Российский гонщик Даниил Квят, оказавшийся ненужным «Ред Булл», возвращается в паддок Формулы-1. После долгого информационного молчания (Даниил мелькал разве что в «инстаграме» Келли Пике) Квят подписал контракт с «Феррари», согласно которому станет пилотом команды по развитию. Разберёмся, что это за роль и что она означает для карьеры гонщика.
Кто такой пилот по развитию
Исторически гонщиком по развитию называли одного из неосновных пилотов команды, который и в самом деле помогал развивать машину — работал на симуляторе, давал свои отзывы, при наличии возможности принимал участие в тестах, чтобы сравнить ощущения от автомобиля на трассе и отличном, но всё-таки компьютере.
В последнее время статус «девелопмент-драйвера» размылся — нередко подобную звучную должность получают гонщики, которые на самом деле вряд ли могут помочь инженерам в развитии машины. Например, Кармен Хорда, несмотря на низкую скорость и отсутствие успехов, примерила на себя роль пилотессы по развитию «Лотуса» — злые языки язвили, что Хорде можно поручить разве что работу над тостером на базе в Энстоуне.
Злые языки язвили, что Хорде можно поручить разве что работу над тостером на базе в Энстоуне.
В целом должность пилота по развитию постепенно смешалась с другими аналогичными позициями – тест-пилота, третьего пилота, резервного гонщика. Команды активно набирают молодых и/или богатых гонщиков – мол, приходите, а должность для вас найдём.
И всё-таки в случае с Квятом речь должна пойти о первозданной функции гонщика по развитию. Судя по всему, Даниила ждёт активная работа на симуляторе, а вот с тестами ситуация не слишком радужная: все дни, в которые могут работать боевые пилоты, «Феррари» им и отдаст, а за немногие оставшиеся придётся конкурировать с третьим пилотом «Скудерии» Антонио Джовинацци. При этом итальянец, в отличие от Квята, ещё подходит под критерии молодого гонщика, что даёт ему больше шансов сесть за руль.
Зачем это «Феррари»
«Скудерия» исторически любит привлекать к себе гонщиков, уже имеющих опыт выступлений в Формуле-1. Они не требуют большой зарплаты, рады поработать в великой конюшне и способны поделиться ценными отзывами. Несмотря на спорную историю Квята с «Ред Булл», Даниил – пилот, поработавший в топ-команде, и работа такого гонщика на симуляторе – приятный бонус для «Феррари».
Даниил – пилот, поработавший в топ-команде, и работа такого гонщика на симуляторе – приятный бонус для «Феррари».
В последние годы в резерве у «Феррари» сидели, например, Жан-Эрик Вернь и Эстебан Гутьеррес. При этом если мексиканец в первую очередь был обязан мексиканским миллионам, то Верня – ещё одного выходца из «Ред Булл» — брали именно за опыт. Вот теперь в его роли выступит Квят.
Что это даст Квяту
Не так много, как хотелось бы. Конечно, самые отчаянные болельщики сходу начнут мечтать, что Даниил в 2019-м или ещё когда-нибудь перейдёт на роль основного пилота «Феррари». Но очевидно, что шансы на это невелики. Очередь в «Скудерию» всегда огромная, и в первую очередь итальянцы рассматривают максимально именитых гонщиков, причём из числа боевых.
Да, уже много лет все ждут завершения карьеры Кими Райкконена, но годы идут, а финн продолжает занимать место в кокпите – к разочарованию Нико Хюлькенберга, Ромена Грожана, Серхио Переса, Карлоса Сайнса и далее по списку. Если Кими всё же покинет чемпионат после сезона-2018, то на подходе уже есть Шарль Леклер, свободны от обязательств будут Риккардо, Перес и Грожан, по-прежнему не продлил контракт с «Мерседесом» и Льюис Хэмилтон. Сами понимаете, шансы того же Даниэля будут намного выше, чем у Квята.
Чуть более вероятен сценарий, при котором Кими вдруг окончательно потеряет мотивацию ещё до конца чемпионата – тогда да, «Феррари» наверняка будет выбирать между Квятом и Джовинацци и кто-то из них получит шанс застолбить за собой место. Но это совсем уж теоретические расклады.
В любом случае Даниил остаётся в паддоке, а значит, продолжает привлекать внимание прессы и менеджеров других команд. Хорошая работа в «Феррари» обеспечит его отзывами и опытом, с которыми можно попробовать заключить контракт боевого гонщика на 2019-й. Но пример того же Верня показывает: всё это совсем непросто.
Контракт со «Скудерией» не помешает Квяту при наличии вариантов где-то параллельно гоняться в сезоне-2018.
Вероятно, контракт со «Скудерией» не помешает Квяту при наличии вариантов где-то параллельно гоняться в сезоне-2018. Даниил не примет участия в тестах новичков Формулы-Е, где в любом случае вакансии появятся уже только летом. Ещё продолжают формироваться составы в WEC и, например, Blancpain – может, «Феррари» подсобит? Ждём первых комментариев гонщика и команды. В любом случае хорошо, что появилась хоть какая-то определённость.