>>> Кубок мира. Россия выиграла у молодых звёзд СА. Как это было
Когда, отвечая на один из вопросов после матча со Швецией, Олег Знарок обронил фразу «нам ещё играть и играть…», сложилось впечатление, будто главный тренер сборной России говорит о каком-то другом турнире. Прелесть и одновременно бич Кубка мира в том, что заканчивается он, толком не сумев
начаться. Всего одно поражение поставило россиян на край пропасти. По сути, плей-офф для нашей сборной начался на два матча раньше запланированного. Как поведут себя в такой ситуации тренеры и игроки – крайне любопытно. В подобном положении, когда есть риск вовсе не выйти из группы, Знарок не был ещё ни разу. А уж прекратить хоть какие-либо потуги за несколько дней до окончания предварительного этапа – значит поставить клеймо на своей тренерской карьере.
По тренировке, которая проходила в день матча по желанию, было не ясно, насколько серьёзными будут изменения в составе сборной России. Отсутствие на занятии Овечкина, Зайцева, Емелина и Маркова также можно было трактовать по-разному. Если первые двое были чуть ли не лучшими в матче со шведами, то пара из «Монреаля» игру провалила. Не давали ответа и сочетания, которые были точь-в-точь те же, что и днём ранее в матче с «Тре крунур». Неужели Знарок даже на пороге провала не отступит от принципов и не перетряхнёт состав? Каким же было удивление, когда в стартовой заявке не оказалось ни одного нетронутого звена! Владимир Тарасенко, как и в концовке матча со Швецией, обосновался в первом звене, его место занял Никита Кучеров, а наиболее радикальное изменение произошло в питерской тройке.
Ещё в третьем периоде матча Россия – Швеция показалось, что Знарок начинает осознавать, какую ошибку он совершил, сделав ставку на Шипачёва. За несостоявшимся спасением россиян Вадим наблюдал со скамейки запасных. И вот в звене с Панариным и Дадоновым мягкого и не самого умелого по части обороны центрфорварда заменил Евгений Кузнецов, а в четвёртой тройке появился Владислав Наместников. Это уже третье сочетание, в котором Знарок пробует челябинца. На этот раз Кузнецову достался в партнёры старый знакомый, с которым он пять лет назад спасал отечество в легендарном финале Баффало. Напомним, что «камбэк» с канадцами российская «молодёжка» совершила усилиями только-только созданного звена Панарин – Кузнецов – Тарасенко. Учитывая, что «золотую» связку Знарок восстановил в преддверии встречи с молодыми канадцами и американцами, это выглядело как прямая отсылка к Брагину.
Свой перевод в новое звено Кузнецов воспринял как-то странно. В первой же смене он впился в соперника, сопровождая его по всей площадке и орудуя при этом клюшкой. Активно, агрессивно, но мудро ли? В итоге форвард «Вашингтона» доигрался, нарушив правила на Джейкобе Троубе, который заменял в составе североамериканцев травмированного Аарона Экблада. Это будет не единственное удаление Кузнецова в матче. Под занавес первого периода он схватит не менее глупые две минуты. Желания у Евгения и его партнёров было в достатке, но от команды, которая превосходит соперника в опыте, ждёшь более хладнокровной игры.
Как и ожидалось, североамериканцы после шведов стали настоящей отдушиной для наших нападающих. Ни тебе болота в средней зоне, ни забора на синей линии. Твори – не хочу. Сборная России охотно согласилась сыграть с «янгстерами» в открытый хоккей, за что вскоре и поплатилась. В первом периоде, словно по шаблону, реализовывался один и тот же сценарий: как только подопечные Знарка проводят мало-мальски осознанную атаку, тут же получают ответ от североамериканцев! Именно так и был открыт счёт в матче. Начав собственную атаку с броска Александра Овечкина, через несколько секунд россияне выгребали шайбу из ворот Сергея Бобровского. Где был в момент контратаки Андрей Марков? Почему не перехватил передачу Емелин? Вопросы по этому голу могут быть ко всей пятёрке. Но куда символичнее был забег Макдэвида от Дацюка. Павел, беспомощно проигрывавший конёк восходящей звезде мирового хоккея, олицетворял уходящую эпоху.
Нет, конечно, даже в эти минуты игра сборной России не была безнадёжной. В отличие от встречи со шведами, наши парни то и дело создавали моменты. По-новому засверкал Кучеров, переведённый к Малкину. Освободившись от гнёта Овечкина, он стал практически каждую смену заканчивать бросками, пусть и не всегда точными. Но и после пропущенной шайбы сборная России продолжила напарываться на ответные выпады парней Маклеллана. Одна из таких контратак родилась из обреза Панарина в чужой зоне. Подстраховал форварда «Чикаго» его же одноклубник Анисимов, который вовремя вернулся в оборону и каким-то чудом погасил атаку «3 в 1». Такими уколами североамериканцы пытались отбить у сборной России всяческое желание идти в атаку всей пятёркой.
После матча со Швецией только ленивый не критиковал Знарка за то, что он ограничивал игровое время Овечкина. В качестве контраста предлагался «айстайм» Телегина, который до третьего периода был равен капитанскому. И надо же было такому случиться, что после первого периода матча Россия – Северная Америка неприметный форвард четвёртого звена проведёт на площадке 5.03, а лучший снайпер НХЛ всего 4.31! Этому, правда, есть логическое объяснение. В первом периоде сборная России не играла в большинстве, зато вчетвером поиграть успела. Почти две минуты Телегина накопились именно благодаря игре в формате «4 на 5». Время Овечкина пришло после перерыва, когда Колтон Парэйко и Брендон Саад удалились друг за другом, подарив нашей сборной почти беспрерывные четыре минуты большинства.
Сказать, что сборная России бездарно воспользовалась шансом, значит ничего не сказать. На протяжении всего времени, пока наши парни имели численное преимущество, они не нанесли ни одного броска по воротам Мюррея! Более того, даже вход в зону для звёзд калибра Овечкина, Малкина и Тарасенко обернулся колоссальной проблемой. Брак в передачах, нелогичные манёвры и общая неторопливость поражали. Впрочем, отсутствие каких-либо моментов в большинстве – это цветочки. Только чудотворец по фамилии Бобровский уберёг сборную России от действительно больших неприятностей. Кулёмин, которого Знарок упорно выпускает в большинстве, на ровном месте подарил шайбу Макдэвиду. Коннор убежал один на один с нашим вратарём, но, встретившись с обладателем «Везины», остался ни с чем. Как выяснится позже, этот сейв Бобровского перевернёт игру с ног на голову.
Чудо-спасение Бобровского подействовало на полевых игроков сборной России отрезвляюще. Даже холодный душ и речь Знарка в перерыве не были бы столь эффективны. Буквально сразу же у ворот североамериканцев начали возникать моменты. Вот Дацюк находит классным пасом Тарасенко, а через смену уже Кучеров атакует из отменной позиции. Положил же начало российскому спасению…Телегин! Самый критикуемый игрок российской команды бросил по воротам, и тут как тут на добивании оказался Наместников. Форвард, дебютировавший за сборную в официальных матчах, угодил в штангу, но шайба, рикошетом от амуниции канадского вратаря, проскочила за ленточку. Кто-то скажет, что Наместникову повезло, но разве попадание в каркас ворот – это везение?
То, что сотворили игроки сборной России за последующие пять минут, ничем, кроме как пойманным куражом, не назовёшь. За этот отрезок подопечные Знарка сумели довести счёт до 4:1 и вынудили Маклеллана произвести смену вратаря. Сразу после гола Наместникова в штангу зарядил Овечкин, но главными героями встречи стал не наш капитан и не Малкин, а новое поколение российских нападающих. За выверенным броском Кучерова последовал соло-проход Кузнецова, который исправился за свои удаления в первой половине матча. Евгений, протащив шайбу от ворот до ворот, словно вспомнил своё кахаэловское прошлое. А куда, если говорить о поколении «золотого Баффало», без Тарасенко? Капитан «молодёжки» так зарядил с разворота, что у Мюррея не было не малейшего шанса остановить шайбу.
Казалось, что после такой пятиминутки североамериканская молодёжь уже не очухается. Сборная России вроде бы прибила соперника скоростью и силовой игрой, но шайба Моргана Райлли за две минуты до конца второго периода вернула матчу интригу. Заключительный отрезок прошёл настолько драматично, насколько это возможно. Получив шанс в большинстве, североамериканцы им воспользовались, а шайбу в ворота завёз не кто-то из молодых звёзд, а Зайцев, державший караул на пятаке. Но настоящим испытанием обернулся полутораминутный отрезок, который россияне провели втроём. Вслед за Панариным, который удалился в средней зоне, штраф за выброс шайбы получил Анисимов. Одним из тех, кто отбивался в столь тяжёлое для нас время, стал Телегин, вышедший на лёд, несмотря на полученную травму.
Концовка с удалением Орлова, игрой «6 на 4» и оглушающим звоном штанги добавила седых волос тем, кто решил эту ночь провести у экрана телевизора. Этот матч как никакой другой на Кубке мира напоминал типичную игру с молодёжного чемпионата мира. Здесь вам и классическое противостояние Россия – Канада, приправленное лучшей американской молодёжью, и самые настоящие хоккейные качели. Типичными оказались и проблемы североамериканцев на последнем рубеже. Так стоит ли удивляться, что победу для России добыли те, кто ещё прекрасно помнит, каково это – побеждать канадцев на МЧМ? Прежде всего это успех Бобровского и «детей Брагина».