Цели
Какая может быть цель у “Феррари”, кроме чемпионского титула? Правильно, никакой. Перед сезоном в Маранелло царил боевой дух — Маркионне и Эллисон, Феттель и Райкконен — все в один голос говорили об улучшении машины и готовности сделать шаг вперёд.
“Уверен, что машина будет лучше — она уже лучше, чем в конце прошлого года, так что мы всё правильно делаем”, — говорил Кими по ходу предсезонных тестов.
Болиды “Скудерии” были стабильно быстры по ходу всех февральских тестов, а их силу признавали даже конкуренты. “Мы знаем, что близки, но не уверены, впереди них мы или позади. Всё может сложиться как в пользу одних, так и в пользу других”, — говорил будущий чемпион Росберг перед Гран-при Австралии.
“Феррари” ждала прогресса и борьбы за победу чуть ли не в каждой гонке, имея на то основания.
“Феррари”: 21 Гран-при, 0 побед, 11 подиумов, 398 очков, 3-е место в Кубке конструкторов. Лучший финиш: 2-е место (Себастьян Феттель, Гран-при Китая, Канады, Европы; Кими Райкконен, Гран-при Бахрейна, Испании).
Себастьян Феттель: 21 Гран-при, 0 побед, 7 подиумов, 212 очков, 4-е место в чемпионате. Лучший финиш: 2-е место (Гран-при Китая, Канады, Европы).
Кими Райкконен: 21 Гран-при, 0 побед, 4 подиума, 186 очков, 6-е место в чемпионате. Лучший финиш: 2-е место (Гран-при Бахрейна, Испании).
Резюме
Старт сезон вышел двояким. С одной стороны, сразу стало очевидно, что без усиления итальянцам о борьбе с “Мерседесом” нечего и думать. С другой, второе место прочно было за “Феррари”, что при технических проблемах немцев давало шансы на успех.
На первых восьми этапах “Скудерия” собрала пять вторых и три третьих места, однако когда Росберг и Хэмилтон выбили друг друга с трассы в Испании, бенефициаром оказался “Ред Булл”, а не “красные жеребцы”.
После Баку же “Ред Булл” набрал крейсерскую скорость и подиумы стали для “Феррари” счастливой случайностью — до конца сезона их набралось всего три и все на низшей ступени.
В итоге вместо анонсированного шага вперёд в Маранелло сделали как минимум один назад, а скорее два. В борьбе за второе место Кубка конструкторов “Феррари” была наголову разгромлена “Ред Булл”, несмотря на преимущество на старте. На смену трём победам в 2015-м пришёл ноль в 2016-м.
Разве можно гордиться гонкой, в которой вы проиграли, несмотря на отсутствие “Мерседеса”?
Лучшая гонка
С формальной точки зрения лучшей гонкой “Феррари” был Гран-при Испании, завершившийся двойным подиумом. Но разве можно гордиться гонкой, в которой вы проиграли, несмотря на отсутствие “Мерседеса”?
Потому лучшим назовём Гран-при Абу-Даби, где “Феррари” обошла “Ред Булл” и имела реальные шансы выиграть. Верная тактика и высокий темп помогли Себастьяну Феттелю догнать игравших в кошки-мышки Росберга с Хэмилтоном, и только нежелание слишком агрессивно вмешиваться в чемпионскую борьбу помешало Себу атаковать.
Худшая гонка
Гран-при Бельгии. В Спа “Феррари” была быстра и уверенно оттеснила “Ред Булл” со второго ряда стартового поля. Однако уже на старте оба болида “Скудерии” пострадали в заварушке с Максом Ферстаппеном и реализовать свои шансы в гонке не смогли. В итоге впереди “Скудерии” оказались оба болида “Форс Индия”, а Райкконен проиграл ещё и “Макларену” с “Уильямсом”. После квалификации в Маранелло ждали явно не этого.
Пилоты
В 2016-м Кими Райкконен словно ожил и дал настоящий бой Себастьяну Феттелю. Правда, его основная часть пришлась на квалификацию, в которой финн был хорош. В гонках же Кими мешала то неудачная тактика, то нехватка темпа, и опередить Себа на финише он сумел лишь трижды. При этом Кими отлично проводил гонки, в которых Феттель сходил, и в итоге уступил напарнику меньше 30 очков в чемпионате.
Если отойти от внутрикомандной борьбы, то вряд ли кто-то из гонщиков “Скудерии” может быть сильно доволен собой. Феттель имел как минимум пару шансов на победу, но не реализовал их и даже не поборолся с Даниэлем Риккардо за третье место в чемпионате. Райкконен и вовсе проиграл даже стартовавшему в “Торо Россо” Ферстаппену и не взял ни одного подиума после Гран-при Австрии.
Перспективы
Смена технического регламента заставляет смотреть на любые перспективы сквозь мутное стекло — непонятно, кто как построит новые машины. В случае “Феррари” к этому добавляется неясность в техническом департаменте, который по ходу сезона покинул Джеймс Эллисон, постоянные слухи об очередной смене руководства команды, а также об уходе Себастьяна Феттеля.
В 2016-м Кими Райкконен словно ожил и дал настоящий бой Себастьяну Феттелю.
Прибавьте сюда то, что действительно классных машин в Маранелло не строят уже довольно давно и позабыли, как бороться за чемпионский титул, и получите картину, нарисованную мрачными красками. Если техотдел не сотворит чудо — “Феррари” опять придётся радоваться отдельным подиумам. Если повезёт.
Цитата года
“Самое главное, что мы поняли по ходу сезона, это наше отставание в двух вещах: первое — скорость на трассе, а второе и более важное — скорость развития других команд. На старте сезона у «Ред Булл» не было, по крайней мере на бумаге, атрибутов для борьбы с «Феррари». А к концу сезона они стали серьёзным конкурентом. И это произошло не из-за двигателя, а из-за работы над аэродинамикой и шасси. И это выявило, возможно, одну из главных дыр в стратегическом развитии «Феррари» последних лет”.
Серджио Маркионне по окончании сезона.