признание своих слабостей».
The Guardian: У Хэмилтона снова был ужасный старт. Создавалось впечатление, что он едет в обратном направлении.
«Редкий подвиг»
Гран-при Италии также ознаменовался двумя громкими событиями на трансферном рынке. Сначала Фелипе Масса заявил, что покидает Формулу-1 по окончании сезона, а вскоре Дженсон Баттон, которого слухи отправляли на место бразильца в «Уильямс», неожиданно объявил, что станет запасным пилотом «Макларена».
«„Макларен“ совершил редкий подвиг, сохранив переговоры Баттона и Денниса в секрете. Меньше шести человек в самой команде знали о новой договорённости Дженсона с командой, прежде чем об этом объявили публично, — рассказывает Sky Sports. — Новый контракт Баттона, вероятно, стоит недешёво, но он окупится, если Алонсо захочет остаться на сезон-2018. Дело в том, что опцион „Макларена“ на Баттона может стать козырем в переговорах с испанцем, если команда вновь сможет бороться впереди».
Рон Деннис заявил, что Дженсон продолжит играть активную роль в команде и нет причин, по которым Баттон не сможет вернуться за руль в 2018-м. Тем не менее пока никто не знает, что будет после годичного перерыва. «Нужно понимать: есть большой шанс, что в гонках Дженсона мы больше не увидим», — считает редактор BBC Sports Эндрю Бенсон.
«Дженсон Баттон — один из немногих пилотов, ставших настоящей суперзвездой в последние 10 лет. Вместе с Фернандо Алонсо, Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем Баттона будут называть одним из героев своей эпохи, — продолжает он. — Перерыв в выступлениях означает, что в следующем году мы не досчитаемся на стартовой решётке исключительного гонщика, умного и волевого».
«Вне кокпита Баттон известен как учтивый и красноречивый джентльмен. Он харизматичен и всегда отлично выглядит, мечта маркетолога, который к тому же может удариться в сарказм, если чем-то недоволен. В нём нет искусственности, он отлично знает свои слабости и не стесняется их признавать, — хвалит Бенсон в своей колонке соотечественника. — Он знает, что есть более подготовленные пилоты, но точно так же он знает, что бывают дни, в которые он непобедим, когда его соперники выглядят посредственностями на фоне уникального таланта. Настолько хорош может быть Баттон».
Не менее лестных слов удостоился от журналистов и Фелипе Масса. Вот что о бразильце пишет Морис Хэмилон из американской ESPN: «Он не войдёт в историю как чемпион мира, но стоит помнить, что в 2008-м в Венгрии его подвёл мотор, да и намеренная авария Пике в Сингапуре лишила его вероятной победы. Ещё одним трудным моментом карьеры для него стал Хоккенхайм-2010, печально известный фразой „Фернандо быстрее тебя“, — вспоминает Хэмилтон. — Но в ближайшие месяцы тот эпизод забудется на фоне выдающейся карьеры, пусть и подпорченной большой политикой. Очень многие в паддоке будут рады, если этот весёлый улыбчивый парень поднимется на подиум в Абу-Даби в конце ноября».
Между тем, вопрос о том, кто придёт на замену Массе, остаётся открытым, однако FOX Sports сообщает, что в кокпит бразильца наверняка сядет канадский гонщик Лэнс Стролл. «Лидер европейской Формулы-3 на данный момент является главным претендентом. Источники сообщают, что контракт уже согласован, но прежде гонщик должен гарантировать, что получит Суперлицензию на следующий год, — пишет Адам Купер. — Сейчас он лидирует в Формуле-3, а с учётом результатов прошлого сезона ему достаточно будет третьего места по итогам года. Но для самого пилота, его менеджмента и спонсоров этот титул будет очень важен. Отец Стролла Лоуренс владеет командой GP2 „Према“, и первоначально предполагалось, что Лэнс поедет в ней в следующем году. Тем не менее канадец превзошёл ожидания и из Формулы-3 может напрямую попасть в Формулу-1. В то же время, если сделка по каким-то причинам провалится, Стролл может стать кандидатом в „Форс Индия“ в случае ухода Переса».
BBC Sport: Вместе с Фернандо Алонсо, Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем Баттона будут называть одним из героев своей эпохи.
«Прощайте, господин Маккензи»
Гонки гонками, но вместе с этим дни Гран-при Италии наверняка войдут в историю Формулы-1 как начало новой эры. Именно в Монце появились первые слухи о том, что на днях сменится владелец Больших призов: якобы за восемь миллиардов долларов «Либерти Медиа» приобретёт около 30% акций, а CVC Capital покинет чемпионат. Пока сделка не подтверждена, но CVC, похоже, твёрдо намерена продать актив. Большим сообщением по этому поводу в собственном блоге разразился известный эксперт Джо Сейвард.
«Пора признаться, что Дональд Маккензи мне никогда не нравился. Меня не впечатлить деньгами, властью или внешним видом. Я сужу людей по их интеллекту, их честности, их хорошим манерам и другим старомодным вещам. „Лэнд Ровер“ не делает тебя аристократом, — пишет он. — Я всегда находил его высокомерным и грубым, таким, какими бывают богатые люди с типичным подходом „тебе не понять“. Он молодец, что заработал столько денег, но я никогда не скажу хорошего о том, что он сделал в Формуле-1, я был бы рад дать ему пинок под зад».
«Я общался с Роном Деннисом на стартовой решётке, когда подошёл Маккензи и влез в наш разговор. И Рон, зная, кто ему платит, мгновенно ответил ему широкой улыбкой. Меня больше не существовало, я стал невидимым. Настолько невидимым, что Маккензи сказал Деннису: „Это моя последняя гонка“, — продолжает Сейвард. — Подслушивать чужие разговоры глупо, но если ты перебил другого и ляпнул при нём лишнего, это не моя вина. Я считаю это честно. Так Дональд подтвердил, что сделка будет закрыта. Отлично. Я записал в ноутбуке: „Дональд сваливает“».
«Так что прощайте, господин Маккензи, ваши солнечные деньки в Формуле-1 подошли к концу. И здесь, на земле спорта, мы празднуем. День шакала закончился. Я считаю всех финансистов беспринципными и жадными, он видит всех журналистов плохими. Восток есть Восток, Запад есть Запад, и им никогда не сойтись», — заключает автор.
В то же время на фоне слухов о перепродаже Формулы-1 у завсегдатаев паддока возник вопрос: что же дальше будет с Берни Экклстоуном и продолжит ли он руководить собственным детищем?
«Ряд авторитетных изданий указывает, что Экклстоун сохранит свою должность, но лишь на переходный период, пока покупатели не освоятся в новой роли. В то же время Эдди Джордан заявил Bild, что Берни объявит о своём уходе уже в ближайшие дни, — пишет PaddockTalk. — Одновременно ходят слухи, что Экклстоун предпочтёт продать акции стороне, которая заинтересована в продолжении работы с ним и гарантирует ему постоянную роль во главе менеджмента Больших призов. Берни также в одном из интервью сказал, что принадлежащие ему акции, а это около 14%, „не для продажи“. Так или иначе, предстоящая сделка, в которую, предположительно, вовлечены также инвесторы из США, окажет на Формулу-1 огромное влияние и укрепит её позиции на решающем американском рынке».