Зарплаты игроков «Автомобилиста»: у Голышева 20 млн, у Егоршева – 50
На днях наши коллеги из «Спорт-экспресса» опубликовали статью с заголовком «Сколько стоит гегемония «Автомобилиста»? Все зарплаты хоккеистов лидера КХЛ». Нетрудно догадаться, что её центральной темой стали траты команды из Екатеринбурга, чьим спонсором является УГМК. В тексте упоминаются все хоккеисты, чья заработная плата превышает 10 млн рублей в год. Таковых оказалось 22 – почти вся команда.
Из статьи мы узнали, что самым высокооплачиваемым игроком «Автомобилиста» является Найджел Доус, который только по окладу получает 150 млн. В тройке самых дорогих хоккеистов команды ещё два новичка-легионера Дэн Секстон (80 млн) и Стефан Да Коста (60 млн). Недалеко от них ушёл и основной вратарь уральцев Якуб Коварж, чьё жалование, по данным наших коллег, составляет 56 млн рублей в год.
Не сказать, что эти цифры шокировали. Хоть какое-то обсуждение в комментариях и соцсетях вызвала разве что зарплата Станислава Егоршева. Уже немолодой защитник, почти не выступавший в своей карьере за топ-клубы и давно не набирающий и 10 очков за сезон, якобы получает полсотни миллионов рублей. Нехило.
На этом фоне мизерной кажется зарплата Анатолия Голышева, но здесь надо поаплодировать Олегу Гроссу. Один из боссов «Автомобилиста» заключил крайне выгодную для клуба сделку, оставив своего лучшего бомбардира на три года с зарплатой всего в 20 млн рублей. Стив Айзерман, однажды проделавший подобный трюк с Никитой Кучеровым, одобрил бы.
Но всё же главный вывод из этой статьи – суммарный зарплатный бюджет «Автомобилиста», который переваливает за миллиард. Уральцы, так же как и другие топ-клубы, уверенно пробивают потолок (850 млн в сезоне-2018/19) и глобально мало чем отличаются от конкурентов. Правда, и до СКА с ЦСКА им пока всё-таки далеко. Открытые цифры дают понять, что клуб из Екатеринбурга – не выскочка и вовсе не Робин Гуд, а новая сила. И это нормально.
«На клуб ведётся спланированная информационная атака»
«Автомобилист» выждал паузу в день и выступил с официальным заявлением. Заявлением, прямо скажем, странным. «С возмущением отмечаем, что в последние дни резко увеличилось не имеющее ничего общего со спортом давление на «Автомобилист», на наш клуб в эти дни ведётся спланированная информационная атака», — идёт в контратаку уральский клуб.
«Мы являемся свидетелями целой серии предвзятых материалов, вполне возможно, носящих заказной характер. Большая часть из этих материалов вышла в печатной, электронной и видеоверсии издания «Спорт-экспресс», — продолжает жечь глаголом «Автомобилист». Материалов действительно было несколько, и в некоторых авторы вопрошают: а все ли деньги из подозрительно раздутых контрактов игроки получают на руки?
Менеджеров и владельцев «Автомобилиста» подобные риторические вопросы могли возмутить, задеть за живое. На это намекает следующий пассаж: «Данное издание без каких-либо официальных ссылок на источники опубликовало недостоверные данные о доходах хоккеистов, допуская при этом некорректные, пренебрежительные высказывания об отдельных игроках и руководителях нашей команды».
Далее «Автомобилист» в своём пресс-релизе напоминает о том, что зарплаты игроков в КХЛ конфиденциальны, а также даёт понять, что раскрытие подобной информации наносит ущерб деловой репутации клуба. Похоже, пахнет судом.
Ноябрь – не время заказных статей. Подождите плей-офф
Клуб настаивает, что материалы про «Автомобилист» предвзятые, спланированные и, возможно, даже заказные. Обвинения серьёзные. Но чем они подкреплены? Если есть заказ, то должен быть и заказчик. В Екатеринбурге уверены, что здесь и сейчас стоят костью в горле у всей лиги. Формально они являются конкурентами «Ак Барса», «Авангарда» и «Салавата Юлаева» с «Магниткой», но ранее ни один из этих клубов в информационных войнах замечен не был. Ну, разве что в портфолио Геннадия Величкина есть различные фортели, но у него в начале ноября и своих забот хватает.
Вроде бы всё указывает на некую ревность со стороны ЦСКА и СКА. Они привыкли доминировать в лиге, делить между собой две первые строчки не только в конференции, но и в сводной таблице. А ещё оба «армейских» клуба частенько подвергаются подобным «атакам». Помните, как прямо во время плей-офф в прессе появилась информация о баснословных бонусах за победу в Кубке Гагарина, обещанных игрокам СКА? Речь шла, страшно сказать, о 40 млн рублей на человека. Будучи сами пострадавшими, они явно не прочь раскрыть публике глаза с посылом «мы такие не одни».
Вот только что СКА, что ЦСКА играют в долгую. Они, в отличие от «Автомобилиста», который дальше второго раунда плей-офф в своей истории не заглядывал, знают, что всё самое важное происходит ближе к апрелю. Вот тогда можно и пораскачивать лодку. В разные годы сообщения о переходах тех или иных игроков совпадали с важными для их команд сериями. В походе за кубком все средства хороши, но размахивать шашкой в середине гладкого чемпионата – сомнительное занятие. В Екатеринбурге, видимо по неопытности, пытаются поймать чёрную кошку в тёмной комнате.
Зарплаты в КХЛ давно секрет Полишинеля
Так откуда же в распоряжении «Спорт-экспресса» появились данные о зарплате почти всего состава «Автомобилиста»? В спортивном мире подобные инсайды – явление вполне распространённое. Способы сбора информации могут быть самые разные: агенты, руководители, сами игроки, приближённые. В КХЛ всё куда проще. Несмотря на то что для общественности зарплаты в лиге закрыты, все они хранятся в ЦИБе – Центральном информационном бюро. Оно представляет собой базу со сроками контрактов, суммами и деталями вроде бонусов, которые, кстати, в материале наших коллег тоже указаны.
Доступ в ЦИБ защищён логином и паролем, но получить из него информацию не такая уж сложная задача. Даже не обязательно самому обладать секретными данными. Достаточно иметь в качестве источника человека, имеющего соответствующий доступ. Это и агенты, и генеральные менеджеры клубов, и даже рядовые сотрудники лиги. Круг, если подумать, не такой уж и узкий. Отсюда и такая точность в приведённых данных: не 40 млн у Егора Миловзорова, а 41, не 50 у Никиты Трямкина, а 48. Именно потому что мы прекрасно знаем, как и откуда берутся подобные цифры, заявление «Автомобилиста» о якобы недостоверных данных выглядит неубедительно.
Вообще, контракты в КХЛ уже давно стали секретом Полишинеля. Если вы продвинутый болельщик, умеющий работать с информацией, то знаете, что по новому контракту Сергей Мозякин получает (без бонусов) 180 млн в год, а новичок уральцев Николай Кулёмин – 160. Ни для кого не был секретом порядок суммы в контракте Ильи Ковальчука, когда он менял «Нью-Джерси» на СКА. Если свести дебет с кредитом, то можно без проблем выяснить, что большинство новичков прошлым летом ЦСКА подписывал на трёхлетние контракты с таксой 100 млн.
В апреле Sports.ru раскрыл зарплаты 53 хоккеистов КХЛ, больше половины которых выступают за два «армейских клуба». И некоторые из них, вроде $ 2,2 млн Алексея Марченко, выглядели несколько сюрреалистично. Но ни СКА, ни ЦСКА не разродился заявлением вроде того, что опубликовал на своём сайте нынешний лидер чемпионата. Да что там, далеко ходить не надо, мы в «Чемпионате» посреди прошлого сезона сделали доступными зарплатные бюджеты всех клубов КХЛ. Претензия со стороны клубов была всего одна: складывать зарплаты с ещё не выполненными бонусами – некорректно.
Почему раскрыли зарплаты только одного клуба?
Так что же так возмущает «Автомобилист»? Единственное, в чём можно согласиться по части претензий к СМИ, – это одностороннее освещение проблемы. По сути, зарплаты уральцев вырваны из контекста. Обыватель, взглянув на 30 млн достаточно среднего защитника Михаила Мамкина, ужаснётся. Не все, я думаю, поймут 42 млн, предназначенные Кириллу Лямину. И тут уже речь идёт об оценке не только простых болельщиков, но и специалистов. Зарплаты российских хоккеистов в «Автомобилисте» и правда могут показаться завышенными. Но этому есть своё объяснение.
Создать топ-клуб КХЛ с нуля, имея среди ценных активов разве что Анатолия Голышева, – задача архисложная. Прежде всего нужно подобрать классных легионеров. С этим уральцы справились на отлично, не скупясь на контракты варягам. Можно попробовать вернуть россиян из-за океана, и в случае с Никитой Трямкиным это сделать удалось. Ещё один путь – перебивать контракты ограниченно свободных агентов. И вот здесь руководство «Автомобилиста» выбрало альтернативный путь. Вместо того чтобы платить компенсации конкурентам, екатеринбуржцы стали подписывать неограниченно свободных агентов. Да, игрокам при этом слегка переплачивают, зато клуб не тратится на трансферы.
Ну так вот, если сравнивать «Автомобилист» с другими клубами КХЛ, то таких Егоршевых можно найти везде: от Москвы до Хабаровска. Степан Захарчук, который в техническом плане защитник третьей-четвёртой пары, получал в «Ак Барсе» под 70 млн в год. Примерно такую же сумму в Омске пару лет назад «насыпали» Максиму Пестушко, который сейчас не может найти работу. Примеров масса. А почему здесь и сейчас стали известны зарплаты только игроков «Автомобилиста», так всё просто – инфоповод. Надо понимать, что любой журналист работает по событию. Железо надо ковать, пока оно горячо. Зарплаты «Автомобилиста» интересны только тогда, когда команда идёт на первом месте. Это просто ещё один ответ на вопрос «как им это удаётся?».
«Автомобилисту» нечего стесняться. И пора привыкать к давлению
Самое забавное в этой истории то, что «Автомобилисту», который так резко отреагировал на невольное раскрытие своей платёжной ведомости, абсолютно нечего стесняться. Зарплаты Доуса и Трямкина, Да Косты и Егоршева могут казаться безумными только на фоне доходов обычных граждан. Но разве для кого-то новость, что не только врачи с учителями, но и топовые специалисты в своих сферах смотрят на спортсменов снизу вверх? Так устроена индустрия, и подобное расслоение существует не только у нас. Где-то пропасть больше, где-то меньше, но суть одна. Насколько это справедливо – другой разговор. Важно лишь то, что «Автомобилист» не придумал эту систему, а лишь играет по установленным правилам.
«Автомобилист» тратит как топ-клуб и идёт первым среди топ-клубов с отрывом в восемь очков. Найджел Доус зарабатывает больше $ 2 млн, но сколько ещё должен получать лучший бомбардир второй по силе лиги мира? Если бросить взгляд сначала на статистику игроков, а потом на их зарплаты, то с трудом наберётся и тройка тех, кто не отрабатывает свои деньги. Разумеется, в контексте российских хоккейных реалий. Будь у нас жёсткий потолок, ослабленный (или вовсе отменённый) лимит на легионеров, а спорт – бизнесом, мы бы рассуждали совершенно иначе.
Когда-то, во времена Суперлиги, в Хабаровске была в ходу страшилка о том, как все клубы страны хотят избавиться от самобытного «Амура», чтобы не летать на Дальний Восток. В отдельных городах по сей день жива легенда о сговорившихся московских судьях, которые так и норовят засудить маленькую, но гордую провинциальную команду. Вот только эти адепты теории заговоров отчего-то не замечают, что нынче почти все судьи живут в Москве, а значит и представляют столицу.
Вот и «Автомобилист», отправляясь на поиски масонов и заказухи, ведёт себя как провинциал в худшем значении этого слова. В Екатеринбурге почему-то не замечают, что подавляющее большинство болельщиков и журналистов радуются их восхождению, считая глотком свежего воздуха в лиге двух клубов со звёздами на груди. А давление, на которое сетуют уральцы, это неотъемлемая часть внимания. Оно было, есть и будет. Когда вы на виду, то всем вокруг интересно сколько вы тратите и зарабатываете. Спросите звёзд шоу-бизнеса, которые только и успевают отбиваться от папарацци. Всем, кто к этому не готов, лучше оставаться серыми середняками. Выбор есть всегда.