В выходные компания Quiksilver презентовала первый, а значит уже потенциально легендарный, полнометражный фильм о сёрфинге в России. Два года съёмок, уникальные локации, профессиональные сёрферы и невероятная красота нетронутой природы — всё это без лишних преувеличений про фильм «Прибой».
Смотреть на официальном канале в YouTube.
Сразу после премьеры мы пообщались с одним из героев картины Сергеем Расшиваевым и режиссёром Костей Кокоревым, чтобы узнать, насколько непросто создавать такое большое кино и каково это — быть первыми в своём деле. Ведь согласитесь, что словосочетание «сёрфинг в России» даже звучит странно. Но что, если однажды вы узнаете, что всё гораздо проще…
— Каково это — быть первопроходцами?
Сергей Расшиваев: Это, наверное, в первую очередь интересно. Когда стало понятно, что в своей же стране полно «открытий» в плане сёрфинга и волн, мы решили этим заняться. До этого путешествовали по всему миру. Думаю, люди в основном начинают заниматься чем-то основательно, когда приходит какое-то осознание, по этой причине.
— Что вас с командой вдохновило на создание первой полнометражки о сёрфе в России?
— Идея обсуждалась уже очень много лет. Мы хотели, но было не совсем понятно, сможем ли мы потянуть такой фильм. Финансово очень затратно, времени много нужно и т.д. Поэтому сначала был проект, состоящий из эпизодов. Думаю, что финалом стал 5-й эпизод. Он получился очень атмосферным, и главное, мне кажется, дал понять Косте Кокореву, режиссёру картины, что он сможет осилить полный метр. В рамках проекта SurfSiberia раскрывался его талант и рождалось всё больше понимания о сёрфинге в России, о людях, которые им занимаются, и не только. Когда в один из трипов по работе Костя предложил мне взяться за этот большой проект, я сразу согласился. Тогда ещё, конечно, не понимал, к чему всё ведёт (улыбается).
— Многие райдеры говорят, что сейчас не так сильно востребовано полнометражное экшн-кино из-за того, что почти у каждого атлета есть свои видеопрофайлы и людям, чтобы вдохновиться, достаточно посмотреть 5-7 минут видео. Согласны с этим или это не совсем так?
— Такая ситуация имеет место быть. Только это касается экшена в чистом виде. Если честно, то смотреть, как суперкруто катается даже лучший сёрфер, нереально скучно. Да, смена локаций, музыки и ракурсов держит твоё внимание, но недолго. Тем более что поделиться нереальным трюком можно и в «Инстаграм». Все так и делают.
Фильм «Прибой» совершенно другой. Костя снимал кино о стране, о людях. Я полностью разделяю именно такой подход. У нас очень мало сёрфинга для классического сёрф-видео или фильма. Да и, честно говоря, немного странно было бы пытаться конкурировать с мировыми ПРО в уровне катания или с «голливудским продакшеном» в крутизне съёмок.
— Сколько по времени вы работали над картиной?
— Если брать именно полный метр, то полтора года. Съёмки чередовались с постпродакшеном.
— По какому принципу выбирали съёмочные локации?
— По тому, что нам было интересно. Был список мест, и мы их объезжали в зависимости от возможностей или прогноза волн.
— Если вообще в двух словах рассказать простому обывателю о том, где можно сёрфить в России, то где эти самые места?
— Любой крупный водоём, где дует ветер. Если новичку, то лучше там, где есть школы. Камчатка, Питер, Калининград, Владивосток, Крым.
— С какими сложностями вам приходилось сталкиваться на площадке? Всё-таки погодные условия в нашей стране довольно переменчивые.
— В нашем случае было очень трудно снимать прямо по плану. Как в кино. Случалось очень много раз, что хотели сделать одно, а вышло другое. Но я хочу сказать не об этом. Самое интересное — не трудности, которых было навалом, или нехватка средств, ресурсов. Тут важно другое. Куда бы мы ни поехали, везде приходили одни из лучших прогнозов за последние год – два. Многое складывалось так удачно, что считаю на неудачи нам пенять не стоит. В одном известном экшн фильме The Fourth Phase команда ждала почти месяц погоды на Курилах. И в итоге так ничего и не сняла из-за трудностей с пограничниками. Мы же ждали всего три дня, попали на Курилы и сняли всё, что хотели. Это только один из примеров.
— Сколько человек работали над фильмом?
— Если всех посчитать, кто чем-то помог, то, наверное, человек 60-70 были так или иначе задействованы в процессе.
— Сёрфинг в России — звучит сурово. Как тебе кажется, что нужно делать, чтобы его популяризовать?
— Создавать контент, заряжать людей своим примером. Создавать инфоповоды и рассказывать через них в СМИ о том, что это есть. Мы занимаемся этим уже много лет. Вопрос только в том, чтобы не прекращать. Хотя пару лет назад я понял, что если даже самые активные участники серф движения перестанут это делать, то сёрфинг в России будет всё равно развиваться. Может, медленнее, но не умрет. Процесс запущен, и он живёт.
— Есть ли какие-то места для катания в России не с ультрасложными погодными условиями?
— Конечно, летом можно кататься везде. Ну, может быть, кроме Баренцева и других северных морей. Чёрное море, Каспийское – там можно кататься без гидрокостюма. В Питере тоже можно было бы, но ветра мешают. В Калининграде можно сёрфить летом.
— Впервые встать на сёрф новичку в России — это реально?
— Да, полно таких примеров. Конечно, в тепле и на океане можно успеть больше за меньшее время, но если вы живёте у моря или большого озера (Ладога, Байкал и т.д.), то начать и практиковаться можно и там.
— Если охарактеризовать картину, которая получилась, в двух предложениях, то как бы ты о ней рассказал?
— Фильм о России и людях, в ней живущих, через призму сёрфинга. Фильм о тех, кто не защищается стереотипами, а, рискуя, идёт своим путём и ищет возможности.