Минувший Гран-при Бразилии получился, возможно, не самым насыщенным за последние годы, однако яркий прорыв Льюиса Хэмилтона, эмоциональное прощание Фелипе Массы и долгожданный триумф «Феррари» компенсировали нехватку борьбы за победу. Судьба обоих титулов уже определена, команды вовсю работают над проектами следующего года, а до конца сезона остаётся всего одна гонка, тем не менее, для «Феррари» этот успех — хороший знак в преддверии нового сезона, а вот у Боттаса остаётся всё меньше шансов вернуться на прежний уровень.
Гран-при Бразилии глазами СМИ — в традиционном обзоре «Чемпионата».
«Чемпионство Росберга корнями уходит в 2015-й»
«Феррари» не побеждала в Формуле-1 уже несколько месяцев, при это в последних гонках главным соперником «Мерседеса» всё чаще становился «Ред Булл», переигравший немцев в Малайзии и Мексике. Так что победа Феттеля почти для всего паддока стала хорошей новостью — Формуле-1 нужна сильная «Феррари».
«Победа на „Интерлагосе“ стала для Феттеля и „Феррари“ большим утешением. Они не побеждали с Гран-при Венгрии, когда Себ ещё лидировал в чемпионате. В этот раз машина была оптимально сбалансирована, прекрасно работала в поворотах, а немец со всем своим мастерством провёл безупречную гонку», — хвалит победителя обозреватель The Guardian Жиль Ричардс.
FoxSports: После старта Феттель вёл гонку как в свои чемпионские годы с „Ред Булл“, безошибочно контролируя пелотон на протяжении всей дистанции.
«После старта Феттель вёл гонку, как в свои чемпионские годы с „Ред Булл“, безошибочно контролируя пелотон на протяжении всей дистанции, — отмечает Адриан Слабберт из FoxSports. — Ни разу по ходу дистанции Себ не поставил свою „Феррари“ под удар. Жаль, что возвращение на вершину произошло так поздно, но это хороший задел на будущие сражения».
«Феттель безупречен, „Феррари“ побеждает — и это важный сигнал на 2018-й, — восхищается успехом „Скудерии“ итальянский журналист Стефано Манчини из La Stampa. — Это уже пятая победа красных в сезоне: такого не случалось с 2010 года». В Италии бразильский успех восприняли с воодушевлением, но горечь от потерянного титула ещё не прошла, и эта победа — повод верить, что в следующем сезоне появятся новые шансы.
«Теперь „Феррари“ постарается победить в Абу-Даби, чтобы набранного хода хватило до старта сезона-2018. Не будем забывать, что чемпионство Росберга в 2016 году своими корнями уходит в победы немца в концовке сезона-2015, когда Хэмилтон, обеспечив себе титул, сбавил обороты», — напоминает портал Planet F1.
«Позорище, у него совсем не было скорости»
Допустив ошибку в квалификации, Хэмилтон обрёк себя на старт с последнего места, но затем стал одним из главных героев гонки, завоевав четвёртое место. Британец остановился буквально в шаге от подиума и лишь ресурс шин не позволил подняться ещё выше. «Льюис не победил, но вдохновенный прорыв с последнего места показал: стартуй британец хоть немного ближе к лидерам, и гонку выиграл бы он, причём уверенно», — считает автор портала Motorsport Адам Купер.
«Это достижение вряд ли станет главным в послужном списке Хэмилтона, но в этот раз он повторил один из рекордов „Интерлагоса“, державшийся 25 лет, — отмечает на страницах The Daily Mail Дэн Рипли. — Стартовав с пит-лейна, Льюис отыграл 16 позиций — большего на трассе в Сан-Паулу ещё не удавалось никому. И, кстати, вы вряд ли вспомните имена тех, чьи успехи повторил Хэмилтон, — в 1992 году по 16 позиций по ходу Гран-при Бразилии отыграли Джанни Морбиделли и Юкио Катаяма, не самые именитые пилоты».
В то же время превосходная гонка в исполнении Хэмилтона сыграла злую шутку с Валттери Боттасом. Мало того что финн упустил победу, а вместе с ней (вероятно) и вице-чемпионский титул, так ещё и сам темп гонщика на фоне напарника оставлял желать много лучшего. «Посмотрите, на что был способен „Мерседес“, посмотрите на Льюиса. Боттас не в состоянии поддерживать его темп. Это же позорище, у него вообще не было скорости, — приводит слова Жака Вильнёва британский Autosport. — Льюис финишировал всего в трёх секундах позади, хотя стартовал с пит-лейна. Боттас не соответствует темпу Хэмилтона — и так весь год. Что, кстати, для второго номера неплохо».
«По ходу гонки у Боттаса ни разу не было той же скорости, на какой шёл Феттель, немец легко контролировал ход заезда, — соглашается редакция британского телеканала Sky Sports. — Но ещё более яркой иллюстрацией стало то, что Хэмилтон финишировал всего в трёх секундах позади — тревожный звонок для болельщиков Валттери». «У финна была прекрасная возможность доказать, что иерархия в „Мерседесе“ ещё не устоялась, но он провалил старт и не смог побороться с Феттелем», — добавляет бельгийский портал F1i.
«Поначалу Боттас демонстрировал великолепную скорость на уровне собственных выступлений начала сезона. Но в воскресенье, всё пошло наперекосяк. Да, он постоянно преследовал Феттеля, но по-настоящему атаковать немца так и не смог, — считает FoxSports. — Выиграй Боттас старт, и, возможно, именно он бы стоял на вершине подиума. Второе место и поул — вроде бы неплохой результат, но не на волне проблем, с которыми Валттери столкнулся в последние недели».
«Шанс изгнать своих демонов»
Помимо победителей на Гран-при Бразилии был ещё один герой — Фелипе Масса. Да, он прощался с «Интерлагосом» уже во второй раз, но год назад его гонка завершилась в отбойнике, а в этот раз Фелипе боролся по ходу всей дистанции, завоевал несколько очков и закончил гонку на седьмой позиции. Пожалуй, одно это прощание стоило возвращения — в конце концов Фелипе даже поднялся на подиум.
F1i: У финна была прекрасная возможность доказать, что иерархия в „Мерседесе“ ещё не устоялась, но он провалил старт и не смог побороться с Феттелем.
«В этот раз праздник оказался не столь захватывающим, но и второе прощание вышло трогательным. Масса провёл неплохую гонку, а седьмое место — это большее, что можно было сделать за рулём „Уильямса“, — передаёт Фелипе Сиквейра из местного издания Globo Esporte. — Но лучшее случилось уже после финиша, когда Масса проехал круг почёта с зелёным флагом под овации болельщиков. По прибытии на пит-лейн бразильцу аплодировал Фернандо Алонсо. Наконец, в боксах пилота встречала вся семья: отец Титониус, мать Анна, сестра Фернанда, брат Дуду и сын Фелипиньо».
«До аварии в 2009-м Масса был совсем другим гонщиком. В итоге он так и не смог победить Алонсо, кульминацией партнёрства с которым была ставшая крылатой фраза „Фернандо быстрее тебя“, — вспоминает Ричард Роуз из PlanetF1. — Но последняя домашняя гонка подарила Фелипе шанс изгнать часть своих демонов — в Бразилии он блестяще сражался с Алонсо и оставил его позади. И было очень приятно видеть Массу на подиуме, хотя он и приехал только седьмым. В прежней Формуле-1 подобного быть не могло».
«Паддок был под угрозой»
За кулисами предпоследнего этапа главной темой стала криминальная обстановка в Сан-Паулу, где команды подвергаются разбою буквально каждый год. На этот раз в переделку угодили представители «Мерседеса», обеспокоенность по поводу безопасности людей и их имущества выразил даже Льюис Хэмилтон. О том, что происходило за полицейскими кордонами вокруг «Интерлагоса», рассказывает журналист The Daily Mail Дэн Рипли.
«По ходу всего уик-энда паддок был под угрозой. Первый инцидент произошёл в пятницу, когда восемь сотрудников „Мерседеса“ подверглись вооружённому нападению по дороге с трассы в отель. Несмотря на полицейские конвои, сопровождавшие команды, в воскресенье вечером произошла ещё одна попытка ограбления, жертвами на этот раз стали представители „Пирелли“. Кроме того, по ходу уик-энда по пути на трассу чуть не напали на представителей ФИА, а сотрудники „Уильямса“ стали свидетелями ограбления на дороге», — пишет автор.
Planet F1: Последняя домашняя гонка подарила Фелипе шанс изгнать часть своих демонов — в Бразилии он блестяще сражался с Алонсо и оставил его позади.
«После инцидента с командой „Мерседес“ власти города усилили охрану улиц дополнительными отрядами полиции, но это не помешало ещё одной атаке — на этот раз на сотрудников „Пирелли“, — передают корреспонденты Planet F1. — Это в очередной раз подняло вопросы об уровне преступности в стране. Фелипе Масса даже заявил, что ему стыдно за Бразилию». «Думаю, мы все чувствуем одно и то же — от своей страны всегда ждёшь лучшего, — приводит слова пилота издание. — Мы хотим безопасную страну, где мы могли бы учить детей, с хорошими больницами, но узнаёшь о таком и становится грустно. Если ты бразилец, ты чувствуешь, что ты часть проблемы. Это очень грустно, но в будущем мы сможем это изменить».