На длинных прямиках Баку «Мерседесы» вновь оказались сильнее всех и завоевали весь первый ряд стартовой решётки — только во второй раз в сезоне никто не смог навязать им в квалификации борьбу. Однако это не значит, что победа у «Серебряных стрел» уже в кармане — ключом к победе в гонке станет уверенная работа с резиной, и в этой области у «Феррари» и «Ред Булл», кажется, небольшое преимущество.
Стартовая решётка Гран-при Азербайджана — в нашем традиционном обзоре.
«Мерседесы», «Феррари» и «тёмная лошадка»
Исход квалификации решили финальные три с половиной минуты сессии — ровно столько оставалось на секундомере, когда судьи сняли режим красных флагов, вызванных вылетом Даниэля Риккардо. Перед инцидентом на первой позиции протоколов держался Валттери Боттас, в то время как Льюису Хэмилтону пришлось бросить попытку. Британец опережал график напарника, но вынужден был снять ногу с педали газа.
Трасса в Баку — одна из самых длинных в календаре, поэтому проехать два прогревочных круга в последние три минуты было невозможно. Это добавило в заключительных попытках интриги. Боттас в итоге не смог сохранить рабочую температуру резины и потерял на третьем секторе, а Хэмилтону удался выдающийся круг — 1:40.593, позволив опередить Валттери на четыре десятые, а ближайшую «Феррари» — более чем на секунду.
«Это один из моих самых захватывающих кругов в году, — заявил после клетчатого флага Льюис. — Мы испытывали огромный прессинг из-за температуры резины: всё или ничего, но с каждым поворотом круг получался всё лучше и лучше. Я в восторге, я счастлив!».
«Феррари» в Азербайджане пока остаётся на вторых ролях, но даже второй ряд — относительный успех «Скудерии». В пятницу красные машины уступали в скорости не только «Мерседесам», но и «Ред Булл», а в утренней тренировке в субботу Феттель из-за проблем с гидравликой смог пройти только семь кругов. К моменту квалификации сложности остались позади, но «Мерседес» вырвался вперёд. Кими Райкконен и Себастьян Феттель, проиграв секунду с небольшим, заняли третье и четвёртое места и с этих позиций продолжат прессинговать «Серебряные стрелы».
«Ред Булл» после пятничных тренировок называли «тёмной лошадкой» среди претендентов на победу, но в квалификации преимущество RB13 на одном быстром круге исчезло. Даниэль Риккардо вообще не смог воспользоваться потенциалом машины и разбил её в финале, а Макс Ферстаппен смог дотянуться только до пятой позиции. Голландец всего четыре сотые уступил Феттелю, так что намерен побороться с «Феррари» хотя бы за подиум.
«Форс Индия» доминирует в центре поля
За спинами грандов продолжают блистать гонщики «Форс Индия». Трасса в Баку раскрыла лучшие качества VJM10, и Серхио Перес с Эстебаном Оконом уже четвёртый раз в сезоне в полном составе выходят в Q3. Более того, шестое место «Чеко» и седьмая позиция Окона — лучший результат «Форс Индия» в текущем сезоне и личный рекорд французского гонщика. В прошлом году команда завоевала здесь подиум и увезла из Баку 17 очков — в этот раз «Форс Индия» также рассчитывает заметно пополнить очковый запас.
С восьмой и девятой позиций Гран-при Азербайджана начнут Лэнс Стролл и Фелипе Масса. После первых очков на домашнем этапе канадец снова преподнёс сюрприз и впервые в сезоне опередил напарника в квалификации. Стролл, похоже, обретает уверенность за рулём болида Формулы-1 и намерен снова принести команде очки. И это плохая новость для «Торо Россо».
Сейчас между «Торо Россо» и «Уильямсом» в борьбе за пятое место Кубка конструкторов всего семь очков, и в квалификации Квят с Сайнсом оказались медленнее обоих представителей Гроува. Даниил в итоге будет стартовать одиннадцатым — сразу позади Массы и Риккардо, а вот Сайнс из-за канадского штрафа откатился на 15-ю позицию решётки. Причём испанцу, чтобы отыграть этот штраф, придётся опережать довольно сильных соперников — Кевина Магнуссена, Нико Хюлькенберга и Паскаля Верляйна. Таким образом, ситуация пока складывается не в пользу Фаэнцы, и «Торо Россо» рискует потерять позицию в командном зачёте уже в Баку.
Без шансов для «Макларена»
Одним из главных неудачников квалификации стал Ромен Грожан, который никак не может разобраться с работой резины. Француз уже в четвёртый раз в сезоне уступил напарнику, который только в этом году пришёл в команду, и начнёт гонку с 16-го места. Снова не удалось проявить себя и Маркусу Эрикссону. Швед встанет на стартовом поле на 17-ю позицию. Для Эрикссона это уже пятое поражение от Верляйна в шести совместных квалификациях.
«Мерседес»: Хэмилтон 5-3 Боттас
«Феррари»: Феттель 6-2 Райкконен
«Ред Булл»: Ферстаппен 5-3 Риккардо
«Уильямс»: Масса 7-1 Стролл
«Форс Индия»: Перес 7-1 Окон
«Торо Россо»: Сайнс 4-4 Квят
«Рено»: Хюлькенберг 8-0 Палмер
«Хаас»: Грожан 4-4 Магнуссен
«Макларен»: Алонсо 8-0 Вандорн
«Заубер»: Верляйн 5-1 Эрикссон.
Впрочем, хуже всех пришлось Джолиону Палмеру. Весь уик-энд британца проходит на фоне слухов о его скорой отставке, технических проблем и аварий. В пятницу Джолион не удержал болид в узкой связке у Старого города, а в субботу утром его машина загорелась на тренировке. Починить её механики «Рено» не успели, и за квалификацией Палмер наблюдал из боксов. Впрочем, за счёт штрафов «Макларена» британец выиграл пару позиций и стартует 18-м.
А «Макларены» в полном составе разделят последний ряд стартового поля, и это было известно ещё до старта квалификации. По ходу Гран-при Азербайджана Стоффель Вандорн и Фернандо Алонсо получили 35 и 40 позиций штрафов соответственно, и, будь они даже быстрее «Мерседесов», столь большие наказания неизбежно отбросили бы их в самый конец.
Длина: 6003 м.
Количество кругов: 51 (306 км).
Шины: «медиум», «софт» и «суперсофт».
DRS: две зоны — на стартовой прямой и после 2-го поворота.
«Мы настолько медленные, что соперники позади думают, что мы сворачиваем в боксы. Но нет, такова наша скорость. Прошу прощения, если мы кому-то помешали, но это наша скорость, — заявил Алонсо. — По ходу уик-энда ни в одной из сессий мы не были в топ-10, и, думаю, гонка для нас тоже будет трудной. Но в тренировках мы видели довольно много аварий, так что произойти может всякое. Мы должны сохранять концентрацию, держаться подальше от стен и надеяться финишировать в гонке с хорошим результатом».