Со следующего сезона вместо Кими Райкконена в «Феррари» поедет Шарль Леклер. 20-летний дебютант, который ещё год назад выступал в Формуле-2, получит самую желанную машину в автоспорте — «Феррари» Формулы-1. И хотя «Скудерия» известна тем, что предпочитает приглашать состоявшихся пилотов со стороны, это не первый случай, когда в кокпит садится молодой гонщик без опыта борьбы на таком высоком уровне. Вспоминает других молодых гонщиков «Скудерии» и чего они добились.
Фелипе Масса: чемпион на 40 секунд
Как и Леклера, Массу «Феррари» поддерживала ещё в молодёжных сериях и на дебютный сезон пристроила в «Заубер». Фелипе при этом откатал за Хинвиль три года и ещё один полный сезон провёл в «Скудерии» тестером. Призовым пилотом «Феррари» Масса стал только в 2006-м, зато уже в 24 года он — напарник Михаэля Шумахера. Более того, семикратный чемпион мира стал для бразильца наставником, и предполагалось, что Фелипе займёт его место, когда немец примет решение уйти.
Ждать пришлось недолго: Шумахер покинул «Феррари» уже в конце 2006-го, и на следующий год напарником Массы стал Кими Райкконен. В тот момент у «Феррари», впервые за долгое время, не было явного лидера, и когда в середине сезона-2008 у Кими Райкконена началась серия неудач, главным соперником Хэмилтона стал Масса.
Фелипе так и не смог опередить Льюиса — во многом из-за ошибки механиков на пит-стопе в Сингапуре. Его последним шансом был финальный домашний Гран-при, на котором Масса завоевал поул и лидировал вплоть до самого финиша. Хэмилтон на последний круг ушёл только шестым, и в «Феррари» даже уже начали праздновать победу в чемпионате, но в последнем повороте британец обогнал Тимо Глока, отыграл одну позицию — а с ней и недостающие очки, и через 40 секунд после финиша вернул себе первую строчку в турнирной таблице.
Больше такого шанса у Массы не было. Уже в 2009 году, при смене регламента, «Феррари» откатилась назад, а на «Хунграроринге» Фелипе получил травму — пружина от «Брауна» Рубенса Баррикелло прилетела бразильцу прямо в шлем — и выбыл до конца сезона. Масса полностью восстановился и даже чуть не выиграл Гран-при Германии в 2010-м, но команда потребовала пропустить вперёд Фернандо Алонсо — испанец стал новым лидером команды. Тот момент, по признанию самого Массы, стал самым тяжёлым в его карьере. Фелипе провёл в «Феррари» ещё три года — вторым номером при Алонсо — и пару раз поднялся на подиум. В 2014-м он перешёл в «Уильямс», с которым завоевал несколько успехов, в том числе подиумов в Бразилии и Италии, но гонок больше не выигрывал.
Жан Алези: свой француз в Маранелло
Другим примером относительно молодого пилота за рулём «Феррари» служит Жан Алези — француз попал в «Скудерию» в 26 лет, после пары сезонов в «Тиррелле». Перспективного Жана звали и в «Феррари», и в «Уильямс». После раздумий француз выбрал «Скудерию» — и прогадал: «Уильямс» в 1992-1993 годах оказался непобедим, в то время как «Феррари» провалилась. Уже машина 1991 года была довольно посредственной — со скандалом покинувший «Феррари» Ален Прост сравнил её с грузовиком.
Алези провёл в «Феррари» в общей сложности пять лет, в красном комбинезоне он поднимался на подиумы в Монако и Монце, Японии и Бразилии (16 раз в общей сложности) и одержал свою единственную победу — на Гран-при Канады-1995, когда на «Бенеттоне» Михаэля Шумахера заклинило трансмиссию. Это был последний год Алези в «Феррари» — затем он выступал за «Бенеттон», «Заубер» и «Прост», и хотя никогда не боролся за чемпионство, остался одним из любимых гонщиков тиффози.
Жан Алези и Ники Лауда
Фото: Mike Hewitt/ALLSPORT
Жиль Вильнёв: любимый гонщик Энцо Феррари
Вильнёв-старший стал одним из самых ярких пилотов в истории Формулы-1, причём в «Феррари» канадец попал, когда о нём почти никто не знал, а все его главные успехи были связаны с гонками на снегоходах. Энцо Феррари обратил на Вильнёва внимание после первой же гонки, когда он по протекции Джеймса Ханта получил шанс выступить за «Макларен». Последние две гонки того сезона — в 1977-м — Жиль проехал уже на «Феррари», в тот момент ему было 27 лет.
В «Феррари» Вильнёв запомнился агрессивным и временами безбашенным стилем пилотирования, зрелищными дуэлями на трассе и фирменным заносом. Уже в 1978-м, второй раз жизни выступая на Гран-при Канады, он одержал свою первую победу, затем выиграл ещё пять гонок — включая Гран-при Монако-1981. Но стать чемпионом Жиль не успел: в Бельгии в 1982-м гонщик разбился на квалификации, на полном ходу влетев в «Марч» Йохена Масса.
Ники Лауда: аристократ-драйвер
Ники Лауда попал в Формулу-1 как типичный рента-драйвер — взял кредит в банке, чтобы выступать за «Марч» и БРМ, но блеснуть за рулём посредственной техники австрийцу не удалось. Тем не менее Клей Регаццони, который выступал вместе с Лаудой за БРМ, по возвращении в «Феррари» так нахваливал Ники, что уже в 1974-м австриец присоединился к нему в составе «Скудерии». Лауде было 25 лет.
В своей первой же гонке за «Феррари» Лауда финишировал вторым (Гран-при Аргентины), а на четвёртом этапе сезона одержал первую победу (Гран-при Испании). На следующий год — в 1975-м — Лауда выиграл свой первый Гран-при Монако и стал чемпионом мира. В 1976-м австриец снова был главным претендентом на титул, но из-за аварии на «Нюрбургринге» он уступил одно очко Джеймсу Ханту. Тем не менее в 1977-м Лауда выиграл второй титул, после чего гонялся за «Брэбэм» и в третий раз стал чемпионом мира — в составе «Макларена».
Жаки Икс: будущий Мистер Ле-Ман
Жаки Икс обратил на себя внимание на «Нордшляйфе» в 1967-м — 22-летний парень за рулём «Матры» Формулы-2 квалифицировался третьим, а в гонке, стартовав из конца пелотона, чтобы не мешать более мощным болидам Формулы-1, уже после четырёх кругов шёл на пятой позиции. Правда, через четыре круга на его машине не выдержала подвеска, но уже на следующий год Жаки Икс выступал за «Феррари». Дебют вышел здорово: подиум в Спа, победа в Руэне, но концовка сезона была омрачена переломом ноги и пропуском пары гонок.
Тем не менее в 1969 году Икс решил уйти в «Брэбэм» — ещё несколько раз поднялся на подиум и выиграл две гонки, но всё же вернулся в «Скудерию» в 1970-м. За «Феррари» он провёл ещё три сезона, завоевал за это время пять побед и несколько раз поднимался на подиум, однако из-за частых сходов выиграть чемпионат так и не удалось. Позднее Икс выступал в Формуле-1 за «Макларен», «Лотус», «Уильямс», «Энсайн» и «Лижье», но гораздо большую известность приобрёл за счёт своих успехов в Ле-Мане — к 1982 году он одержал рекордные шесть побед и теперь считается легендой гонок спорткаров.
Лоренцо Бандини: с двух колёс на четыре
Лоренцо Бандини попал в «Феррари» в 1962-м, в возрасте 27 лет. Своих первых успехов Бандини добился в «Милле Милья» и гонках на мотоциклах, затем блеснул в молодёжных сериях и пробился в Формулу-1 в составе частной команды «Скудерия Центро Суд». В зачёте чемпионата мира у Лоренцо к тому моменту не было ни одного очка, а лучший финиш — восьмое место.
Однако в составе «Феррари» Бандини уже в первой гонке завоевал подиум — третье место в Монако-1962. В 1964-м он выиграл Гран-при Австрии и закончил чемпионат на четвёртой позиции, однако лидером команды в этот период стал Джон Сёртис — ещё один экс-пилот мотогонок. А в 1967-м Бандини попал в страшную аварию с пожаром в Монако — он скончался через три дня от ожогов. С 1992 года в честь гонщика вручается ежегодная Премия Лоренцо Бандини — ежегодная награда за выдающиеся выступления в автоспорте. Среди её лауреатов Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер.
Рикардо Родригес: мексиканский вундеркинд
Самым молодым пилотом, когда-либо выступавшим за «Феррари», является Рикардо Родригес — в 1961 году он вышел на старт Гран-при Италии в возрасте 19 лет и 208 дней. К этому возрасту он успел выиграть несколько национальных чемпионатов по мотогонкам, несколько заездов спорткаров, получить отказ в участии в «24 часах Ле-Мана» (в 1958-м ему было 16 лет — не пустили по возрасту) и завоевать в ней второе место (в 1960-м, в 18 лет и 133 дня — он до сих пор самый молодой пилот, когда-либо стоявший на подиуме легендарного марафона). Он и в Формуле-1 многие годы считался самым молодым пилотом в истории, пока через 19 лет на Гран-при Канады не выступил Майк Такуэлл — ещё более молодой пилот.
В Формуле-1 в составе «Феррари» Рикардо Родригес провёл всего пять гонок (лучший результат — четвёртое место на Гран-при Бельгии-1962), но его уже называли будущим чемпионом. Но Родригес не успел… «Феррари» не стала участвовать во внезачётном Гран-при Мексики, и Рикардо решил уйти в «Лотус», чтобы выступить в этой гонке. Из-за поломки подвески Родригес разбился в повороте «Перальтада».
Сейчас трасса в Мехико носит имя братьев Родригес — Рикардо и его старшего брата Педро, который тоже выступал за «Феррари» и мог стать чемпионом, но погиб в гонке спортпрототипов, когда на «Норисринге» соперник выдавил его «Феррари» в стену.