На Гран-при Мексики Льюису Хэмилтону достаточно финишировать седьмым, чтобы досрочно завоевать свой пятый титул. Это результат многочисленных тактических и технических просчётов «Феррари», однако немалую роль сыграли и регулярные ошибки Себастьяна Феттеля.
Вспоминаем, как Феттель объяснял свои аварии и штрафы и как по ходу сезона менялась реакция гонщика на собственные промахи.
Гран-при Азербайджана: «Рад, что попробовал»
Первой серьёзной ошибкой Феттеля в этом году стал вылет на Гран-при Азербайджана: на последних кругах Себ шёл вторым и попытался пройти Боттаса, но заблокировал шины, вылетел и откатился на четвёртое место.
Феттель: «Я рад, что попробовал, но не рад, что не получилось. Я должен был попробовать. Я оказался в своего рода ловушке, не мог видеть, где нахожусь относительно поворота. Но если бы не блокировка, это был бы хороший обгон».
Себ должен был побороться за победу — это верно, однако блокировка колёс — не столь безобидная ошибка, как может показаться. Феттель атаковал на первом же после рестарта торможении, когда ни шины, ни тормоза ещё не прогрелись. Манёвр был неподготовлен, Феттель должен был лучше распорядиться своим шансом. К слову, уже через два круга Боттас пробил шину и сошёл — Себ одержал бы победу, если бы немного потерпел.
Гран-при Франции: «Моя ошибка»
На старте гонки во Франции Феттель не рассчитал торможение позади всё того же Боттаса и развернул финна. В итоге немец получил от судей пять секунд штрафа и финишировал только пятым.
Феттель: «Старт получился отличным, но в итоге мне некуда было деваться. Это была моя ошибка. Я пытался затормозить пораньше, но не хватило ни пространства, ни сцепления. Из-за этого я спровоцировал контакт».
Инцидент на «Поль Рикаре» произошёл во многом по тем же причинам, что и вылет в Баку: на непрогретой резине Феттель атаковал весьма агрессивно и поплатился. Этот эпизод должен был стать тревожным звонком для Себа, намёком на то, что в свете борьбы за титул следует быть более прагматичным.
Посмотреть видео можно в официальном аккаунте Формулы-1.
Квалификация в Австрии: «Я не видел Сайнса»
В Шпильберге Феттель получил штраф в три позиции за блокировку Сайнса в квалификации. Инцидент произошёл во втором сегменте и не помешал испанцу пройти в финал, однако для судей это не имело значения.
Феттель: «Я посмотрел в зеркала на главной прямой и не увидел его. Затем, добравшись до первого поворота, снова посмотрел в зеркала. Я не видел его, по радио мне тоже о нём не сказали, так что могу лишь извиниться перед ним».
В том повороте, где Сайнс едва не налетел на Феттеля, действительно сложно разглядеть в зеркалах машину соперника, однако немец в любом случае не должен был так резко бросать газ, оставаясь на траектории. И если ты борешься за титул, одна из твоих задач — следить, чтобы у судей не было повода выписывать тебе штраф.
Гран-при Германии: «Не такая уж крупная ошибка»
Пожалуй, самым запоминающимся провалом Феттеля в этом году стала его домашняя гонка: Себ лидировал с комфортным отрывом, но вылетел в единственном повороте, где нет места, чтобы исправить ошибку.
Феттель: «Не думаю, что это была такая уж крупная ошибка, хотя она повлекла серьёзные последствия. Но не то чтобы я теперь буду плохо спать из-за этого. Это, конечно, разочаровывает, ведь вплоть до этого момента всё складывалось отлично. Тем не менее, у нас сильная машина, так что мы можем быть в себе уверены. Уверены больше, чем кто-либо ещё».
Нет, Себ, это была очень серьёзная ошибка. И дело даже не в вылете самом по себе, а в том, что гонщик продолжал атаковать в той ситуации, когда это было совершенно необязательно. Если бы не этот вылет, Феттель отыграл бы у Хэмилтона десять очков, а в итоге уступил британцу 25. То есть эта ошибка стоила половины из тех 70 очков, которые Себ сейчас проигрывает Хэмилтону.
Себастьян Феттель, «Феррари»
Фото: Getty Images/Getty Images
Гран-при Италии: «Льюис не оставил мне места»
В Монце «Феррари» впервые за 18 лет заняла весь первый ряд стартового поля Гран-при Италии, тифози приготовились праздновать победу «Скудерии». Но Феттель сначала проиграл старт Хэмилтону, а затем в неловкой попытке отыграться вылетел с трассы и откатился в конец пелотона.
Феттель: «Льюис совсем не оставил мне места, у меня не было выбора. Я пытался избежать контакта, но не смог. К сожалению, развернуло именно меня — что довольно иронично. Но это не конец света, завтра будет новый день. Темп у нас есть, мы можем отыграться».
В том инциденте Хэмилтон уже вошёл в «Роджу» впереди Феттеля, и немец должен был принять, что проиграл этот эпизод, однако продолжил сопротивляться. А причины всё те же: нетерпение и излишняя агрессия. Феттель, похоже, так и не уяснил, что на первом круге гонки не выигрываются. Однако в этот раз, в отличие от предыдущих, своей вины гонщик не признал и обвинил во всём Хэмилтона. Эта гонка во многих смыслах стала поворотным моментом чемпионата.
Гран-при Японии: «Ферстаппен не оставил места»
На «Сузуке» у Феттеля снова произошла стычка: на этот раз с Максом Ферстаппеном. Итог, впрочем, был тем же: разворот «Феррари» и продолжение гонки с последних позиций.
Феттель: «Внутри было пространство, но он увидел меня и начал защищаться, хотя я уже был на внутренней траектории. Когда он видит, что кто-то приближается, он начинает выдавливать — при том чрезмерно выдавливать, как я считаю. Но ты всегда должен оставлять место, и в этом случае мне просто некуда было деваться. Тем не менее, это часть гонок, и я не сожалею о своей атаке».
В Японии Феттель снова атаковал там, где совершить обгон шансов не очень много. При этом Макс оставил сопернику место, но дальше расширять траекторию не мог — иначе выехал бы за пределы трассы.
Полностью посмотреть видео можно в официальном аккаунте Формулы-1.
Тренировки в США: «Должен быть какой-то здравый смысл»
На Гран-при США проблемы у Феттеля начались уже в тренировках, когда немец недостаточно замедлился в режиме красных флагов и схлопотал очередной штраф на стартовой решётке.
Феттель: «Я думаю, что должен быть какой-то здравый смысл. Это был первый раз, когда процедура действовала во время дождя, а в таких условиях целевая скорость очень низкая. Чтобы соответствовать дельте, я должен был сбросить буквально до 40-50 км/ч, но я считаю, что это неправильно, ведь если позади идёт машина, она врежется в тебя».
Возможно, в словах Феттеля и есть разумное зерно, только вот высказывать его нужно было на брифингах до того, как правила появились в регламенте. У других пилотов, включая, например, Шона Гелаэла, проблем с дельтой не возникло, а вот Себ счёл правила глупыми.
Гран-при США: «Риккардо, похоже, не видел меня»
Американские злоключения немца продолжились в гонке. Уже на первом круге у Феттеля произошёл контакт с Риккардо, после чего заезд принял уже привычный для Себа оборот: прорыв из конца пелотона.
Феттель: «Я приблизился, занял внутренний радиус, он пытался пройти поворот по внешней траектории и, похоже, не видел меня. Удар получился довольно сильным, из-за чего я потерял автомобиль и ушёл в разворот».
Да, Феттель действительно был внутри, но не удержал машину на апексе и вынужден был выравнивать её обратным движением руля, расширяя траекторию — после этого и произошёл контакт. Дэну деваться было уже некуда — он и без того выходил из поворота впритирку к внешней бровке.
Себ, пора учиться на ошибках
На протяжении всего сезона Феттель допускает одни и те же ошибки и каждый раз настаивает на том, что, увидев возможность для атаки, он должен атаковать. Да, это верно, гонщик должен бороться за позицию, но если каждый раз эта борьба заканчивается вылетом с трассы и потерей всех шансов на победу, что-то нужно менять.
Однако даже больше настораживает то, что, в отличие от первых гонок, Феттель перестал признавать за собой ошибки — у немца каждый раз виноват кто-то другой: Хэмилтон, Ферстаппен, Риккардо, правила. Складывается ощущение, что Себастьяну не удаётся также долго сохранять концентрацию, как, например, Льюису, у которого в этом году не было столь дорогостоящих просчётов.
И именно поэтому Хэмилтон едет в Мехико за пятым титулом и Феттель уже ничего не может с этим поделать. Возможно, в следующем году лидер «Феррари» будет выглядеть сильнее и вернётся на тот уровень, на котором выступал за «Ред Булл». Но это произойдёт лишь в том случае, если гонщик извлечёт уроки из своих ошибок. Этот чемпионат Себ похоронил сам.