Этот сезон КХЛ уже становится уникальным для нашего современного хоккея. В лиге появилась команда, способная на протяжении как минимум двух месяцев выигрывать на стабильной основе всех соперников и дома, и на выезде, и имя этой команде не СКА или ЦСКА. В самом начале сезона казалось, что бросить вызов «армейцам» способен «Авангард», выглядевший очень мощно, но «ястребы» существенно сбавили ход, а вот «Автомобилист» давит на газ без отдыха.
Уральцы превосходят даже самые смелые летние прогнозы на их выступление. Да, мы ждали, что в Екатеринбурге появится топ-клуб, понимали, что «Автомобилист» будет идти в лидерах Востока, но что команда Мартемьянова к началу ноября проиграет лишь одну встречу из 25 в сезоне и катком пройдётся по соперникам самого разного уровня вряд ли кто-то мог предположить.
Признайтесь, вы не до конца верили и в главного тренера «Автомобилиста», полагая, что его успех с «Амуром» не гарантирует успешной работы в более амбициозном клубе. Но Мартемьянов показывает себя так, словно всю жизнь работал в топ-командах и привык бороться только за высокие места. Ни ему, ни новым лидерам «Автомобилиста» не понадобилось время на притирку и осознание кардинально новых целей екатеринбургского клуба, уральцы с первого же матча понеслись вперёд и не желают останавливаться до сих пор.
Конечно, при таких результатах «Автомобилисту» не уйти от сравнений с ЦСКА и СКА, к длительным победным сериям которых мы привыкли за последние годы. При сопоставлении уральцев с «армейскими» коллективами можно найти что-то общее, но всё же прорыв «Автомобилиста» остаётся уникальным, ни на что не похожим событием.
Успех невозможен без надёжной обороны
Что действительно объединяет СКА, ЦСКА и нынешний «Автомобилист», так это чётко поставленная система игры в защите и наличие вратаря топ-уровня. Все успехи этих команд базируется на сверхнадёжной обороне, которая позволяет выигрывать даже те матчи, в которых не всё получается у нападения. ЦСКА на протяжении последних четырёх сезонов является самой малопропускающей командой КХЛ, недалеко ушёл и СКА. В этом чемпионате по этому показателю «армейцам» конкуренцию составляет «Автомобилист». Эта тройка с большим отрывом лидирует по непробиваемости обороны.
Главные примы в защитных схемах этих команд – голкиперы. Илья Сорокин в ЦСКА вырос во вратаря высочайшего уровня, в среднем он отражает около 93% бросков по своим воротам, а коэффициент надёжности никогда за время его выступлений за «армейцев» не опускался ниже 1,6 шайб за игру. В СКА похожая история с Игорем Шестёркиным, которого, правда, в прошлые годы в решающих матчах неизменно вытеснял Микко Коскинен. Сейчас Шестёркин делит место в питерских воротах с Магнусом Хелльбергом, и на двоих голкиперы СКА в этом сезоне установили рекорд по продолжительности «сухой» серии в чемпионатах России – Шестёркин и Хелльберг не пропускали 326 минут и 27 секунд, это четыре с половиной матча подряд.
В «Автомобилисте» есть свой главный страж ворот. Якуб Коварж давно (пусть и с небольшим перерывом) выступает в уральском клубе, он и раньше считался голкипером экстра-класса, но сейчас система игры в обороне, выстроенная Андреем Мартемьяновым, позволяет показывать чеху лучшие цифры в карьере. 95,5% ОБ, КН – 1,34 и четыре сухих матча – несколько игр в сезоне «Автомобилист» выиграл исключительно благодаря своему вратарю.
Голкипер может вытворять чудеса в воротах, но без помощи полевых игроков это может оказаться бесполезным для команды. Андрей Мартемьянов в «Автомобилисте» смог выстроить практически идеальную оборону, хотя по сравнению с прошлым сезоном ряды уральской защиты пополнили лишь Ефим Гуркин, Михаил Мамкин, да Иван Вишневский. Вообще, в этой линии у екатеринбуржцев нет громких имён, а многие оборонцы уже в приличном для хоккея возрасте. Дениса Бодрова, Станислава Егоршева, Георгия Мишарина, Кирилла Лямина ни при каких обстоятельствах нельзя назвать топовыми защитниками. Выделяется, пожалуй, только Никита Трямкин, но это воспитанник местного хоккея. Тем не менее, из всей этой команды Андрей Мартемьянов сумел слепить лучшую оборону Восточной конференции.
СКА и ЦСКА также выделяются организацией игры в защите, но материал для работы у тренеров «армейцев» куда интереснее. Костяк обороны в этих командых составляли и составляют топовые российские защитники, основа национальной сборной. Олегу Знарку и Илье Воробьёву, Дмитрию Квартальнову и Игорю Никитину, которые работали или продолжают работать с Богданом Киселевичем, Вячеславом Войновым, Владиславом Гавриковым, Никитой Нестеровым, было не в пример проще, чем Андрею Мартемьянову в «Автомобилисте». Без звёзд обороны, он сумел построить такую же крепкую защиту, как и в «армейских» командах, и в первую очередь благодаря этому, уральцы уже поднялись так высоко.
Фото: Александр Коркка, photo.khl.ru
Топ-форварды и никаких кризисов
Но оборона обороной, а победная поступь команды невозможна без ярких исполнителей в нападении. Наличие топ-форвадов – визитная карточка большого клуба. Но и здесь «Автомобилист» можно с большой натяжкой приравнять к ЦСКА, и тем более СКА. В Санкт-Петербурге в последние годы всегда были нападающие мирового уровня. Артемий Панарин, Евгений Дадонов, Вадим Шипачёв, Павел Дацюк, Илья Ковальчук, Никита Гусев – сливки российского атакующего хоккея принесли СКА два кубка Гагарина за последние четыре года. В ЦСКА долгое время выступал Александр Радулов, но и сейчас у московских «армейцев» есть немало ярких исполнителей – Кирилл Капризов, Линден Вей, Максим Шалунов, Михаил Григоренко.
В «армейских» командах сосредоточены практически все лучшие хоккеисты с российским паспортом, и «Автомобилисту» ничего не оставалось, как пригласить на лидирующие позиции легионеров. Клуб пополнили Стефан Да Коста, Найджел Доус и Дэн Секстон, и эта тройка вместе с Анатолием Голышевым – главные звёзды уральской команды. Приглашение этих иностранцев было сопряжено с рисками. Стефан Да Коста имеет репутацию хоккеиста, подверженного травмам. Секстон блистал в середняке «Нефтехимике», не факт, что он проявил бы себя в клубе с высокими целями. Доусу уже 33 года, и также не было гарантий, что Найджел будет так же хорош, как и в «Барысе», где на него едва ли не молились. Но пока главные надежды «Автомобилиста» обходятся без травм, проявляют себя крайне профессионально, и нападение уральцев выдерживает сравнение с атакой СКА и ЦСКА. Более того, «Автомобилист» является самой забивной командой КХЛ, а «армейцев» нет даже в тройке по этому показателю. И здесь, конечно, заслуга не только звёздных форвардов уральцев, но и Андрея Мартемьянова, который блестяще работает с остальными нападающими клуба. Но о тренерском гении специалиста ещё будет сказано ниже.
Наконец, хочется выделить ещё одну общую черту СКА, ЦСКА и сегодняшнего «Автомобилиста». Для этих команд не существует понятия кризиса и запланированного спада, поэтому мы и сравниваем их с машинами. Поражений, конечно, случаются, но о длительных сериях неудач не может быть и речи. И это главный показатель высочайшего уровня. Если команда не обращает внимание на рутинность или сложность календаря, травмы игроков, спад результативности лидеров или просевшую физику, и продолжает добывать победы где-то на классе, где-то на морально-волевых качествах, то такая команда способна на большие победы. «Автомобилисту» предстоит ещё весь сезон доказывать свой новый статус лидера КХЛ, но есть ощущение, что запаса прочности уральцев хватит, чтобы пройти этот путь до конца.
Фото: Антон Басанаев, photo.khl.ru
Тренерская гибкость, короткая скамейка и народная любовь
Даже пытаясь найти общие черты в «Автомобилисте», СКА и ЦСКА, мы неизменно выделяли отличительные черты уральской сенсации. В первую очередь, речь идёт о комплектовании команды. Да, состав «Автомобилиста» высокого уровня, но в Екатеринбурге, несмотря на увеличившееся финансирование, и близко не было тех возможностей для комплектования команды, которые есть в двух российских столицах. СКА и ЦСКА в последние годы неизменно стоят первыми в очереди на всех лучших российских игроков, прикрывая такие привилегии интересом сборной России. Соперничать с базовыми клубами национальной команды в этом вопросе невозможно. СКА и ЦСКА не просто комплектуют состав лучшими игроками, но и непомерно удлиняют скамейку запасных, что даёт тренерам «армейцев» практически безграничный простор для ротации.
Ростер «Автомобилиста» куда как беднее, в Екатеринбурге на счету буквально каждый хоккеист. Выше мы писали о далеко не самой звёздной защите, а в нападении за спинами Да Косты, Доуса, Секстона, Голышева и Франсиса Паре, находятся Илья Крикунов, Егор Миловзоров, Георгий Белоусов, Вячеслав Литовченко. Можете ли вы представить этих ребят в составе СКА и ЦСКА? И мы не можем, а в «Автомобилисте» они не только выполняют огромный объем черновой работы, но и набирают важные очки, и лидерство уральцев в лиге – их прямая заслуга. У «Автомобилиста» и в помине нет такой длинной скамейки, как у «армейских» суперклубов, и это первое ключевое отличие екатеринбуржцев.
Из первой причины уникальности «Автомобилиста» вытекает и вторая – фигура тренера. Андрей Мартемьянов терпеливо работает с каждым своим подопечным, он сторонник лояльного отношения к хоккеистам, какого бы уровня они не были. Для Мартемьянова характерны длинные разговоры и объяснения хоть с каждым своим игроком, они заменяют крики, ругань и наказания. Андрей Алексеевич – один из самых образованных, обученных и гибких тренеров в КХЛ. Его команда не упирается в один стиль, как тот же ЦСКА, а отталкивается от соперника. Поэтому от «Автомобилиста» можно ждать как доминирования на площадке, так и терпеливой, выжидательной игры. Мартемьянов – очень открытый человек, и, кажется, он может найти подход абсолютно к любому хоккеисту. В успехах этого «Автомобилиста» его роль огромна, в лидеры лиги уральцы выбились не с помощью сумасшедшей селекции, а только благодаря своему наставнику, это на сто процентов тренерская команда. И в этом плане «Автомобилист» ближе к такому же системному «Ак Барсу» Зинэтулы Билялетдинова, чем к «армейским» грандам. Роль главного тренера в СКА и ЦСКА образца последних сезонов была существенно ниже, чем у казанского чемпиона и новоявленного топ-клуба из Екатеринбурга, и это второе важнейшее отличие.
Наконец, какая же самая главная особенность победного хода «Автомобилиста»? Это отношение к успехам уральцев со стороны болельщиков со всей России, народ обмануть невозможно. Победы СКА и ЦСКА, основанные на безграничных возможностях этих команд и сопровождающиеся популистскими разговорами о благе для национальной сборной, раньше попросту раздражали, а сейчас воспринимаются равнодушно. За «Автомобилист», команду с не самым ярким составом, зато с умнейшим российским тренером, хочется только радоваться.
Радоваться, что в российской провинции появилась очередная крутая команда, в триумфе которой (пока промежуточном) нет ни грамма фальши.