Показать ещё Все новости
10 лет назад Шумахер вернулся в Ф-1: ноль побед, уступил напарнику. Но это было не зря
Дмитрий Захарченко
Возвращение Шумахера в Формулу-1 в 2010 го
Комментарии
Многие были уверены, что Михаэль возьмёт с «Мерседесом» восьмой титул. Реальность оказалась суровее.

10 лет назад Шумахер сенсационно вернулся в Формулу-1. Михаэль, который побил все мыслимые и немыслимые рекорды с «Феррари», откликнулся на предложение «Мерседеса» и спустя три года вновь вышел на стартовую решётку. Ожидания были высоки, но с «Серебряными стрелами» немец так и не выиграл не то что восьмого титула, но и 92-й гонки.

Несмотря на это, Шумахер вернулся не зря — это был такой Михаэль, которого мир прежде никогда не видел. И уже одно это того стоило.

Материалы по теме
Шесть лет травме Шумахера. Обязана ли семья Шуми говорить больше про его состояние?
Шесть лет травме Шумахера. Обязана ли семья Шуми говорить больше про его состояние?

Замах на восьмой титул

Ожидания были грандиозные. «Мерседес», к которому присоединялся Шумахер, по факту был «Брауном», только что сделавшим чемпионом мира Дженсона Баттона. Кроме того, семикратный чемпион мира снова должен был поработать с Россом Брауном — одним из творцов его успехов в «Феррари» в 2000-е. Тогда казалось, что с поддержкой автоконцерна эта команда, с трудом пережившая предыдущее межсезонье, обретёт истинное величие. И Браун с Шумахером точно знают, как это сделать.

Проблема, однако, была в том, что Михаэль уже три года не гонялся и не вёл контактной борьбы. Бывали случаи, когда пилоты уходили из чемпионата, возвращались в него и вновь становились чемпионами мира — Ники Лауда, Ален Прост, но в случае с Шумахером Формула-1 за три года кардинально изменилась.

Михаэль Шумахер на Гран-при Италии-2010

Михаэль Шумахер на Гран-при Италии-2010

Фото: Clive Mason/Getty Images

Когда Шумахер уходил, на его «Феррари» стояли дубовые шины, позволявшие немцу выжимать из техники то, чего не удавалось другим. Теперь же ему нужно было работать с нежной резиной «Пирелли», требовавшей деликатного обращения. Немцу приходилось адаптироваться заново, а ведь в 2010-м ему был уже 41 год — в таком возрасте в Формуле-1 побеждали разве что в 50-х (исключения составляют лишь Джек Брэбэм и победа Найджела Мэнселла в скандально известной Аделаиде-94).

К тому же выяснилось, что «Мерседес» далеко не так быстр, как годом ранее «Браун». Не имея ресурсов на развитие шасси, в «Брауне» не особенно вкладывались в разработки, несмотря на корректировку правил, и сокращали персонал. Если, например, «Ред Булл» и «Макларен» в квалификации в Барселоне-2010 выступили примерно на том уже уровне, что и годом ранее, то «Феррари» потеряла полсекунды, а «Мерседес» — почти восемь десятых. Этот автомобиль даже семикратный чемпион мира не мог вытащить на подиум, но вокруг заговорили о том, что Михаэль уже не тот и зря возвращался в Формулу-1.

Материалы по теме
20 лет назад Шумахер вернулся в Формулу-1 после перелома ноги. И всех разгромил
20 лет назад Шумахер вернулся в Формулу-1 после перелома ноги. И всех разгромил

Отец основатель

Скорость машины, к слову, была не главной проблемой команды — она была дезорганизована. С приходом «Мерседеса» появились новые люди, в то время как структура «Брауна» уже несколько месяцев была заточена под минимальное количество сотрудников и минимум издержек. Большие возможности — это также большая ответственность. Этому команду «Мерседеса» в Формуле-1 научил Михаэль Шумахер.

«Я работал с Михаэлем и знал, какой он человек, какие у него стандарты и требования, а остальные парни — не знали, — вспоминает Росс Браун. — Джок Клиа — он был инженером Вильнёва, когда они с Шумахером столкнулись (в Хересе-97 — прим. „Чемпионата“) — страстно ненавидел Михаэля. До тех пор пока не пришёл Шумахер и они не поработали вместе. Шумахер принёс в команду дисциплину, рабочую этику, подход. Он поднял стандарты».

Росс Браун и Михаэль Шумахер

Росс Браун и Михаэль Шумахер

Фото: Mark Thompson/Getty Images

«Михаэль — один из пяти отцов основателей нашего успеха. Он сыграл ключевую роль для „Мерседеса“, и мы невероятно благодарны за всё, что он для нас сделал, — сказал в одном из интервью Тото Вольф, руководитель команды. — Он также оказал огромное влияние на всю Формулу-1 — не только своими рекордами, которые ещё не побиты, но он в целом придал спорту новый облик и изменил его навсегда».

Благодаря Шумахеру «Мерседесу» удалось заложить основы той команды, которая в будущем шесть лет подряд (или даже больше) будет безоговорочно побеждать в чемпионате. Да, Михаэль не стал тем пилотом, который принёс «Мерседесу» все эти титулы, но в каком-то смысле сделал для команды то же самое, за что его боготворят в Маранелло — научил побеждать.

Материалы по теме
Полвека Михаэля Шумахера. За что любят и ненавидят Красного Барона
Полвека Михаэля Шумахера. За что любят и ненавидят Красного Барона

Другой Шумахер

В составе «Мерседеса» Шумахер в каждом из сезонов набирал меньше очков, чем Нико Росберг, и лишь в 2012-м не уступил напарнику в квалификационной дуэли — в том году счёт был равным. Спортивный итог трёх лет Михаэля после возвращения — один-единственный подиум. Мелочь для пилота, который до сих пор удерживает рекорды по количеству побед в Гран-при и чемпионских титулов.

Гран-при Европы-2012 — последний подиум в карьере Шумахера

Гран-при Европы-2012 — последний подиум в карьере Шумахера

Фото: Ker Robertson/Getty Images

Тем не менее за рулём «Мерседеса», который не был способен на победы, немец испытывал гораздо меньший прессинг — вместо Шумахера-машины был Шумахер-человек. Он гораздо чаще улыбался и в целом выглядел более расслабленным, когда выступал за «Феррари» и каждую секунду своего времени посвящал борьбе за чемпионский титул.

Шумахер передал «Мерседесу» бесценный опыт и подарил своим болельщикам ещё три сезона борьбы — и был неизменно открыт для прессы и фанатов. В 43 года Михаэль не всегда был идеален и допускал ошибки, которые не были свойственны Шумахеру 2000-х, однако с тех пор в Формуле-1 вообще не было ни одного пилота такого возраста. Провалом это точно нельзя назвать.

Материалы по теме
Поражение, которое круче победы. Как Шумахер вопреки всему взял подиум Поражение, которое круче победы. Как Шумахер вопреки всему взял подиум
Почему сезон-1997 — лучший в истории Формулы-1 Почему сезон-1997 — лучший в истории Формулы-1
Комментарии